Пришедшие на фестиваль, к примеру, с искренним удовольствием погружались в таинство японской чайной церемонии. Чай, который согласно традиции необходимо выпить в три глотка, подавался с традиционными для Страны восходящего солнца сладостями. В это время гости обменивались впечатлениями от чаепития и интересовались традиционным японским нарядом – кимоно. Такой интерес вполне объясним: кимоно ручной работы с тонкими росписями трудно назвать просто одеждой. Это, скорее, произведение искусства, как кимоно знаменитого мастера живописи и текстиля Итику Кубота. Он более 40 лет посвятил изучению старинной росписи и в итоге разработал свой стиль работы с тканью – сложное сочетание красок, вышивки, тиснения и стежка. Каждое его кимоно представляет собой 2,5 м художественного произведения ручной росписи и стежков.
Продолжает удивлять и вдохновлять возвышенная и одновременно практичная философия японцев. Их минималистский стиль, например, в интерьере хорош и поучителен. Жители этой небольшой по территории страны смогли придумать множество дизайнерских хитростей, которые помогают их небольшим домам и квартирам выглядеть более просторными. Японцы давно живут по принципу «хочешь купить новую вещь или предмет – освободи для нее место». Если место никак не находится, значит, эта вещь тебе не нужна, утверждают они. С такой философией легко жить в гармонии с собой!
Сегодня все больше казахстанских компаний внедряют другой японский принцип – кайдзен, означающий постоянное совершенствование. Японское агентство международного сотрудничества запустило даже специальный проект «Доктор Практика» в поддержку малого и среднего бизнеса Казахстана. Совместно с фондом «Даму» проект ведет Хаджиме Сузуки из Казахстанско-японского центра. «Лечение» по принципу кайдзен сейчас проходят пять компаний Алматы и Алматинской области. Предприятия получают консультации по улучшениям, пробуют предлагаемые методы работы. У каждой компании свои «болячки», и для «Доктора Практика» важно показать и доказать, что изменения вполне реальны и осуществимы. «Нельзя начать улучшения сразу на всем предприятии, – утверждает Хаджиме Сузуки. – Нужно выбрать один участок работы, изменить его, чтобы он стал примером успеха. Так постепенно компания поднимется на новый уровень».
Завершившийся в Алматы фестиваль подтвердил, что японская культура привлекает с каждым годом все больше казахстанцев. Эксперты объясняют такой глубокий интерес поликультурностью казахстанского общества, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, верований и традиций. Изучая феномен поликультурного воспитания в Казахстане, специалисты называют международное сотрудничество его важным компонентом. Неудивительно, что мастер-классы по исекатагами – японскому ремеслу изготовления бумажных трафаретов для окраски текстиля, а также по написанию иероглифов, приготовлению японских блюд, игре в японскую традиционную кендама посетило в текущем году рекордное количество людей. Особенно много молодых казахстанцев привлекли показ японских боевых искусств, выступление группы «Ооэдодайко» на барабанах тайко и искусство оригами.
Фестиваль японской культуры внес серьезную лепту в развитие взаимопонимания и дружбы между Казахстаном и Японией. Международное сотрудничество народов, истоки которого уходят в глубину веков, – это объективно необходимый процесс, и его развитию не может препятствовать ничто.