Дополнительный рычаг влияния

659
Марат Когамов, доктор юридических наук, профессор, почетный юрист РК (Maqsut Narikbayev University)

Возможность отзыва депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов, избранных по одномандатным территориальным избирательным округам, – форма выражения «слышащего» государства.

фото из личного архива

Глава 13-2 «Отзыв депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов, избранных по одномандатным территориальным избирательным округам» введена впервые в Конституционный закон «О выборах в Республике Казахстан». Она направлена на исполнение конкретного поручения Главы государства в той части его Послания, где прямо указано на то, что «связь депутатов с избирателями также упрочит переход к императивному мандату. Это дополнительный рычаг влияния на народных избранников, потому что появится возможность их отзыва в случае ненадлежащего исполнения предвыборных обещаний. Подобный подход значительно укрепит демократические традиции и будет содействовать укоренению новой политической культуры, основанной на взаимной ответственности и доверии».

Данное поручение реализовано рес­публиканским референдумом 5 июня 2022 года и воспроизведено в нормах Закона РК «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан», а затем – приведенным выше Конституционным законом «О выборах в Республике Казахстан».

Безусловна органическая связь новых норм этого закона с нормами Конституционного закона 1995 года «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов», в котором также появилось новое основание к прекращению полномочий депутата Мажилиса в связи с его отзывом избирателями по одномандатному территориальному избирательному округу.

Дело в том, что оба этих закона с момента их принятия, как и, собственно, практика избрания депутатов, прекращения их полномочий, не содержали такого основания к прекращению полномочий депутата соответствующего уровня, следовательно, не выражали полного волеизъявления избирателей, в том числе по вопросу возможного досрочного прекращения его полномочий путем отзыва.

Тогда как практика депутатской деятельности настоятельно диктовала важность закрепления такого основания к прекращению полномочий депутата, поскольку не все из них оправдывают доверие. Иначе говоря, они не полноценно выполняют свою роль и предназначение, а также предвыборные обещания, предложенные своим избирателям.

Отсюда вполне логично, что жизнь и законодатель внесли свои коррективы в непростой вопрос повышения эффективности правового регулирования правового статуса депутатов страны.

В целом, судя по общедоступным источникам информации, институт отзыва выборных лиц, включая депутатов, скорее, нельзя отнести к числу очень характерных для законодательства большинства иностранных государств.

Прежде всего Конституционный закон определяет правовой статус депутата, который может быть отозван из состава соответствующего законодательного и представительного органа власти исключительно и только его избирателями в порядке, установленном нормами Конституционного закона «О выборах в РК». Это только депутат, избранный по одномандатному территориальному избирательному округу, то есть депутат Мажилиса Парламента и депутат соответствующего маслихата (области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения).

При этом функции по организации отзыва депутата Конституционный закон возлагает на те избиркомы, которые организовали его выборы: окружные, территориальные избирательные комиссии.

Для инициирования отзыва депутата его избирателями Конституционный закон закрепляет определенные основания. В чис­ле ключевого определена утрата доверия к депутату в глазах избирателей. Данное словосочетание, понимаемое довольно широко, тем не менее содержит в себе ясно выраженное отрицательное отношение избирателей к своему избраннику в силу его личностных и профессиональных качеств, проявившихся на посту депутата.

Таковыми могут быть обстоятельства, которые порождают обоснованные сомнения в его честности, порядочности, добросовестности, искренности мотивов поступков, способности эффективно исполнять депутатские обязанности, стабильно взаимодействовать с избирателями, грамотно и полно выполнять свои предвыборные обещания и наказы избирателей.

В качестве формы утраты доверия к депутату со стороны избирателей Конституционный закон выделяет невыполнение им своей предвыборной программы, что еще раз указывает на важность ее реалистичности при разработке, а потом и выполнимости в пределах компетенции.

Собственно, требования к содержанию предвыборной программы кандидата в депутаты Мажилиса Парламента, мас­лихата изложены в соответствующих нормах закона.

Исключительно соображениями законности и обоснованности инициирования отзыва депутата избирателями, гарантией его нормальной деятельности выступают законодательные ограничения по срокам, до истечения которых инициирование такого отзыва не допус­кается. Конституционный срок полномочий депутата Мажилиса составляет 5 лет. Ровно столько лет отводит течению срока полномочий депутата маслихата области, города рес­публиканского значения, столицы, района, города областного значения Закон «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан».

В этой связи инициирование их отзыва избирателями не допускается в течение первого и последнего годов работы в статусе депутата Мажилиса Парламента РК, депутата маслихата области, города респуб­ликанского значения, столицы, района, города областного значения. Аналогично допускается повторный отзыв действующего депутата путем инициирования этого вопроса избирателями, который может иметь место только после истечения одного года с момента опубликования итогов голосования и до начала последнего года его работы в этом статусе.

Нормы Конституционного закона вполне определенно указывают на круг избирателей, имеющих право возбуждения вопроса об инициировании отзыва депутата: в него входят избиратели соответствующего одномандатного территориального избирательного округа.

Конституционный закон «О выборах в РК» предъявляет четкие требования к правовому статусу избирателя, который вправе инициировать вопрос об отзыве депутата соответствующего уровня власти. Эти положения получили закреп­ление в нормах статьи 4 «Всеобщее избирательное право», статьи 24 «Списки избирателей (выборщиков) и порядок их составления», статьи 25 «Включение в списки избирателей (выборщиков)».

Согласно нормам закона, поводом для начала процесса инициирования отзыва депутата, избранного по одномандатному территориальному избирательному округу, служит заявление избирателя в территориальную избирательную комиссию. Такое заявление, судя по смыслу норм Конституционного закона, может быть подано также группой избирателей.

Заявление должно быть мотивировано, с указанием в нем конкретного основания, по которому депутат подлежит отзыву из состава депутатов соответствующего созыва Мажилиса Парламента или маслихата. Заявление подлежит обязательному приему и регистрации избирательной комиссией, если оно исходит от избирателя данного одномандатного округа и в нем указана конкретная причина отзыва депутата.

О факте регистрации заявления или об отказе в этом в письменной форме во всех случаях и обязательно ставятся в известность заявитель и вышестоящая избирательная комиссия. В том числе с указанием права избирателя (заявителя) на обжалование решения избирательной комиссии в суд в течение десяти дней с момента принятия решения об отказе.

Согласно нормам Административного процедурно-процессуального кодекса РК жалобы на отказ в регистрации заявления об отзыве депутата, как правило, подсудны специализированным районным и приравненным к ним административным судам. Решение комиссии (о регистрации заявления либо об отказе в регистрации) доводится до сведения заявителя и вышестоящей избирательной комиссии (зависит от правового статуса депутата) в течение трех дней с момента его принятия.

Закон не указывает срока, в течение которого избирательная комиссия рассматривает заявление избирателя. Надо полагать, рассмотрение такого заявления должно быть безотлагательным.

После регистрации заявления избирательная комиссия размещает на своем интернет-ресурсе разработанные ЦИК образцы подписного листа, которые используются избирателем, инициативной группой избирателей для сбора порогового значения подписей как основания для отзыва соответствующего депутата.

Согласно нормам Конституционного закона, деятельность по сбору подписей возлагается на инициатора отзыва, то есть соответствующего избирателя или инициативную группу избирателей. Для сбора подписей закон отводит тридцать календарных дней, исчисляемых со дня регистрации избирательной комиссией заявления об отзыве депутата.

Результаты сбора подписей избирателей за отзыв депутата могут иметь два последствия. Во-первых, при преодолении порогового значения, то есть при сборе подписей в 10 и более процентов от общего числа избирателей данного одномандатного избирательного округа, заполненные подписные листы передаются в избирательную комиссию для продолжения работы с ними уже в рамках комиссии.

Во-вторых, при недостижении значения в 10% от общего числа избирателей данного одномандатного избирательного округа, а также при непредоставлении подписных листов после завершения установленного законом 30-дневного срока для сбора подписей или по любым иным причинам их отсутствия избирательная комиссия путем принятия решения прекращает процесс отзыва депутата его избирателями, в том числе признает подписные листы недействительными.

Исключительно соображениями объективности хода сбора подписей продиктованы положения Конституционного закона, направленные на проверку достоверности подписей и мест проживания избирателей, подписавших подписные листы по отзыву депутата. Такая проверка проводится ими при обязательном участии уполномоченного органа по документированию и выдаче паспортов и удостоверений личности (Комитет миграционной службы МВД РК, его территориальные подразделения).

Нормы Конституционного закона содержат полный перечень данных, которые отражаются в подписываемом только один раз и лично им подписном листе избирателя. Данный перечень сведений об избирателе не подлежит расширительному или произвольному толкованию при его проверке на предмет достоверности подписи избирателя и данных о нем. В контексте изложенного подписные листы неустановленной ЦИКом формы, а также заполненные с нарушением требований Конституционного закона считаются недействительными.

Процесс завершения проверки подпис­ных листов избирательной комиссией требованиям закона одновременно констатирует начало проведения голосования избирателей данного одномандатного избирательного округа по отзыву депутата. Данная работа возлагается на избирательную комиссию, которая первоначально организовала выборы депутатов в этом избирательном одномандатном округе. Решение о проведении голосования принимается комиссией не позднее одного дня после завершения проверки подписных листов избирателей.

На проведение такого голосования законом отводится не более двух месяцев со дня объявления решения об этом.

В контексте высокой правовой культуры избирательного процесса и нравственных начал выборного процесса следует понимать требования норм Конституционного закона об обязательном письменном уведомлении депутата об инициировании в отношении него вопроса о его отзыве данной избирательной комиссией не позднее трех рабочих дней с момента принятия решения о проведении (назначении) голосования.

Важным в рассматриваемом вопросе остается право инициатора отзыва депутата, а также избранного депутата, процесс по отзыву в отношении которого начат, на проведение агитации, соответственно, за или против данного отзыва. В этой связи для проведения агитации за сохранение своего правового статуса депутату Мажилиса Парламента отводится не более 5 календарных дней, депутату соответствующего маслихата – не более 3 календарных дней с момента принятия решения о проведении голосования.

Голосование по вопросу отзыва депутата проводится аналогично порядку, установленному при стандартном голосовании, но с учетом особенностей, зак­репленных в нормах Конституционного закона. Отзыв депутата будет считаться правомерным при двух условиях: если в голосовании примут участие не менее одной трети избирателей одномандатного избирательного округа и если более 50% из них проголосуют за отзыв.

Итоги голосования по отзыву депутата подводятся на заседании и оформляются протоколом соответствующей избирательной комиссии, а также подлежат обязательному обнародованию в СМИ в трехдневный срок со дня завершения голосования.

Вполне закономерно, что если состоялся отзыв депутата, соответствующая избирательная комиссия назначает новые выборы депутата в установленном законодательством порядке в рамках одномандатного территориального избирательного округа.

Популярное

Все
Чем чревато обещание мгновенного успеха?
Акмолинец Альмукан Сембинов брал Варшаву и Берлин
Память Рахимжана Кошкарбаева почтили в Астане
В Тегеране помнят о погибших советских воинах
Фестиваль книги преобразовался в театрализованное шоу
Алькей Маргулан посвятил археологии всю жизнь
«Мир казахов» пришел к англичанам
Лучших знатоков казахского языка определили среди гвардейцев
Семей: что показать туристам?
Казахстан служит примером для стран, ищущих свой путь развития
Быть учителем непросто
История Галымжана Габдрешова воодушевляет
Возможности внедрения альтернативных форм голосования обсуждают эксперты
Сенаторы требуют демонополизации рынка сотовой связи
Мажилисмены призывают не прощать закладчиков наркотиков
Степь цветет, радует глаз
Вклад АНК в построение Справедливого Казахстана обсудили в Павлодаре
Джигитам из Жамбылской области не было равных на XXIII чемпионате страны по кокпару
Рыбакина с огромным трудом обыграла Путинцеву
Ленка Газгольдер
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Тест на прочность: держаться вместе!
Волонтерство – элемент национального характера
100 новых домов начали строить в СКО для пострадавших от паводков граждан
Токаев: Чистота городов и сёл Казахстана должна стать образом жизни
Шестую с начала года нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Казахстанским компаниям стало проще выигрывать конкурсы закупок субъектов естественных монополий
Большая вода: принимаются меры для стабилизации цен в пострадавших регионах
Волонтеры тоже нуждаются в заботе
Юные гости восхищаются пейзажами Алматинской области
Рыбакина уверенно обыграла итальянскую соперницу на супертурнире в Испании
Почему Александр Невский с Ордой не ссорился?
В Казахстане дешевеют яйца
На весенне-полевые работы аграриям требуется 1,5 трлн тенге
Долговечность строений зависит от качества стройматериалов
Навигация открылась на судоходных водных путях в Казахстане
Более 30 лет скрывавшийся от правосудия насильник задержан в Павлодаре
Йеменские хуситы вновь атаковали суда в Красном море
Король Карл возвращается к публичной деятельности
Вода уходит, села возвращаются к нормальной жизни
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Дефицит поливной воды ежегодно наблюдается в Кызылординской области

Читайте также

«Біз біргеміз!» – и в горе, и в радости
Всепобеждающая сила любви
После лечения бойцы снова рвались на фронт
Рассказать о главном через песни и танцы

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]