
Промышленного выпуска модифицированного дорожного битума в Казахстане прежде не было. Установка по его производству на актауском заводе CASPIY BITUM является первой промышленной установкой по выпуску сертифицированного и инновационного продукта. Модифицированный битум – это компонент асфальтобетона, который придает дорожному полотну устойчивость к нагрузкам, увеличивает сроки эксплуатации покрытия. Это достигается за счет введения в состав нефтяного дорожного битума полимерного компонента (модификатора).
– Внедрение нового продукта в автодорожную отрасль выведет строительство автодорог в республике на мировой уровень. У нас принята большая программа «Нұрлы жол», объявленная Главой нашего государства. И выпуск модифицированного битума, который соответствует всем мировым стандартам, – это наш вклад в программу, – отметил советник генерального директора АО «КазМунаГаз-Переработка маркетинг» Галымжан Амантурлин.
Завод по производству дорожных битумов в Актау был введен в эксплуатацию в 2003 году. ТОО «CASPIY BITUM» стало совместным с китайским «СИТИК» предприятием. Установка по производству полимер-модифицированного битума была предусмотрена уже на уровне проектирования.
– Такой битум используют по всему миру именно при строительстве дорог высокого качества. Хочу подчеркнуть, что данная методика была разработана именно нашей компанией. Мы учитывали опыт стран Европы, России, Китая и Америки, – говорит генеральный директор ТОО «СП «CASPI BITUM» Чэнь Юн.
Вопрос повышения качества казахстанских автодорог сейчас стоит очень остро. Поэтому применение новых технологий в производстве дорожных битумов, которые повысят качество дорожного полотна, несомненно, – лучшее решение. Пока на актауском заводе выпустили первую опытную партию. После того как она пройдет все испытания, можно будет говорить о начале производства в промышленных масштабах.
– Выпуск такого продукта повлечет за собой снижение эксплуатационных затрат наших автодорожных компаний. Мы даем сигнал всем проектным и подрядным организациям, занятым в автодорожной отрасли, о том, что мы готовы к диалогу для повышения качества нашего продукта и присвоения ему бренда, который будет узнаваем не только в Казахстане, но и во всем мире, – считает первый заместитель генерального директора ТОО «СП «CASPI BITUM» Данияр Сатыбалдин.
Сырьем для производства битумов служит высокосмолистая нефть с месторождения Каражанбас. Она по своим физико-химическим характеристикам идеально подходит для приготовления битума. Процесс этот несложный: к базовому битуму на специальных установках добавляют полимеры. После чего полученная смесь выдерживается определенный срок в соответствии с техрегламентом.
– Проектная мощность этой установки составляет 200 тысяч тонн в год, операционная – до 120 тысяч. Если перевести в более понятные цифры, то это порядка 4 тысяч километров дорог за год наше предприятие может обеспечить модифицированным битумом, – говорит Данияр Сатыбалдин.
Вопрос транспортировки такого битума пока прорабатывают с НИИ, подрядчиками и логистическими организациями. Способов транспортировки, как традиционных, так и инновационных, много. В ближайшее время оптимальный способ будет выбран для того, чтобы битум не потерял в качестве.
– Стоимость продукта будет зависеть от применяемых модификаторов и от объема. Вопрос о ценообразовании на сегодня пока остается открытым. Мы намерены путем снижения себестоимости, путем применения лучших технологических решений прийти к оптимальной цене, – рассказывает первый заместитель генерального директора предприятия.
Сроки эксплуатации дорожного полотна с применением модифицированного битума, по словам специалистов, увеличатся в разы. Но все же будут напрямую зависеть от климатических условий.
– Мы много лет занимаемся вопросами качества битума и асфальтобетона. Для Казахстана с его резко континентальным климатом этот вопрос очень актуален. Низкие зимние температуры и очень высокие летние, резкие изменения температуры в течение суток в осенне-весенний период предъявляют особые требования к асфальтобетону и, естественно, к составной его части – битуму. В течение года мы проводим испытания полимеров, которые подбираются здесь, на этом предприятии, не только стандартными, но и нестандартными методами. И на сегодня по климатическим условиям именно этот модифицированный битум можно применять при строительстве дорог в Казахстане. При этом в северных районах нашей страны нужно будет применять одни составы, на юге и западе – другие, – рассказывает директор департамента строительных конструкций и материалов АО «КазДор НИИ» Галия Измаилова.
Как стало известно, новый битум будут использовать при строительстве дороги Западная Европа – Западный Китай.