
Выставка «Художественная изысканность живописных произведений, посвященных Шелковому пути, – квинтэссенция мира искусства древнего Чанъаня» вновь подтвердила, что китайская живопись – это дивный цветок в райском саду мирового изобразительного искусства. Экспозицию организовали Центральный государственный музей РК, Сианьский музей, Институт живописи и каллиграфии древней столицы Сиань и Музей масляной живописи «Тан Саньчао». Совместный проект музеев Китая и Казахстана реализован в целях укрепления дружественных связей, сотрудничества и обмена опытом в сфере культуры и искусства, в том числе музейного дела.
На суд казахстанского зрителя представили более 60 великолепных произведений китайских художников Тан Саньчао, Цуй Цзымо, У Чэнбиня и Чжоу Цисяна. Экспозицию поделили на две части: уникальная масляная живопись и традиционная китайская живопись гохуа.
Про китайскую живопись маслом следует сказать особо, поскольку она проникла в императорский Китай эпохи Канси во многом благодаря проповеднику Джузеппе Кастильоне и нескольким художникам, но история донесла до нас только имя одного из них – Пань Тинчжана. В итоге новое направление так глубоко укоренилось в искусстве Китая, что в стране сформировались сразу несколько школ масляной живописи. В 1920-х годах их разделили на реалистическое направление, новую школу живописи и школу модернизма. Во время Гражданской войны китайские художники изображали общественную жизнь, крупные исторические события, что дало основу для формирования унифицированной китайской масляной живописи.
Первая часть экспозиции посвящена творчеству современного художника Тан Саньчао. Его картины как раз выполнены в технике масляной живописи и выгодно отличаются богатой цветовой палитрой и искусной передачей объема. Их сюжеты интересны, героев произведений отличает накал эмоций и одновременно деликатность. Среди представленных в Алматы работ наиболее известные картины мастера «Слезы мужчины», «Отец красной земли», «Невеста из северной Шэньси», «Счастливая семья».
Масляная живопись Тан Саньчао изящная и живая, разноцветная и многообразная. Неудивительно, что в 2018 году художник удостоился высоких наград: «За значительный вклад в культуру и искусство в честь 40-летней годовщины начала политики реформ и открытости в Китае» и «10 великих деятелей Запада (Шелковый путь)».
Второй блок выставки посвящен традиционной китайской живописи гохуа. Здесь представлены работы трех мастеров каллиграфии и живописи. Первый из них – художник Цуй Цзымо, спектр произведений которого включает каллиграфию, гравировку печатей в стиле чжуань, гохуа, изделия из фарфора, скульптуру, инсталляции, карикатуры, фотографию. Цуй Цзымо удостоен награды за особые достижения в сфере культуры и искусства Международной ассоциации образования, науки и фольклорного искусства ООН.
Следующий мастер У Чэнбинь заведует творческой лабораторией «Шаньшуй» («Горы и реки») Сианьской академии литературы, истории и искусства. Наверное, поэтому большую часть своих картин он выполнил в стиле «Горы и реки», отразив красоту природного ландшафта. И, наконец, Чжоу Цисян – член Китайской академии скульпторов. Его произведения главным образом посвящены красоте природы и сюжетам деревни Цзинань.
Выставка дает редкую возможность насладиться искусством Китая и дарит прекрасное настроение. Для зрителей была организована встреча с художниками, которые рассказали, как создавались их картины, а также об истории живописи Китая, в том числе о традиционном стиле гохуа. Он предусматривает, что тушь или цветная краска наносятся на тонкий шелк или бумагу с последующим ее наклеиванием на свиток. Художественная ценность и глубокий смысл гохуа, по их словам, отражают концепцию единства неба и человека, чрезвычайно важную в китайской философии.