Эффективнее использовать возможности судоходства

1903
Серик Кабдулов
собственный корреспондент по Атырауской области

По данным Министерства транспорта, в ближайшие три года объем перевозок грузов речным транспортом в Иртышском, Жайык-Каспийском и Или-Балхашском бассейнах вполне по силам увеличить до 4,6 млн тонн. Сейчас же он не превышает 1,7 млн тонн, из которых более 90% перевозятся по Иртышу.

фото из архива автора

Чтобы нарастить речные грузоперевозки, планируется, в частности, обеспечить восстановление перевозок через Жайык-Каспийский канал, который целесообразно рассматривать как часть ТМТМ – Транскаспийского международного транспортного маршрута. Как утверждают отраслевые эксперты, осуществление данного проекта позволит расширить экспортные возможности таких компаний, как KPI и ТШО.

Включение Жайык-Каспийского канала в состав ТМТМ откроет новые перспективы для развития отечественного речного транспорта. Данный проект поз­волит укрепить связи с Китаем, странами Центральной Азии и Европы, а также послужит стимулом для экономического роста и развития региона.

Однако прошлогодний и грядущий паводки могут помешать воплощению амбициозного плана Минтранса. Изначально предполагалось углубить канал, впадающий в Каспийское море, до трех метров и обеспечить безопасный проход крупнотоннажных судов для экспортных перевозок в другие страны.

В прошлом году на дноуглубительные работы по каналу в республиканском бюджете было предусмотрено 5,3 млрд тенге. Однако в реальности удалось проделать лишь малую часть намеченного. Прибытие большой воды в низовья Урала, проблема сильного сгонного ветра в месте проведения мероприятий приводили к частым поломкам земснарядов. Усложняли работу и тонны мусора, приплывшего по течению.

В итоге углубление речного фарватера пришлось приостановить. Глубина морской части канала на сегодняшний день не превышает 1,5 метра при проект­ной 2,5 метра.

На текущий год финансовые средства на проведение дно­углубительных работ из бюджета решили пока не выделять, но и от идеи сделать канал судоходным Минтранс не отказался. В настоящее время сформирована бюджетная заявка на 2026 год.

То, что канал нужен, и раньше он уже играл большую роль в перевозке грузов, не подвергается сомнению. Проблема заключается в том, что устье Урала за последние несколько десятков лет сильно заилилось, так как с советских времен не чистилось ни разу.

Ранее по реке ежегодно перевозилось порядка 2,5 млн тонн грузов. Из истории известно, что еще 13 февраля 1925 года в Москве состоялось заседание секции транспорта и связи Госплана СССР. Было решено предложить Наркомату путей сообщения найти средства для организации судоходной трассы по Уралу. Несмотря на тяжелейшее экономическое и финансовое положение государства, такие средства в сумме 30 тыс. рублей, приличные по тем временам деньги, были выделены.

В советское время канал, его речной и морской участки, регулярно углублялись. Это обеспечивало и проход рыбы, и судоходство. Но в 1990-е годы работы прекратились как раз под предлогом заботы о рыбных запасах. В конечном итоге «защитники» природы добились лишь того, что произошло заиливание канала, что парализовало работу Гурьевского (ныне Атырауского) речного порта Уральского пароходства.

К примеру, в навигацию 2005 года предприятиями Жайык-Каспийского бассейна было перевезено лишь около 300 тыс. тонн грузов, в том числе негабаритных железобетонных конструкций и оборудования для компаний, ведущих разработку месторождения Кашаган.

Возобновление функционирования канала, безусловно, поз­волит расширить ассортимент перевозимых грузов, снизить их конечную стоимость. Правда, для этого дноуглубительные работы необходимо проводить ежегодно. Природная особенность речного устья состоит в способности заиливаться.

Но всегда ли эффективно ежегодно выделять из бюджета многомиллионные средства на упомянутые выше цели? К тому же проведением дноуглубительных работ должны заниматься компании, обладающие необходимым спецоборудованием.

Местные исполнительные органы склоняются к позиции, что у Атырауской области должна быть своя специализированная организация по проведению дноуглубления. Так как это не разовая акция, а систематическая и планово-регулярная работа по содержанию и эксплуатации рыбоходных и судоходных каналов и водоемов.

В советское время в регионе функционировало довольно крупное предприятие – машинно-мелиоративная станция. У этой организации были в наличии земснаряды, речные и сухопутные экскаваторы, бульдозеры, насосные станции, производственно-ремонтная база. Но из-за отсутствия заказов по дноуглублению и мелиорации станция обанкротилась.

Такое предприятие, считают в регионе, нужно возродить, приобретя для него нужную технику и набрав на работу специалистов-водников и мелиораторов. Необходимо расширить возможности для судоходства во имя экономического процветания страны.

Популярное

Все
День строителя
Страна отмечает 180-летие великого Абая
Президент: Идеи Абая и сегодня служат делу формирования нового качества нации
В Семее стартовало строительство Дома дружбы – подарок от Мангистауской
В Кызылординской области все больше сёл отказываются от продажи алкоголя
Маргарита Бажаева: «Моя золотая медаль – результат борьбы с самой собой»
Гвардейцы нашли потерявшихся детей в Восточном Казахстане
Литературный фестиваль «Абай күні» прошел в Актобе
Обнаружено тело еще одного члена экипажа рухнувшего вертолета EC-145
До конца 2025 года в Казахстане введут обязательную маркировку моторных масел
Гвардеец завоевал бронзу на ЧМ по пляжному самбо в Сингапуре
Гвардеец стал призёром конкурса по популяризации наследия Абая
В Астане 125 новобранцев дали клятву Родине
Где и когда посмотреть результаты конкурса грантов?
Дожди и град ожидаются в Казахстане в ближайшие дни
На концерт Дженнифер Лопес в Ереване потратили $7 млн
Незаконные постройки снесут в Уральске
Елена Рыбакина: Это очень важная победа для меня
Скончался космонавт Талгат Мусабаев
Антониу Гутерриш: Казахстан был и остается голосом разума в мире
КНБ задержан вице-министр транспорта
Модернизация на особом контроле
Инвестиции в модернизацию карагандинских ТЭЦ превысили 44 млрд тенге
Президент Казахстана: Наша цель – сохранить лидирующую роль Казахстана в регионе
Спешите на ярмарки!
Токаев и Гутерриш посетили региональный центр ООН в Алматы
Первый том «Истории Казахстана» утвержден
Сегодня – День работников транспорта
В Индонезии извергается вулкан Левотоби
В Караганде подорожает проезд в автобусе
Десять человек погибли за два дня на трассах Казахстана
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и законы Республики Казахстан          по вопросам введения его в действие
На Зеленом базаре арендаторы в очередной раз устроили демарш
В Астане сгорел рынок «Big Шанхай»
Жезказган – Кызылорда: уложены первые километры асфальта
Асфальтобетонный завод строят в Сатпаеве
Сильные дожди накроют Казахстан
Амангельды Нугманов: Защита прав человека – ключевой ориентир в работе полиции
Сенатор Амангельды Нугманов ознакомился с инициативами в сфере высшего образования в Актобе
Более полумиллиарда тенге выделили на ремонт столетней дороги в ВКО
Сильные дожди сменят жару в Казахстане
Сенаторы обсудили с военными Жетысу реализацию закона о территориальной обороне
​​​​​​​Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оптимизации уголовного законодательства Республики Казахстан
Сенатор Алибек Наутиев высказался о развитии рыбной промышленности в Атырауской области
В Павлодарской области масштабно отметили 125-летие Исы Байзакова
Родители потратили благотворительную помощь на лечение сына: возбуждено дело
О погоде в Казахстане на первые дни августа рассказали синоптики
Нацбанк начал валютные интервенции
В Туркестане построят восточную объездную дорогу

Читайте также

В Кызылординской области все больше сёл отказываются от про…
Дружеский и доверительный разговор
Благодарность за профессионализм
Республиканский ультрамарафон стартовал в области Абай

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]