Эх, дороги…

675
Лаура Тусупбекова
специальный корреспондент

Сенаторы намерены в кратчайшие сроки внести соответствующие поправки в законодательство, чтобы ужесточить контроль за строительством автомобильных дорог

Фото: Kazpravda.kz / Адильбек Тауекелов

Правительственный час, посвященный вопросам качества строительства, содержания и ремонта дорог, прошел в Сенате. Как отметила, предваряя обсуждение проблематики, заместитель председателя Сената Ольга Перепечина, состояние автомобильных дорог напрямую влияет не только на развитие экономики, но и на качество жизни граждан.

– Сеть автомобильных дорог играет важнейшую роль в реализации приоритетных национальных проектов и формировании конкурентоспособной экономики. Глава государства неоднократно подчеркивал необходимость перехода к качественному ремонту дорог с применением современных технологий. Мы обязаны обеспечить системный подход к решению накопившихся проблем в этой сфере, включая контроль качества, цифровизацию процессов и справедливое распределение ресурсов между регионами, – отметила Ольга Перепечина.

К слову, цифры, отражающие финансирование отрасли, поражают своими объемами. В 2025 году на развитие и ремонт участков автомобильных дорог выделено 356,9 млрд тенге, а дороги как были с ухабами да кочками, так и остались. Возможно, все дело в недостаточно эффективном государственном планировании?

Сенатор Алибек Наутиев усомнился в официальных данных госорганов, изобилующих позитивом.

– По данным Министерства транспорта, 89 процентов местных дорог находятся в нормативном состоянии. Эта цифра, учитывая жалобы населения, вызывает определенные сомнения. Для определения реального текущего состояния и выработки оптимального механизма финансирования ремонтных работ необходимо провести диагностику и паспортизацию всех участков местных дорог. Должна быть единая база состояния автомобильных дорог всех уровней в разрезе регионов, с реальными достоверными данными. Сенат еще в 2023 году по итогам парламентских слушаний по развитию регионов рекомендовал Правительству провести данную паспортизацию. На сегодняшний день диагно­стика в полном объеме проводится только на автодорогах республи­канского значения, – отметил Алибек Наутиев.

Низкое качество автомобильных дорог – еще одна проблема, впрочем, известная всем. Особенно актуальна для дорог областного и районного значения.

– Одной из основных причин этого является недостаточный контроль за техническим надзором на объектах строительства и ремонта автомобильных дорог. Так, Национальным центром качества дорожных активов за последние пять лет выявлено более 500 фактов отсутствия служб технадзора на объектах производства работ. В 2023–2024 годах выявлено более 130 фактов, где один технадзор одновременно был закреплен более чем на пяти реализуемых объектах и в разных регионах страны. Как следствие – на таких объектах выявляются случаи использования некачественных дорожно-строительных материалов и несоблюдения технологий, что негативно влияет на качество дорог, – сообщил депутат.

Оказалось, что в действую­щем законодательстве не предусмотрены меры воздействия на службы технадзора за такие факты, потому сенаторы предлагают законодательно закрепить меры ответственности служб технадзора за вышеуказанные нарушения.

И еще одна краеугольная проблема – приемка объектов в экс­плуатацию при отрицательном заключении Нацио­нального центра качества. Так, в 2024 году местными исполнительными органами в экс­плуатацию было введено 479 объектов, несмотря на отрицательные заключения, выданные центром.

– Уполномоченному государственному органу необходимо в кратчайшие сроки внести соответствующие поправки в законодательство, согласно которым приемка и ввод в эксплуатацию объекта могут производиться только после устранения всех выявленных дефектов и нарушений, зафиксированных в заключениях Национального центра качества, – сказал Алибек Наутиев.

После доклада коллеги, предусмотренного регламентом правчаса, слово взял сенатор Шакарым Буктугутов. Он напомнил, что избран из восточного Казахстана, где дороги строят… десятилетиями.

– Трассу Усть-Каменогорск – Катон-Карагай – Рахмановские ключи, несмотря на известность, строят уже больше десяти лет, и она до сих пор вызывает больше вопросов, чем доверия. Такое же положение вещей на других участках: Талдыкорган – Калбатау – Майкапшагай и Усть-Каменогорск – Риддер. Там на строительство несчастных 30 километров взят кредит на 11 лет с погашением в 2040 году! – сообщил сенатор.

Высказались в ходе правчаса и общественники. Президент Ассоциации автодорожников Казахстана Баглан Баймагамбетов констатировал, что факультеты дорожного строительства в вузах закрываются, некоторые совмещают со строительными факультетами. Еще он констатировал, что, несмотря на наличие квалифицированных казахстанских компаний, участие местных организаций в роли генеральных подрядчиков остается крайне ограниченным. Показательным примером является проект реконструкции республиканской дороги Кызылорда – Жезказган: по результатам конкурса 2022 года из шести лотов лишь один лот был выигран казахстанским подрядчиком, тогда как в конкурсе 2023 года, в рамках которого разыгрывались оставшиеся восемь лотов, все контракты были присуждены иностранным подрядным организациям.

– Полагаем, что данная тенденция окончательно уничтожит отечественные дорожно-строительные компании, и мы потеряем ценные квалифицированные кадры, – высказался Баглан Баймагамбетов.

Как выяснилось, подобная ситуация наблюдается и в международных перевозках. Глава Национальной ассоциации перевозчиков Павел Телицын заявил, что большинство разрешений в этой сфере получают, опять же, иностранные фирмы.

– Китай выдал нам 250 тысяч разрешений. Один кругорейс стоит в среднем 16 тысяч долларов. Умножаем и получаем в общем четыре миллиарда долларов. Большинство этих денег начали выводить релоканты, которые здесь зарегистрировали фирмы, открыли БИНы, ни копейки не вкладывая в Казахстан, начали делать транзитные перевозки и все деньги выводить за рубеж. Мы также проанализировали налоговую нагрузку этих фирм, они, оказывается, платят меньше двух процентов – некоторые ноль процентов, – подчеркнул спикер.

А тем временем Минтранс­порт планирует вводить платные дороги на дополнительных участках. Сейчас действуют 17 платных участков на 3,2 тыс. км. В прошлом году сборы за проезд составили 48 млрд тенге. В текущем году по мере завершения ремонтных работ планируется ввести платность еще на 29 участках протяженностью 6,2 тыс. км.

По информации министра транспорта Марата Карабаева, ожидаемая сумма сборов за проезд по платным участкам составит более 100 млрд тенге.

– В перспективе рассматривается вопрос содержания всех дорог, приобретение техники и погашение процентной ставки привлеченных займовых средств за счет сбора за платные дороги, – оптимистично заявил министр.

Популярное

Все
Продажу удешевленной говядины через торговые сети масштабируют в Казахстане
Финансовую дисциплину и цифровизацию здравоохранения обсудили в Правительстве
В Астане с начала года ликвидировали два мошеннических колл-центра
Хосе Антонио Каст победил на выборах президента Чили
«Барыс» возвращается в зону плей-офф
Американские чиновники отметили День Независимости Казахстана в Хьюстоне
Испанская компания вложит 44 млрд тенге в строительство завода в Кызылординской области
Метель и осадки продолжатся в Казахстане
Руками к надежде
Новую электроподстанцию запустили в Астане
В Павлодарской области нотариусы окажут содействие в борьбе с преступностью
Два завода в отрасли автомобилестроения готовятся к запуску в Костанае
Самый большой каток в Казахстане примет туристов
Исполнение поручений Президента: итоги развития отрасли энергетики за 2025 год
Допинг-скандал с участием Алимханулы: в КФПБ сделали заявление
Город, который благоухает лавандой
Казахстан в орбите доверия мировых лидеров
Узбекский экономист сравнил промышленное производство Казахстана и Узбекистана
Преемственность поколений – опора Satbayev University
Получи и путешествуй
Накануне Нового года в супермаркетах начнется продажа по низким ценам
Началось строительство сталелитейного завода
Стипендии повысили студентам в Казахстане
В армию со своей гитарой: история талантливого солдата
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
Ключевой ориентир – человекоцентричность
Из казармы в кампус
Устроившие погром на остановке нарушители получили по 10 суток ареста в Астане
Сильнейшие бадминтонисты мира соберутся в Астане
«Райская птица» зацвела в Северном Казахстане
Политика здравого смысла
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Как лечить ОРВИ и грипп у детей: столичный врач обратилась к родителям
В столице в честь Дня Независимости пройдет республиканская ярмарка ремесел
SMS-коды 1414 больше не используются в Казахстане
В ВКО фотоловушки сняли галерею «портретов» обитателей тайги
О погоде в Казахстане на 2-4 декабря сообщили синоптики
Президент Ирана прибыл в Акорду

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]