Эх, дороги…

458
Лаура Тусупбекова
специальный корреспондент

Сенаторы намерены в кратчайшие сроки внести соответствующие поправки в законодательство, чтобы ужесточить контроль за строительством автомобильных дорог

Фото: Kazpravda.kz / Адильбек Тауекелов

Правительственный час, посвященный вопросам качества строительства, содержания и ремонта дорог, прошел в Сенате. Как отметила, предваряя обсуждение проблематики, заместитель председателя Сената Ольга Перепечина, состояние автомобильных дорог напрямую влияет не только на развитие экономики, но и на качество жизни граждан.

– Сеть автомобильных дорог играет важнейшую роль в реализации приоритетных национальных проектов и формировании конкурентоспособной экономики. Глава государства неоднократно подчеркивал необходимость перехода к качественному ремонту дорог с применением современных технологий. Мы обязаны обеспечить системный подход к решению накопившихся проблем в этой сфере, включая контроль качества, цифровизацию процессов и справедливое распределение ресурсов между регионами, – отметила Ольга Перепечина.

К слову, цифры, отражающие финансирование отрасли, поражают своими объемами. В 2025 году на развитие и ремонт участков автомобильных дорог выделено 356,9 млрд тенге, а дороги как были с ухабами да кочками, так и остались. Возможно, все дело в недостаточно эффективном государственном планировании?

Сенатор Алибек Наутиев усомнился в официальных данных госорганов, изобилующих позитивом.

– По данным Министерства транспорта, 89 процентов местных дорог находятся в нормативном состоянии. Эта цифра, учитывая жалобы населения, вызывает определенные сомнения. Для определения реального текущего состояния и выработки оптимального механизма финансирования ремонтных работ необходимо провести диагностику и паспортизацию всех участков местных дорог. Должна быть единая база состояния автомобильных дорог всех уровней в разрезе регионов, с реальными достоверными данными. Сенат еще в 2023 году по итогам парламентских слушаний по развитию регионов рекомендовал Правительству провести данную паспортизацию. На сегодняшний день диагно­стика в полном объеме проводится только на автодорогах республи­канского значения, – отметил Алибек Наутиев.

Низкое качество автомобильных дорог – еще одна проблема, впрочем, известная всем. Особенно актуальна для дорог областного и районного значения.

– Одной из основных причин этого является недостаточный контроль за техническим надзором на объектах строительства и ремонта автомобильных дорог. Так, Национальным центром качества дорожных активов за последние пять лет выявлено более 500 фактов отсутствия служб технадзора на объектах производства работ. В 2023–2024 годах выявлено более 130 фактов, где один технадзор одновременно был закреплен более чем на пяти реализуемых объектах и в разных регионах страны. Как следствие – на таких объектах выявляются случаи использования некачественных дорожно-строительных материалов и несоблюдения технологий, что негативно влияет на качество дорог, – сообщил депутат.

Оказалось, что в действую­щем законодательстве не предусмотрены меры воздействия на службы технадзора за такие факты, потому сенаторы предлагают законодательно закрепить меры ответственности служб технадзора за вышеуказанные нарушения.

И еще одна краеугольная проблема – приемка объектов в экс­плуатацию при отрицательном заключении Нацио­нального центра качества. Так, в 2024 году местными исполнительными органами в экс­плуатацию было введено 479 объектов, несмотря на отрицательные заключения, выданные центром.

– Уполномоченному государственному органу необходимо в кратчайшие сроки внести соответствующие поправки в законодательство, согласно которым приемка и ввод в эксплуатацию объекта могут производиться только после устранения всех выявленных дефектов и нарушений, зафиксированных в заключениях Национального центра качества, – сказал Алибек Наутиев.

После доклада коллеги, предусмотренного регламентом правчаса, слово взял сенатор Шакарым Буктугутов. Он напомнил, что избран из восточного Казахстана, где дороги строят… десятилетиями.

– Трассу Усть-Каменогорск – Катон-Карагай – Рахмановские ключи, несмотря на известность, строят уже больше десяти лет, и она до сих пор вызывает больше вопросов, чем доверия. Такое же положение вещей на других участках: Талдыкорган – Калбатау – Майкапшагай и Усть-Каменогорск – Риддер. Там на строительство несчастных 30 километров взят кредит на 11 лет с погашением в 2040 году! – сообщил сенатор.

Высказались в ходе правчаса и общественники. Президент Ассоциации автодорожников Казахстана Баглан Баймагамбетов констатировал, что факультеты дорожного строительства в вузах закрываются, некоторые совмещают со строительными факультетами. Еще он констатировал, что, несмотря на наличие квалифицированных казахстанских компаний, участие местных организаций в роли генеральных подрядчиков остается крайне ограниченным. Показательным примером является проект реконструкции республиканской дороги Кызылорда – Жезказган: по результатам конкурса 2022 года из шести лотов лишь один лот был выигран казахстанским подрядчиком, тогда как в конкурсе 2023 года, в рамках которого разыгрывались оставшиеся восемь лотов, все контракты были присуждены иностранным подрядным организациям.

– Полагаем, что данная тенденция окончательно уничтожит отечественные дорожно-строительные компании, и мы потеряем ценные квалифицированные кадры, – высказался Баглан Баймагамбетов.

Как выяснилось, подобная ситуация наблюдается и в международных перевозках. Глава Национальной ассоциации перевозчиков Павел Телицын заявил, что большинство разрешений в этой сфере получают, опять же, иностранные фирмы.

– Китай выдал нам 250 тысяч разрешений. Один кругорейс стоит в среднем 16 тысяч долларов. Умножаем и получаем в общем четыре миллиарда долларов. Большинство этих денег начали выводить релоканты, которые здесь зарегистрировали фирмы, открыли БИНы, ни копейки не вкладывая в Казахстан, начали делать транзитные перевозки и все деньги выводить за рубеж. Мы также проанализировали налоговую нагрузку этих фирм, они, оказывается, платят меньше двух процентов – некоторые ноль процентов, – подчеркнул спикер.

А тем временем Минтранс­порт планирует вводить платные дороги на дополнительных участках. Сейчас действуют 17 платных участков на 3,2 тыс. км. В прошлом году сборы за проезд составили 48 млрд тенге. В текущем году по мере завершения ремонтных работ планируется ввести платность еще на 29 участках протяженностью 6,2 тыс. км.

По информации министра транспорта Марата Карабаева, ожидаемая сумма сборов за проезд по платным участкам составит более 100 млрд тенге.

– В перспективе рассматривается вопрос содержания всех дорог, приобретение техники и погашение процентной ставки привлеченных займовых средств за счет сбора за платные дороги, – оптимистично заявил министр.

Популярное

Все
Бегемот с характером
90-летний казахстанец стал жертвой телефонного мошенника
Прогресс Казахстана в достижении ЦУР оценили в ООН
В Премьер-лиге установилось «двоевластие»
По мосту в Европу и Азию
Зафиксированы серьезные нарушения
Приоритет – национальным видам
С 98-летием, ветеран!
В области Жетысу модернизируют 57 сельских школ
Земледельцы Приаралья обратились за поддержкой
На шахтах обновляют подъемники
Хранители легенд и смыслов
Подведены итоги алматинского WTT Youth Contender
Грызуны угрожают посевам
Идеи, опередившие время
Оценить масштабы и потенциал аграрного комплекса
Когда вода на вес золота
Как противостоять цифровым преступлениям
Социальная сила искусства
Обновление всерьез и надолго
Десять человек погибли за два дня на трассах Казахстана
Жезказган – Кызылорда: уложены первые километры асфальта
На Зеленом базаре арендаторы в очередной раз устроили демарш
Сильные дожди накроют Казахстан
Сильные дожди сменят жару в Казахстане
Родители потратили благотворительную помощь на лечение сына: возбуждено дело
В Павлодарской области масштабно отметили 125-летие Исы Байзакова
В мире усиливается экстремальная жара – ученые
Актау – культурная столица тюркского мира
В Туркестане построят восточную объездную дорогу
«Барыс» объявил имя нового главного тренера
В Джакарте откроют showroom казахстанского экспорта
Скрытый патруль против лихачей
Юрий Дудь заочно арестован в России
Первые медали Универсиады-2025
Вопрос передачи сайгаков Узбекистану будет решаться на межгосударственном уровне — Минэкологии
Звонили «из банка» – ответила полиция
Втрое увеличилось количество центров поддержки семьи
К 2030 году в Казахстане планируют удвоить добычу меди
Сборная Казахстана по художественной гимнастике выступит на турнире в Румынии
В Караганде подорожает проезд в автобусе
Три молочно-товарные фермы построили в Костанайской области за год
Очередной циклон надвигается на Казахстан
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования правоохранительной службы, жилищного обеспечения и социальной защиты сотрудников правоохранительных, специальных государственных органов, органов гражданской защиты и военнослужащих, а также исключения излишней законодательной регламентации в сфере деятельности органов внутренних дел
Первого бесплатного юридического помощника на базе ИИ запустили в Казахстане
Распоряжение Главы государства о назначении
Лесной пожар бушует в пригороде Стамбула
Глава государства ознакомился с деятельностью первой очереди ТЭЦ-3 Астаны
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и законы Республики Казахстан          по вопросам введения его в действие
Назначен директор новой Службы КНБ
В Астане сгорел рынок «Big Шанхай»
Асфальтобетонный завод строят в Сатпаеве
Амангельды Нугманов: Защита прав человека – ключевой ориентир в работе полиции
Завод по переработке природного урана запущен в Сузаке
Сенатор Амангельды Нугманов ознакомился с инициативами в сфере высшего образования в Актобе
Более полумиллиарда тенге выделили на ремонт столетней дороги в ВКО
21 предприниматель оштрафован в этом году в Костанае за превышение торговой надбавки
Сенаторы обсудили с военными Жетысу реализацию закона о территориальной обороне
​​​​​​​Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оптимизации уголовного законодательства Республики Казахстан
Сенатор Алибек Наутиев высказался о развитии рыбной промышленности в Атырауской области

Читайте также

Сенаторы обсудили развитие инфраструктуры и поддержку сел К…
Депутат Мажилиса посетила центр для детей с особыми потребн…
Сельчане области Абай пожаловались депутату на проблемы с в…
Ход строительства детского сада за счёт возвращённых активо…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]