Аристотель учил, что «корни образования горьки, зато плоды сладки». Впрочем, считается, что само понятие «образование» было введено много позже швейцарцем Иоганном Генрихом Песталоцци, одним из крупнейших педагогов-гуманистов конца XVIII – начала XIX века. Его называли «первым народным учителем». Надо признать, труды швейцарца не пропали даром, XIX век стал для многих стран мира эпохой всеобщего начального образования.
Спустя 2 века многое изменилось, но получить добротные знания в наше время так же непросто, как во времена Песталоцци. А ведь еще древнегреческие философы понимали, детей в школе надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут. А гений XX века Альберт Эйнштейн выразился еще конкретней: образование – это то, что остается после того, как забывается все выученное в школе.
В наши дни образование оборачивается не только важным социальным элементом, но и неким карт-бланшем, повышающим конкурентоспособность отдельно взятого региона, а то и целой страны. Образование становится одной из главных движущих сил экономического развития в обществе. Если верить статистике, причиной смены места и даже страны проживания человеком становится невозможность реализовать профессиональные амбиции, отсутствие хороших образовательных учреждений для его детей, неспособность властей наладить нормальное медицинское обслуживание и обеспечить безопасную среду. Отсюда напрашивается вывод – регионы и в целом страна должны приложить немало усилий для того, чтобы у экономически активной части населения не возобладало «чемоданное» настроение.
Потому так велики ожидания, что бизнесмены в ближайшие годы из категории сторонних наблюдателей перейдут в ряды инвесторов, вкладывающих в образование. И это при том, что отдачи от вложенных в образование инвестиций не стоит ожидать через 3–5 лет, затраты вернутся бонусами не раньше чем через четверть века. Но если заработать на этом не получится, что же остается – «моральный долг» или долгосрочная перспектива? Это больше относится к хорошим родителям, вкладывающим в знания своих детей.
Конечно, общество вправе ждать от бизнесменов помощи, ведь и корпорации нуждаются в грамотных специалистах, и могли бы подготовить их сами. Но правильно ли развивать бизнес-специальности в ущерб гуманитарным наукам? Ведь хорошо известно, что интроверты в сообществе людей встречаются чаще, чем экстраверты. Последние предприимчивее своих антиподов и более приспособлены к ведению собственного дела, поэтому среди нас больше людей, не имеющих бизнес-навыков и не проявляющих к этому интерес.
Все чаще можно услышать, что многие популярные сегодня профессии завтра станут ненужными. К примеру, прошлым летом в столице среди востребованных называли инженеров по обслуживанию лифтов и водителей автобусов. А если через несколько лет появятся более усовершенствованные подъемные устройства, а автобусы и вовсе будут беспилотными?
Вместе с исчезновением устаревших профессий «на улице» окажутся и люди, обладающие узкими специальностями, а их место займут автоматы. В таких условиях в выигрыше оказываются гуманитарии, знакомые с ценностями и философским содержанием образования, а потому готовые к изменениям. Привычный мир меняется на глазах одного поколения, и конкурировать в нем могут люди с широким кругозором, способные учиться и переучиваться. В начале прошлого века народный комиссар просвещения Анатолий Луначарский говорил: «Образование не есть только школьное дело. Школа дает лишь ключи к этому образованию. Внешкольное образование есть вся жизнь! Всю жизнь должен человек себя образовывать».
Все колонки автора