По сообщению специалистов городского отдела предпринимательства и сельского хозяйства, социальным магазинам, а также тем торговым точкам, цены в которых попадают под мониторинг, продукты питания будут предоставляться по сниженным ценам. Такая мера принята в связи с тем, что стоимость на некоторые продукты выросла, причем неоправданно. В ряде магазинов Павлодара цена сахара, к примеру, повысилась до 230 тенге. Хотя в других торговых точках, благодаря поставкам стабфонда, его реализуют по 175 тенге, растительное масло – по 205 и рис – по 180 тенге. Поэтому сейчас в Павлодаре специалисты антимонопольного ведомства проводят расследование в отношении четырех оптовых поставщиков сахара, которые подозреваются в ценовом сговоре. В случае подтверждения нарушения предпринимателям грозят большие штрафы.
Такой контроль и заключенные моратории с поставщиками и производителями продуктов питания уже дают результаты. По данным «Казагромаркетинга», органов статистики и отделов предпринимательства городов и районов, в области сохраняются низкие цены на овощи. Более того, за последний месяц подешевели капуста (-5,7%), репчатый лук (-22%), свекла (-31,3%), морковь (-45,3%), картофель (-17,8%). Что касается хлебобулочных изделий, то здесь цена держится – был продлен меморандум с производителями. Молочники тоже цены не поднимают. Хотя надо сказать, что до 150 тенге за десяток, на 27,3%, поднялась стоимость яиц. По словам заместителя акима области Нуржана Ашимбетова, есть договоренность с монопольной Щербактинской птицефабрикой: выше 175 тенге цену на эту продукцию не поднимать. Плюс к этому заключаются договоры с птицефабриками соседних областей. В частности, с ПК «Ижевский» Акмолинской области.
Но и это еще не все, 3 октября будет проведена специализированная ярмарка «Сделано в Павлодаре», чтобы представить населению товары местных производителей. Таким образом, считают в акимате, павлодарцы смогут ориентироваться в ценах на многие продукты питания и не поддаваться на провокации отдельных предпринимателей, необоснованно задирающих розничные цены. Потому что их действия не имеют ничего общего со свободным курсом тенге и с политикой таргетирования, поскольку местные продукты питания не привязаны к курсу доллара и валютным операциям.