Гений авангарда

5702
Юлия Миленькая

В день рождения художника с нетривиальным образом жизни и богатейшим творческим багажом Сергея Калмыкова в Государственном музее искусств им. А. Кастеева был презентован проект «Калмыков. Последний приют», связанный с обнаружением места захоронения мастера.

– В Оренбурге композитор Евгений Брусиловский увидел необычного художника, который расстилал на полу огромные полотнища ткани и при помощи огромной кисти энергичными движениями создавал невероятные театральные декорации. Так рождались образы «Аиды», «Евгения Онегина» и других потрясающих спектаклей. То был Сергей Калмыков. Вернувшись в Казахстан, Брусиловский пишет Калмыкову, приглашая его в Алма-Ату. Тот принимает приглашение – и так открывшийся в 1935 году Алматинский театр оперы и балета становится для художника настоящим домом, – рассказывает искусствовед Екатерина Резникова.

Стоит отметить, что данная экспозиция – лишь малая часть произведений, хранящихся в фондах ГМИ РК им. Абылхана Кастеева. Графика и живопись Калмыкова, отражающие разные этапы творческой биографии художника, насчитывают 1 111 произведений. Даже беглым взглядом окинув представленную выставку, можно заметить колоссальное разнообразие стилистических тенденций, которые соединяются в творчестве одного человека. Создается впечатление, что к этому богатейшему творческому «попурри» приложили руки множество мастеров.

По словам Екатерины Резниковой, Сергей Калмыков хорошо известен как мастер этюдов, натурных зарисовок, пленэрных композиций. Так как он был художником-оформителем, очень часто в его творчестве появлялись образы и сцены из театральных постановок.

В своем творчестве художник соединял реальные образы види­мой действительности с воображаемыми, фантазийными элемен­тами. Важным элемен­том в его поэтике является тема чаши, воплощенная в серии «Звездная чаша». Сосуд предстает как некое средоточие духа, хранилище высшей субстанции небес, символ Вселенной, органично соединяющей в себе реальные тела-предметы и астральные объекты.

Художника привлекал и человек в самых разнообразных своих проявлениях. Калмыков вдохновлялся работами легендарных художников: Ван Гога, Казимира Малевича, Леонардо да Винчи.

– Во многих композициях Сергея Ивановича титан эпохи Возрождения Леонардо появляется со своим учеником. Не трудно догадаться, кем является тот самый ученик, – обращает внимание искусствовед. – О жизни и биографии Калмыкова рассказывают не только его работы, но и его дневниковые записи. Трудоспособность художника вызывает восхищение и порой даже недоумение. Он работал фанатично, понимая свою избранность.

Сергей Иванович был одиноким человеком. Современники говорили о том, что он не любил общение и вел довольно замкнутый образ жизни. У него не было семьи, не было наследников, но была возлюбленная – Ольга Алексеевна Шпилько, с которой он долгие годы вел переписку.

Важная серия портретов в его творчестве обрамляется в едином названии – «Дочери великого костюмера». Великим костюмером был, конечно, сам Калмыков.

«Представьте себе, – пишет художник. – Смотрят на нас тысячи глаз из космоса. И что же они видят? Течет по поверхности земли серая унылая монотонная масса, и вдруг, как выстрел, яркое пятно – это я вышел на улицу!». Сергей Калмыков по своей сути стал предтечей современного искусства. Уже в свое время он воспринимал себя как арт-­объект, становясь прецедентом для новых интересных открытий.

Характеризуя творчество Сергея Калмыкова, можно сделать вывод, что перед нами выдающийся мастер русского авангарда с полным отрицанием классического искусства – всего того, что было достигнуто до этого времени.

Мастера не стало в апреле 1967 года. Тогда, несмотря на ощутимый период оттепели, шла борьба с формализмом. Поэтому Сергей Калмыков со своими многочисленными экспериментальными поисками не вписывался в рамки официального искусства. К счастью, художественное наследие Калмыкова было передано в музей.

Государственный музей ис­кусств им. Абылхана Кастеева, обладая уникальной коллекцией произведений Сергея Калмыкова, издал каталог полного собрания его работ, включающий все графическое и живописное творчество художника. Собственно, именно его творческое наследие, единственное в своем роде по численности и художественному уровню экспонатов, – самое большое в ГМИ, принадлежащее кисти одного мастера.

Место захоронения известного художника много лет считалось утраченным. Не так давно оно все же было определено не без участия неравнодушных алматинцев, подтверждено архивными изысканиями, приведено в порядок усилиями меценатов.

Как отметила журналист Евгения Морозова, могилу художника пытались найти многие краеведы и историки. Реальная помощь в этом вопросе пришла неожиданно из социальных сетей.

– В одной из соцсетей российский искусствовед вывесила пост про Калмыкова. В нем все было лаконично: немного про творчество, немного фотографий, немного биографических данных. И в конце фраза: «Умер в 1967 году, могила его неизвестна». А под постом комментарий: «А я знаю, где могила Калмыкова. Мне отец ее показывал!» Я написала автору комментария личное сообщение, попросила номер его телефона, – рассказывает Евгения Морозова.

Так она связалась с алматинцем Олегом Федоровым, сыном художников, которые знали Сергея Калмыкова. Навещая могилу своей мамы, Олег Иванович видел неподалеку могилу выдающегося мастера. Он же и показал Евгении Морозовой дорогу до места захоронения художника. А дальше журналист продолжила свое исследование для документального подтверждения места нахождения могилы мастера. И сделала это с большим успехом.

...На углу улиц Калинина (ныне улица Кабанбай-батыра) и Панфилова находилась школа № 10, где сейчас располагается гостиница «Алматы». Вечерами там проходили занятия. Около семи часов вечера возле этого учебного заведения проходил Калмыков. Его нельзя было не заметить – на нем и летом, и зимой был надет плащ из дерматина.

– Молодежь, проводившая время в районе городского «Бродвея», нередко кидала в сторону этого человека насмешки, но он на это не обращал никакого внимания, он буквально жил в каком-то своем мире, – рассказывает член Совета ветеранов города Алматы Клара Летникова. – При этом не могу сказать, что Калмыков был совершенно «заброшенным». Он получал благодарственные письма, грамоты, был награжден медалью «За Победу в Великой Отечественной войне». После смерти художника в его квартире из предметов «мебели» были обнаружены лишь огрызки свечей на полу и газеты, на которых он спал. Больше ничего не было. Всю свою пенсию мастер тратил на холсты и краски.

Популярное

Все
Экс-министр обороны получил новую должность
В США стреляли в пожарных при тушении лесного пожара
Более 2,5 млрд тенге выделено на теплосети ВКО
Назначен новый министр транспорта
Три молочно-товарные фермы построили в Костанайской области за год
Штормовое предупреждение объявили по всему Казахстану на 30 июня
Команда NIS стала открытием международной конференции по освоению космоса
«Қазақконцерт» завершил 64-й сезон гала-концертом в Астане
Пристройку к школе и землю незаконно продали в Карагандинской области
В турецком Измире продолжают бушевать лесные пожары
День столицы: сколько дней отдохнут казахстанцы в начале июля
Закон Республики Казахстан
В Актобе построен новый завод по производству агрохимикатов
День полиции отмечают сегодня в Казахстане
В Павлодаре выявлены грубые нарушения в работе филиала Национального центра экспертизы
Дожди с градом обрушатся на Казахстан
Совбез ООН собрался на экстренное заседание
Очередной циклон с дождями и грозами надвигается на Казахстан
Президент подписал закон об амнистии к 30-летию Конституции РК
Бублик одержал победу на турнире ATP 500 в Германии
Из Рабочего поселка – в Париж
Когда региональная сила становится мировым аргументом
Polpharma Group расширяет инвестиции в Казахстан
«Пасынки степи»: атырауский писатель рассказал о своей книге столичным читателям
«Голос Турана-2025» собирает друзей
В Казахстане дети все чаще рождаются с врожденными патологиями
Французские эксперты подключились к исследованию озера Балхаш
Сенат не согласился с рядом норм нового Налогового кодекса
Состоялся телефонный разговор Президента Казахстана с Эмиром Катара
Введена в строй новая подстанция
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов
Назначен новый министр обороны Казахстана
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Новый завод открыли в Атырау
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
Алматинцев предупредили о неспокойной ночи
Новый рекреационный парк открыли в Сатпаеве
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
В Уральске реконструируют набережную
Главе государства показали пассажирский вагон казахстанского производства
Развитие химической отрасли в Жамбылской области набирает темпы
«Умный» дым: Петропавловская ТЭЦ-2 запускает трубу с системой мониторинга

Читайте также

Вызовы современности: милитаризация и ядерная безопасность
Нормы и требования делопроизводства
Плывут по воде желтые солнышки
Работам соискателей – народное обсуждение

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]