​Главный трофей солдата – Победа!

702
Михаил Дарьинский

Сколько на своем веку встречал фронтовиков, участников той самой Великой Отечественной войны, но ни у одного из них не было трофейного автомобиля. Оружие, ножи, посуда, аккордеон, губная гармошка и кое-что по мелочам, слыхал, у некоторых из них были, но в большинстве своем не сохранились. Рассказу одного из них о том, что гнал из Германии машину-малолитражку своему командиру и не доехал (оставил ее из-за отсутствия горючего перед границей), я тогда не придал значения. Подумал, что это выдумки. Но теперь понял, что он говорил правду.

Автомобильный парк в побеж­денной Германии, по данным военных историков, был в действительности огромный, и машины распределялись среди военнослужащих в основном командного состава как трофеи. Поначалу постановлением Народного комиссариата обороны № 9036 от 9 июня 1945 года «О выдаче офицерам и генералам трофейного имущества» командному составу было разрешено практически свободное приобретение в личную собственность трофейных немецких автомобилей.

Существовала лишь негласная табель о рангах, согласно которой роскошные авто доставались генералитету, старшие офицеры имели право на машины среднего класса, а младшему командному составу полагались малолитражки и мотоциклы. И командир вполне мог забрать (обменять) у подчиненного неположенную тому по званию модель автомобиля.

Но с каждым днем оформить в собственность трофейный автомобиль в оккупированной Германии становилось все труднее и труднее – в конце 1945 года это стало позволяться только офицерам от майора и выше. С мая 1946 года – только полковникам и выше, и только путем покупки.

Но не деньги были проблемой – из-за дороговизны бензина в послевоенной Германии машины стоили очень дешево, и советский офицер вполне мог легально купить автомобиль за свою месячную зарплату. Проблемой было то, что приобретение в собственность автомобиля с мая 1946 года стало возможным лишь при наличии так называемого «Разрешения на право владения личной автомашиной», которое добыть было очень непросто.

В соответствии с советским мировоззрением личная автомашина гражданина рассматривалась как буржуазная роскошь – легковые автомобили могли быть только персональными (т. е. казенными), находиться не в собственности человека, а в его пользовании согласно занимаемой должности.

Поэтому допустить, чтобы фронтовики завезли в Союз и раскатывали там на личных иномарках по классу выше, чем советские служебные автомобили больших начальников, чиновники не могли.

Во время войны в Союз можно было ввезти все что угодно. Но эта вольница продолжалась недолго, и с 1946 года советская таможня стала облагать ввозимые в СССР легковые автомобили таможенной пошлиной в размере 100% ее стоимости.

Причем стоимость машины определялась не по реальной цене покупки автомобиля, а по стоимости аналогичных по классу советских машин (роскошный ЗИМ стоил тогда 40 тыс. руб., среднего класса «победа» – 16 тыс. руб., бюджетный «москвич» – 6 тыс.). Таким образом, для того чтобы ввезти немецкую машину в СССР, фронтовику требовалось выложить сумму в размере стоимости новенького советского авто.

Прибавьте к этому необходимость покупать на Родине для машины гараж (если владелец авто жил в городе) и дефицит бензина, который в послевоенном СССР был лимитирован и который можно было достать только на черном рынке. Кроме того, немецкие машины не были предназначены для езды по разбитым советским дорогам, и в случае серьезной поломки достать к ним родные запчасти было невозможно.

Выкладывать за все это удовольствие огромные деньги могли позволить себе лишь генералы да интенданты, и поэтому офицеры-фронтовики массово бросали свои немецкие автомобили прямо на советской границе, к огромной радости поляков.

И это они очень умно поступали, считают военные историки, – вздумай фронтовик раскатывать дома на роскошном трофейном Mercedes-Benz, так завистливое советское начальство устроило бы ему веселую жизнь. Где-нибудь на Колыме...

Главным трофеем для наших солдат-фронтовиков была добытая в кровопролитных сражениях Победа. С ней они и возвращались домой. Усталые, изнуренные, полуголодные, в просоленных гимнастерках, истоптанных сапогах, но гордые и непобежденные. Им еще предстояло восстанавливать послевоенное народное хозяйство, а об автомобилях они тогда даже не мечтали…

Популярное

Все
Почему ритейлу интереснее торговать импортом?
География инвестиций расширяется
Государство и бизнес создадут «цифровой путь» туриста
О подвигах, о доблести, о славе
Комплексные меры приносят эффект
Распоряжения Главы государства о назначении
Укрепляя международные спортивные связи
Косули показали мастер-класс по плаванию
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам здравоохранения, игорного бизнеса и исключения излишней законодательной регламентации
Закон о чувствительных сферах
Ум, компас и дерзновение
Женщины выходят на «тропу войны»
Деятели «Алаш» о профессионализации казахской молодежи
Ледовый дворец нового поколения
Корифей творческого духа
Соревновались лучшие диспетчеры KEGOC
Работать на опережение
Прагматика и гибкость на основе диалога
Действовать с учетом сложившихся реалий
Вузы Казахстана и США расширяют горизонты сотрудничества
В Казахстане стартовало профилактическое мероприятие «Безопасная дорога»
Почему огородик в Шымкенте стал дороже сайрамского гектара?
Куриное яйцо продолжает дешеветь в Казахстане
Начато возведение крупного металлургического завода
Гвардеец мечтает озвучить Парад в Астане
В теплице правит бал… агрофотоника
Инвесторы предлагают построить несколько линий ЛРТ между Алматы и областью
Штормовое предупреждение вновь объявлено в Казахстане
Кто в ответе за базар?
Президент Армении и министр культуры Казахстана обсудили вопросы углубления культурных связей
Мастерская у тополиной рощи
Остаться в памяти потомков
Шьется форма для гвардейцев
Президент назначил новых послов в Монголии, Дании и Шри-Ланке
Удивительная судьба Масима Якубова
Кузница кадров
Токаев освободил от должности посла в Монголии
Устраняются последствия падежа сайги
Штормовое предупреждение объявлено в Казахстане
Парк имени Абая открылся в Ереване
Как отдохнут казахстанцы на майские праздники
Казахстан – драйвер укрепления сотрудничества ЕС и ЦА
В хаосе городской застройки Уральска разбирался Антикор
Жительница Карагандинской области отсудила 10 млн тенге за проданный ей автомобиль с дефектом
Ветерана войны поздравили со 100-летним юбилеем
Когда наступит светлый праздник Ораза айт
Центр детского творчества «Самғау» открыли в Экибастузе
Мощное землетрясение зафиксировано в Таиланде и Мьянме
Самый отдаленный район Жамбылской области получит новый импульс развития
В Уральске трое неизвестных украли деньги из терминала
Туристический сезон стартовал в Туркестане
Экономическое развитие двух областей рассмотрели в правительстве РК
Qarmet подключится, и газ подешевеет
Результаты нужны, но переформатирование важнее
Ставка на справедливость и доверие
Улицы в честь ветеранов Великой Отечественной войны планируют назвать в Шымкенте
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
Инновационный завод в Мангистауской области: от науки к практике
В Талдыкоргане 15 человек уже год ждут купленные «по предзаказу» телефоны
Нацгвардия отдала дань памяти военнослужащим Казбата

Читайте также

Берег надежды
Защищать права, создавая условия
Дорожное строительство нуждается в научном подходе
Задачи малых сел в формате «макро»

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]