​Главный трофей солдата – Победа!

720
Михаил Дарьинский

Сколько на своем веку встречал фронтовиков, участников той самой Великой Отечественной войны, но ни у одного из них не было трофейного автомобиля. Оружие, ножи, посуда, аккордеон, губная гармошка и кое-что по мелочам, слыхал, у некоторых из них были, но в большинстве своем не сохранились. Рассказу одного из них о том, что гнал из Германии машину-малолитражку своему командиру и не доехал (оставил ее из-за отсутствия горючего перед границей), я тогда не придал значения. Подумал, что это выдумки. Но теперь понял, что он говорил правду.

Автомобильный парк в побеж­денной Германии, по данным военных историков, был в действительности огромный, и машины распределялись среди военнослужащих в основном командного состава как трофеи. Поначалу постановлением Народного комиссариата обороны № 9036 от 9 июня 1945 года «О выдаче офицерам и генералам трофейного имущества» командному составу было разрешено практически свободное приобретение в личную собственность трофейных немецких автомобилей.

Существовала лишь негласная табель о рангах, согласно которой роскошные авто доставались генералитету, старшие офицеры имели право на машины среднего класса, а младшему командному составу полагались малолитражки и мотоциклы. И командир вполне мог забрать (обменять) у подчиненного неположенную тому по званию модель автомобиля.

Но с каждым днем оформить в собственность трофейный автомобиль в оккупированной Германии становилось все труднее и труднее – в конце 1945 года это стало позволяться только офицерам от майора и выше. С мая 1946 года – только полковникам и выше, и только путем покупки.

Но не деньги были проблемой – из-за дороговизны бензина в послевоенной Германии машины стоили очень дешево, и советский офицер вполне мог легально купить автомобиль за свою месячную зарплату. Проблемой было то, что приобретение в собственность автомобиля с мая 1946 года стало возможным лишь при наличии так называемого «Разрешения на право владения личной автомашиной», которое добыть было очень непросто.

В соответствии с советским мировоззрением личная автомашина гражданина рассматривалась как буржуазная роскошь – легковые автомобили могли быть только персональными (т. е. казенными), находиться не в собственности человека, а в его пользовании согласно занимаемой должности.

Поэтому допустить, чтобы фронтовики завезли в Союз и раскатывали там на личных иномарках по классу выше, чем советские служебные автомобили больших начальников, чиновники не могли.

Во время войны в Союз можно было ввезти все что угодно. Но эта вольница продолжалась недолго, и с 1946 года советская таможня стала облагать ввозимые в СССР легковые автомобили таможенной пошлиной в размере 100% ее стоимости.

Причем стоимость машины определялась не по реальной цене покупки автомобиля, а по стоимости аналогичных по классу советских машин (роскошный ЗИМ стоил тогда 40 тыс. руб., среднего класса «победа» – 16 тыс. руб., бюджетный «москвич» – 6 тыс.). Таким образом, для того чтобы ввезти немецкую машину в СССР, фронтовику требовалось выложить сумму в размере стоимости новенького советского авто.

Прибавьте к этому необходимость покупать на Родине для машины гараж (если владелец авто жил в городе) и дефицит бензина, который в послевоенном СССР был лимитирован и который можно было достать только на черном рынке. Кроме того, немецкие машины не были предназначены для езды по разбитым советским дорогам, и в случае серьезной поломки достать к ним родные запчасти было невозможно.

Выкладывать за все это удовольствие огромные деньги могли позволить себе лишь генералы да интенданты, и поэтому офицеры-фронтовики массово бросали свои немецкие автомобили прямо на советской границе, к огромной радости поляков.

И это они очень умно поступали, считают военные историки, – вздумай фронтовик раскатывать дома на роскошном трофейном Mercedes-Benz, так завистливое советское начальство устроило бы ему веселую жизнь. Где-нибудь на Колыме...

Главным трофеем для наших солдат-фронтовиков была добытая в кровопролитных сражениях Победа. С ней они и возвращались домой. Усталые, изнуренные, полуголодные, в просоленных гимнастерках, истоптанных сапогах, но гордые и непобежденные. Им еще предстояло восстанавливать послевоенное народное хозяйство, а об автомобилях они тогда даже не мечтали…

Популярное

Все
На Зеленом базаре арендаторы в очередной раз устроили демарш
Первые медали Универсиады-2025
Великая река, соединяющая народы и культуры
Великолепный поединок в Актобе
Армия – не только школа мужества
Металлургам вручили награды
Приоритеты развития информационной сферы
Перспективы водных видов
Нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 18 июля 2025 года № 73-НП
Алматы ждет юных теннисистов
Новые рекорды от Александра Бублика
Успешный дебют
Легенды Турана
Нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 18 июля 2025 года № 74-НП
Закон Республики Казахстан О ратификации Договора об углублении и расширении союзнических отношений между Республикой Казахстан и Кыргызской Республикой
ЖКХ: новые подходы улучшат ситуацию
Продолжаются встречи сенаторов с избирателями
С применением высокоточной инженерии
Во благо фискальной устойчивости экономики
База для повышения качества жизни
В Караганде подорожает проезд в автобусе
В Астане сгорел рынок «Big Шанхай»
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и законы Республики Казахстан          по вопросам введения его в действие
Асфальтобетонный завод строят в Сатпаеве
Первая газовая турбина доставлена на стройплощадку в Туркестанской области
​​​​​​​Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оптимизации уголовного законодательства Республики Казахстан
Создание самостоятельных кассационных судов: на чем сосредоточится Верховный суд?
Износ оказался отнюдь не критичным
Амангельды Нугманов: Защита прав человека – ключевой ориентир в работе полиции
Сенатор Амангельды Нугманов ознакомился с инициативами в сфере высшего образования в Актобе
Больше квадратура – выше тариф
Сенаторы обсудили с военными Жетысу реализацию закона о территориальной обороне
Сенатор Алибек Наутиев высказался о развитии рыбной промышленности в Атырауской области
В Атырау свекла слаще
При пожаре в доме престарелых в США погибли девять человек
Почти 70 процентов автомобилей в Казахстане — старше 10 лет
Дотянуться до мишленовской звезды: девушка из Казахстана о стажировке в лучших ресторанах Франции
ШОС: подчеркнута приверженность развитию диалога
В Казахстане зафиксирован рекордный рост ВВП – 6,2%
История Бейбарыса поразила зрителей
День столицы: сколько дней отдохнут казахстанцы в начале июля
Закон Республики Казахстан
В Павлодаре выявлены грубые нарушения в работе филиала Национального центра экспертизы
В Актобе построен новый завод по производству агрохимикатов
День полиции отмечают сегодня в Казахстане
На краю пропасти: как остановить человека от последнего шага
Три молочно-товарные фермы построили в Костанайской области за год
Очередной циклон надвигается на Казахстан
Из Рабочего поселка – в Париж
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования правоохранительной службы, жилищного обеспечения и социальной защиты сотрудников правоохранительных, специальных государственных органов, органов гражданской защиты и военнослужащих, а также исключения излишней законодательной регламентации в сфере деятельности органов внутренних дел
Первого бесплатного юридического помощника на базе ИИ запустили в Казахстане
Совбез ООН собрался на экстренное заседание
Президент подписал закон об амнистии к 30-летию Конституции РК
Очередной циклон с дождями и грозами надвигается на Казахстан
Распоряжение Главы государства о назначении
К 1 января 2026 года Минтруда пересмотрит размер минимальной заработной платы
Лесной пожар бушует в пригороде Стамбула
Назначен директор новой Службы КНБ
Глава государства ознакомился с деятельностью первой очереди ТЭЦ-3 Астаны
Дожди с градом обрушатся на Казахстан

Читайте также

Высоко служу, далеко гляжу
Проблему ветхих домов решают в Сатпаеве
Медпомощь станет ближе
Чтобы асфальт «не растаял» со снегом

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]