
Сколько на своем веку встречал фронтовиков, участников той самой Великой Отечественной войны, но ни у одного из них не было трофейного автомобиля. Оружие, ножи, посуда, аккордеон, губная гармошка и кое-что по мелочам, слыхал, у некоторых из них были, но в большинстве своем не сохранились. Рассказу одного из них о том, что гнал из Германии машину-малолитражку своему командиру и не доехал (оставил ее из-за отсутствия горючего перед границей), я тогда не придал значения. Подумал, что это выдумки. Но теперь понял, что он говорил правду.
Автомобильный парк в побежденной Германии, по данным военных историков, был в действительности огромный, и машины распределялись среди военнослужащих в основном командного состава как трофеи. Поначалу постановлением Народного комиссариата обороны № 9036 от 9 июня 1945 года «О выдаче офицерам и генералам трофейного имущества» командному составу было разрешено практически свободное приобретение в личную собственность трофейных немецких автомобилей.
Существовала лишь негласная табель о рангах, согласно которой роскошные авто доставались генералитету, старшие офицеры имели право на машины среднего класса, а младшему командному составу полагались малолитражки и мотоциклы. И командир вполне мог забрать (обменять) у подчиненного неположенную тому по званию модель автомобиля.
Но с каждым днем оформить в собственность трофейный автомобиль в оккупированной Германии становилось все труднее и труднее – в конце 1945 года это стало позволяться только офицерам от майора и выше. С мая 1946 года – только полковникам и выше, и только путем покупки.
Но не деньги были проблемой – из-за дороговизны бензина в послевоенной Германии машины стоили очень дешево, и советский офицер вполне мог легально купить автомобиль за свою месячную зарплату. Проблемой было то, что приобретение в собственность автомобиля с мая 1946 года стало возможным лишь при наличии так называемого «Разрешения на право владения личной автомашиной», которое добыть было очень непросто.
В соответствии с советским мировоззрением личная автомашина гражданина рассматривалась как буржуазная роскошь – легковые автомобили могли быть только персональными (т. е. казенными), находиться не в собственности человека, а в его пользовании согласно занимаемой должности.
Поэтому допустить, чтобы фронтовики завезли в Союз и раскатывали там на личных иномарках по классу выше, чем советские служебные автомобили больших начальников, чиновники не могли.
Во время войны в Союз можно было ввезти все что угодно. Но эта вольница продолжалась недолго, и с 1946 года советская таможня стала облагать ввозимые в СССР легковые автомобили таможенной пошлиной в размере 100% ее стоимости.
Причем стоимость машины определялась не по реальной цене покупки автомобиля, а по стоимости аналогичных по классу советских машин (роскошный ЗИМ стоил тогда 40 тыс. руб., среднего класса «победа» – 16 тыс. руб., бюджетный «москвич» – 6 тыс.). Таким образом, для того чтобы ввезти немецкую машину в СССР, фронтовику требовалось выложить сумму в размере стоимости новенького советского авто.
Прибавьте к этому необходимость покупать на Родине для машины гараж (если владелец авто жил в городе) и дефицит бензина, который в послевоенном СССР был лимитирован и который можно было достать только на черном рынке. Кроме того, немецкие машины не были предназначены для езды по разбитым советским дорогам, и в случае серьезной поломки достать к ним родные запчасти было невозможно.
Выкладывать за все это удовольствие огромные деньги могли позволить себе лишь генералы да интенданты, и поэтому офицеры-фронтовики массово бросали свои немецкие автомобили прямо на советской границе, к огромной радости поляков.
И это они очень умно поступали, считают военные историки, – вздумай фронтовик раскатывать дома на роскошном трофейном Mercedes-Benz, так завистливое советское начальство устроило бы ему веселую жизнь. Где-нибудь на Колыме...
Главным трофеем для наших солдат-фронтовиков была добытая в кровопролитных сражениях Победа. С ней они и возвращались домой. Усталые, изнуренные, полуголодные, в просоленных гимнастерках, истоптанных сапогах, но гордые и непобежденные. Им еще предстояло восстанавливать послевоенное народное хозяйство, а об автомобилях они тогда даже не мечтали…