
В эти несколько дней, как говорили уральцы, все дороги вели в театр-юбиляр. Для того чтобы обменяться опытом и обсудить возможности совершенствования сценического искусства, приехали творческие коллективы из Актюбинской, Атырауской и Мангыстауской областей. Программа форума была насыщенной до предела. В нее входили мастер-классы, тематические семинары, секционные заседания и, конечно, показ спектаклей.
Приветствуя гостей, аким Западно-Казахстанской области Нурлан Ногаев отметил, что театр сегодня призван не только развлекать, но прежде всего обогащать духовно, воспитывать, заставлять думать и сопереживать. По словам председателя Союза театральных деятелей РК Тунгышбая Жаманкулова, в театральной среде накопилось немало проблем, которые нужно обозначать и решать безотлагательно. Основная задача состоит в том, чтобы находить новые режиссерские решения, созвучные времени, которые способны волновать умы и сердца зрителей, и тем самым способствовать формированию «правильной шкалы» нравственных ценностей. Достижение этой цели, по мнению театрального критика, старшего научного сотрудника Российского института культурологии Елены Борейша-Покорской, возможно только в условиях постоянного взаимодействия и обмена опытом. Только так можно определить достаточно высокую планку художественного уровня, добиться органичного единства формы и содержания спектаклей.
Именно такой уровень задал в первый же день фестиваля показ спектакля «Нас было трое» режиссера Мурата Ахманова из репертуара Западно-Казахстанского казахского театра. Это новаторская работа. Внимание зрителей неослабно удерживают всего три персонажа. Драма «высокого накала» рассказывает о вечном поиске истины, борьбе добра и зла и в конечном счете – торжестве правды. «Достучаться» до зрителя при таком минимальном количестве действующих лиц, конечно, непросто. Но уральская сцена дает поистине неограниченные возможности. Вращаясь, она может принимать несколько положений, оснащена автоматическими приспособлениями, управлять которыми – целая наука. Световые эффекты регулируются с компьютерного пульта. И хотя зрительный зал невелик, всего 280 мест, но именно такие размеры обеспечивают наиболее тесный контакт со зрителем, позволяют актерам чувствовать его реакцию и настроение, удерживать постоянный эффект «обратной связи». К тому же создается обстановка некоей камерности, наибольшей приближенности к сцене даже последних рядов.
Если говорить об истории театра-юбиляра, то она берет начало от театра музыкальной комедии, который работал в Уральске в 30–40-х годах прошлого века, а затем был переведен в Актюбинск. Возродился театр только в 1993 году. Тяга к национальному искусству тогда была настолько велика, что огромный зал бывшего заводского Дворца культуры, рассчитанный почти на полтысячи человек, не мог вместить всех желающих. Ремонт приспособленного помещения и репетиции проходили одновременно. Новое здание театра, к слову, самое первое в стране построенное с нуля, было сдано к 10-летию Независимости. Оно органично вписалось в архитектурный ансамбль центральной площади областного центра. Это действительно храм искусства с четко обозначенным национальным колоритом. В нем сразу же попадаешь в обстановку красоты и изысканности, которая настраивает на встречу с прекрасным.
Директор театра Кужыргали Тулеушев считает, что здесь все предусмотрено для яркой сценографии. Но театр – не только стены, зал и оборудование. Это многоплановое понятие, соединяющее способность перевоплощения, работу мысли и души. Результат можно считать достигнутым только тогда, когда зритель на такое созвучие отзывается чутким камертоном. У казахского драматического театра это получается. Свидетельство тому – полученные награды на республиканских и международных фестивалях. На сей раз на смотре талантов, приуроченном к юбилею, говорилось о том, что такие встречи – это хорошая школа для дальнейшего совершенствования. Не случайно во все времена артисты были кочевым народом. Невозможно развиваться, не впитывая опыт других театров. Ведь у каждого коллектива свои пути и варианты режиссерских и актерских решений. Такой процесс взаимного обогащения неизменно дает хорошие результаты.
Нашей стране, где культура финансируется отнюдь не по остаточному принципу, пришло время занять достойное место в мировом культурном пространстве. Об этом говорил с трибуны фестиваля начальник Западно-Казахстанского областного управления культуры, архивов и документации Айдар Батырханов.
Серьезные задачи стоят перед театральными коллективами сейчас, когда пришла эпоха возрождения национальной истории. Как всегда, были отмечены лучшие спектакли. В частности, высокую оценку получили работы Уральского драматического театра им. А. Островского «Двенадцатая ночь» и Актюбинского театра кукол «Кто заплетает гривы лошадям». Но проигравших коллективов не было. Поскольку самой главной наградой стали аплодисменты благодарных и восхищенных зрителей.
Людмила КОРИНА, Западно-Казахстанская область