Полный зал и бурные овации после выступления театра «Астана балет» – убедительное доказательство успеха молодого казахстанского коллектива в Санкт-Петербурге. Второй раз приглашают «Астана балет» на этот престижный международный фестиваль в Северной Пальмире. Танцевать на сцене, где блистали Анна Павлова и Галина Уланова, – большая честь и ответственность. Театр из Астаны достойно представил хореографическое искусство Казахстана, понравился и искушенной публике, и взыскательным критикам. «Звезды белых ночей» широко известны не только в России, но и за ее пределами. Фестиваль стал традиционным летним парадом классической музыки, оперы и балета. В нынешнем году в его программе почти 200 спектаклей и концертов, которые прошли на трех сценах и в четырех камерных залах Мариинского театра, ставшего одним из символов российской и мировой культуры.
– В 2014-м приглашение на фестиваль было неожиданным, – рассказывает директор театра «Астана балет» заслуженный деятель РК Валерий Кузембаев. – Нас еще мало кто знал, иногда даже путали с Astana Opera. Пригласили труппу, которой всего два года и только-только поставлен первый балет, в общем-то, организаторы рисковали. Но то выступление на фестивале «Звезды белых ночей» стало для нас знаковым. Мы зарядились такой энергией! Всех просто переполняло желание работать, сделать что-то необычное, чтобы доказать: первый успех на сцене Мариинки был не случайным. То, что мы приехали в Санкт-Петербург снова, подтверждает интерес к работам нашего коллектива.
На фестивале увидели первый казахстанский балет о национальной истории «Жусан» и премьеру новой работы коллектива – балет «Кармен». Можно сказать, что на исторической сцене прошел своеобразный бенефис молодого казахстанского хореографа и главного режиссера театра «Астана балет» Мукарам Авахри. Оба одноактных балета – это первые работы балетмейстера, тем не менее специалисты отмечают ее значительный профессиональный рост и с нетерпением ждут новых постановок. Отмечен оригинальный стиль Мукарам Авахри, подлинный артистизм и самоотдача исполнительниц.
Известный петербургский балетный критик Ольга Розанова внимательно следит за успехами «Астана балет».
– Очень удачная программа: представлены национальные истоки и очень современный балет, обе работы свидетельствуют о профессионализме, о настоящей культуре танца классического в своей основе, – говорит она. – В балете «Жусан» больше показано мастерство кордебалета, причем весьма возросшее мастерство. Я бы сказала, что танцуют артисты уже высокого класса. Во втором балете, более камерном, продемонстрированы возможности солистов с аккомпанементом небольшого кордебалета. Еще раз подчеркну, программа удачна: и по контрасту, и по разнообразию направлений и стилей. Содержательно балеты разные и дают представление об этом удивительном коллективе.
– Зрителям непривычно, и сразу все в один голос начинают спрашивать: «Как это, балет без мужчин?» А вот так! Найден интересный ход: в первом балете – на сцене женщины-воины, а во втором мужчин заменяют манекены. Отсутствие танцоров удачно компенсировано такими приемами, – продолжает О. Розанова. – Балетмейстер, безусловно, талантливый человек. Мукарам Авахри молода, думаю, у нее большое будущее: она изобретательна, оригинально мыслит, владеет кордебалетом и массовыми сценами. Сольный танец, считаю, в будущем можно усилить… Коллектив буквально на глазах превратился в настоящую профессиональную труппу со своим лицом и репертуаром. Их великолепно принимали зрители, среди которых немало иностранцев, приезжих. Это безусловный успех.
Сочетание продуманных образов с оригинальной хореографией, захватывающая энергия, пленительная нежность танцовщиц сделали оба спектакля необыкновенно привлекательными. Единство музыки и драматургии, видеоряда и светового оформления, пластических образов и своеобразной окраски привычных движений, необычное переплетение различных форм и ритмов – все это заставило сердца присутствующих биться учащенно. Балеты были новыми и в чем-то провокационными, а «Кармен», несмотря на откровенность и чувственность, очень целомудренной.
Чтобы создать такую сложную атмосферу и остаться в памяти зрителей, все службы театра «Астана балет» проделали колоссальную работу.
– Мы серьезно готовились. Заранее представили все буклеты, описания спектаклей. Только на первый взгляд логистика, проработка всех райдеров кажутся мелочами, – рассказывает главный менеджер театра Камшат Кузербаева. – Ничего подобного. Такие «мелочи» определяют результат, влияют на успех. Например, длительное время уточнялся и прорабатывался технический райдер. Основная трудность была в совмещении декораций. Нужно успеть за 20 минут антракта поменять декорации, что непросто. Зданию более 150 лет, и здесь недостаточно сценического оборудования. Техническая группа занималась решением именно этих вопросов. Наши декорации рассчитаны на отлично оснащенную сцену Astana Opera. Легендарная сцена Мариинки, бесспорно, вызывает волнение и трепет, но тем не менее сложнее для нас…
Все артисты и сотрудники театра «Астана балет» как-то внутренне собирались, проходя через служебный вход и направляясь в гримерки, технические помещения или на сцену. Неужели так действовали стены этого театра?
– Даже маститые артисты, бывает, дрогнут, оказавшись на легендарных площадках, а сцена Мариинского театра именно из таких, – объясняет Валерий Кузембаев. – И помогает молодость нашего коллектива, который не дрожит, но четко понимает всю ответственность этих выступлений. Возможно, волнение придет с годами, а сегодня артисты с радостью работают на любой сцене. Конечно, очень нам помогли и сотрудники Мариинки. Здесь работают профессионалы высочайшего класса. Им даже объяснять ничего не надо. Такой опыт ценен для нас.
Зрители отметили интересное видеооформление спектаклей, которое создано с большим вкусом, смотрится художественно. Нет никакой архаики, все сделано ультрасовременно.
– Мы рады выступать в Мариинке и представлять современную казахстанскую хореографию, – рассказывает арт-директор театра «Астана балет» Асель Курманбаева. – Всех особенно интересует «Жусан». Действительно, это балет с особой атмосферой. Он создан не по классическим канонам, скорее, это неоклассика. Свой репертуар мы создаем сами. Все, что мы показываем, – абсолютно новое, не похожее ни на что. Может быть, и поэтому публика не остается равнодушной к нашим постановкам. Мы привезли в Санкт-Петербург только отечественный продукт. Надеемся, что сложится традиция нашего участия в данном фестивале.
Успех выступления «Астана балет» на ХХIII Международном музыкальном фестивале «Звезды белых ночей» развивался по нарастающей. Сначала публика будто присматривалась, затем ее все больше и больше увлекало происходящее на сцене, в финале где-то перехватывало дыхание. Петербургских зрителей даже язык не поворачивается назвать обычными: многое видели, имеют возможность сравнивать, удивить их трудно. После выступления они охотно делились впечатлениями.
– Такой нежный и в то же время красочный колорит спектаклей. Балерины тонкие, очень пластичные, – говорила Татьяна Алышева.
– Красивые восточные девушки, – присоединяется Татьяна Чивиксина. – Очень удивило, что нет мужских партий. Но, даже если не читать либретто, все абсолютно понятно. В первом спектакле заинтересовало необычное сочетание балета и национального танца.
– Шикарно! Есть своя специфика. Балет не такой, как у нас. Но я бы предпочла более эксцентричную Кармен, – высказала свое мнение Наталья Люфа.
Критики отметили единство музыки и драматургии, благодаря чему созданы целостные пластические образы, которые смогли объединить национальный и интернациональный характер танца, специфический, впечатляющий музыкальный материал балета «Жусан».
– Еще не все знают «Астана балет», – сожалеет Ольга Розанова. – «Балетных» людей было не много, но я слышала, как наши критики говорили: надо срочно позвонить тому-то и тому-то, иначе они пропустят интереснейшее явление. У молодого коллектива все впереди, и слава тоже – я в этом не сомневаюсь. Театр семимильными шагами идет вперед.
Знаменитый российский хореограф Борис Эйфман пришел посмотреть выступление молодого театра. А после спектакля сказал немало добрых слов артистам и руководителям:
– Я от души вас поздравляю, слышал много хороших отзывов, рад, что коллектив, который недавно создан, сегодня на исторической сцене Мариинского театра показал очень высокий уровень и имел огромный успех. Замечательно, что родился новый и совершенно оригинальный коллектив, который может представлять балет Казахстана в мире. Как хореограф хочу пожелать много новых работ и гастролей. Есть поддержка государства, есть энтузиазм молодых, вместе это дает прекрасный результат. Могу только сказать: «В добрый путь!»
Выступлением на сцене Мариинского театра «Астана балет» завершил насыщенный театральный сезон. Коллектив продолжает искать свой путь в искусстве, формирует свой неповторимый стиль. Даже общеизвестный модерн в исполнении наших артистов становится более теплым, естественным, получает другую окраску. В прошедшем сезоне были четыре премьеры: три одноактных спектакля – «Жусан», «Клеопатра», «Кармен» и программа «Из века в век», где представлены знаменитые миниатюры Анны Павловой и массовые сцены из балета «Корсар». «Астана балет» совершил большое международное турне, показав в Париже, Вене, Москве и Сеуле программу «Восточная рапсодия» и балет «Алем».
Все было для «Астана балет» впервые. Гастроли и выступления на знаменитых сценах по-своему закалили, позволили получить так необходимый молодым артистам опыт. В планах следующего сезона – две премьеры одноактных балетов, новые номера для программы «Восточная рапсодия», а также гастроли. До конца нынешнего календарного года «Астана балет» покажет свое искусство в Шымкенте, планируются поездки в Минск и Казань. Последние постановки показали, что коллективу нужен резерв артистов, потому что изнурительная работа во время гастролей, почти без замен, начинает сказываться, и любое недомогание артиста ставит под угрозу выступление.
Театр «Астана балет» стремится познакомить со своим искусством как можно больше зрителей и в Казахстане, и в мире. А еще мечтает выступить на следующем Международном музыкальном фестивале «Звезды белых ночей». Это не только лестно для молодого коллектива, дает возможность творчески расти, но и позволяет рассказать публике о Казахстане и его искусстве.