
Kobyzbook – мобильное приложение и веб-сайт для кобызистов. В электронном учебнике собраны более 180 аудиовариантов кюев, легенды и история их возникновения, ноты каждого произведения, видео- и аудиоварианты аранжировок, а также рекомендации по методике исполнения. Каждый желающий сможет ближе познакомиться с жизнью и творчеством таких известных кобызистов прошлого, как Коркыт, Ыхылас, Абикей, Нышан, Жаппас Каламбаев, Даулет Мыктыбаев и многих других. Словом, Kobyzbook – настоящий кладезь для людей, не представляющих своей жизни без этого необычного инструмента.
Выбранный электронный формат пособия дает возможность его использования в любой точке мира. Кроме того, в Kobyzbook автор проекта Максат Медеубек знакомит поклонников кобыза с историей его возникновения, смыслом названия, а также рассказывает о технологии изготовления.
Максат, посвятивший свою жизнь кобызу, искренне влюблен в этот музыкальный инструмент. Сейчас он является солистом фольклорно-этнографического ансамбля «Туран», старшим преподавателем кафедры традиционного музыкального искусства Казахской национальной академии искусств им. Т. Жургенова, преподавателем Казахской национальной консерватории им. Курмангазы.
Некоторое время назад Максат понял, что казахстанским кобызистам остро не хватает обучающего материала.
– В Алматы и Астане нехватка практически не ощущается. Тут и лучшие музыканты, и нотные библиотеки, и записи кюев, все, что угодно, – рассказал музыкант. – А вот регионам всего этого не хватает. Я сделал такой вывод после того, как стал внимательно наблюдать за студентами, которые приезжали к нам на конкурсы. Талантливые ребята, но отсутствие информации заметно. От этого страдает качество теоретического образования и сама игра. Еще один нюанс: раньше мы знали только самых знаменитых музыкантов, например, Даулета Мыктыбаева, Жаппаса Каламбаева и других, но забывали, что есть много современных кобызистов, которые играют на высоком уровне. «Как же структурировать все материалы воедино?» – задумался я. Так и родилась идея создания электронного учебника Kobyzbook. Когда я начал его разрабатывать, собрал вокруг себя 17 современных кобызистов, и у меня как будто глаза открылись! 180 записей мы сделали, шикарную коллекцию. И я не устаю поражаться тому, что, когда что-то исследуешь с большим интересом, начинаешь все больше влюбляться в дело и получаешь невероятные результаты!
С необычной и полезной идеей Максат Медеубек пришел в Фонд Первого Президента РК – Лидера нации. Фонд проект поддержал, и музыкант смог заняться непосредственно разработкой. Электронный учебник «написан» на казахском и английском языках, скоро появится и русская версия. Kobyzbook также призван улучшить систему обучения, пополнить методическими материалами такие предметы, как «Специальность», «Ансамбль кылкобызистов», «Исполнительское мастерство», «Изучение родственных инструментов». В разделе «Ноты» любой музыкант может найти нужный материал и распечатать его.
– Я о кобызе могу говорить долго, – улыбается Максат. – Люди поражаются его звуку, который благоприятно действует на атмосферу, лечит, успокаивает нервы. Если я дома, то спокойно могу заниматься: родители спят, мой кобыз их не отвлекает. Бывали случаи, когда слушатели приходили на концерт с головной болью, и она проходила, как только замолкали звуки кобыза. Это инструмент шаманов, с его помощью лечили людей, предсказывали будущее, входили в транс. В плане технического освоения он не очень сложен. Но современные кобызисты идут другим путем: они перекладывают произведения западноевропейских и русских композиторов, чтобы разработать технику. Мы играем на кобызе концерты Моцарта, Баха для валторны, скрипки, альта и многое другое. Играем также народные песни, этюды, гаммы. Но все-таки основой остается кюй.
По мнению музыканта, кобызисты делятся на две категории. Одни стараются сохранять древние традиции, вторые – не забывать о том, что на дворе XXI век:
– Нужно расширять горизонты, дать людям возможность услышать современную подачу тех же великих кюев. Публика ведь тоже делится на категории. Многие больше трех кюев подряд не будут слушать. Но есть и меломаны, кто часами слушает и сами играют. У меня есть такая ученица, ее зовут Виктория, режиссер и сценарист, живет во Франции. Вот в какой-то момент взяла и «заболела» кобызом, купила инструмент, играет часами, слушает музыку. Когда приезжает в Алматы из Франции, кобыз всегда при ней. Приходит ко мне уроки брать. Такая вот фанатка!