Кому с кэшем жить хорошо?

712
Назгуль Испанова, Северо-Казахстанская область

При этом, как отметил Глава государства, «при очевидной простоте и привлекательнос­ти данного сегмента» предприниматели на местах не спешат работать по новым правилам.

Сейчас уже нет необходимости объяснять рядовым казахстанцам преимущества безналичного расчета. Просто, удобно, быстро, безопасно. Платежные карты, онлайн-банкинг, покупки в Интернете стали для нас обычным явлением. Даже пенсионеры научились пользоваться мобильными приложениями и оплачивать коммуналку с помощью смартфона. Да и в магазинах мы охотнее протягиваем карточку, чем деньги: пусть кэшбек «капает». А если у продавца вдруг не оказалось терминала для проведения платежа, недовольно ворчим, мол, где цивилизация, почему закон не соблюдают?

Впрочем, в крупных торговых центрах и супермаркетах такой проблемы почти не бывает. Другое дело – бутики на рынках, мастерские, небольшие продуктовые павильоны и магазинчики у дома. Здесь по-прежнему в ходу наличка. Правда, и суммы другие. Обыч­но в таких местах мы покупаем самое необходимое: молоко, хлеб, воду, сладости детям. Пары тысяч вполне хватает.

Видимо, именно поэтому – по причине небольшого оборота – владельцы этих торговых точек и не хотят заморачиваться с POS-терминалами.

Своим мнением на этот счет они поделились на встрече в региональной палате предпринимателей. Основной довод, которым некоторые предприниматели объясняют отказ переходить на безнал, – слишком дорогое обслуживание системы.

Процедура следующая: предприниматель заключает договор с банком, после чего банк предоставляет ему в пользование оборудование для проведения безналичных платежей. Разумеется, не безвозмездно. Условия могут разниться, но, как правило, все сводится к требованию обеспечивать оговоренный размер месячного оборота либо количество транзакций.

Одному банку будет достаточно и 100 тыс. тенге оборота, а другой может «заломить» и 800 тыс. тенге. Потянуть такое микробизнесу, тому же дворовому магазинчику, где круг покупателей сужен до жильцов одного-двух «кубиков», зачастую не под силу. Столько денег здесь просто не крутится.

Ставить терминал предпринимателям не просто невыгодно, но и затратно. Если не удастся выйти на требуемый оборот, придется заплатить банку комиссию (от 2 тыс. тенге и выше). Кроме того, банк может забрать оборудование.

Еще одна причина – слишком высокие ставки, которые банки второго уровня выставляют за пользование системой. В среднем они варьируются от 1 до 3% от суммы транзакции. Вроде и немного, но микробизнес с его скромным доходом не может позволить себе даже такие «мелочи».

Конечно, можно не платить комиссию банку, но в этом случае бизнесменам нужно самим приобретать терминалы, оплатив их покупку из собственного кармана. А удовольствие это не из дешевых.

Есть и альтернативный вариант – мини-версия устройства безналичного расчета, так называемый mPOS. Это технология для приема безналичных платежей для малого бизнеса, сферы торговли и услуг, которая позволяет обойтись без дорогостоящих POS-терминалов.

«Умный терминал» разработан для небольших магазинов, бутиков, СТО, такси, парикмахерских, кафе, для служб дос­тавки и интернет-магазинов. Для приема платежей необходим только смартфон с дос­тупом в Интернет. Используя любую бесплатную программу для считывания QR-кода, пользователь переходит на страницу онлайн-оплаты, вводит реквизиты карты и сумму платежа. Продавец и покупатель получают уведомления о платеже по SMS или е-mail.

С помощью mPOS можно принимать к оплате карты Visa, MasterCard и American Express. Для удобства использования на мобильных телефонах предлагается бесплатное приложение для приема оплат. Но, как выясняется, и здесь никто не гарантирует спокойной жизни предпринимателям. У них есть большие сомнения относительно долговечности таких устройств, и небезосновательно.

– В 2013 году, когда нас впервые обязали ставить POS-терминалы, я сам купил оборудование за 57 тысяч тенге. Обошел все банки, но они мне сказали, что я должен через терминал проводить от 2 000 до 600 тысяч тенге ежемесячно. Так его и не применил, – рассказал на встрече индивидуальный предприниматель Ермек Кадыров. – Потом купил другой аппарат, мини-POS – Pay me называется. Теперь вы говорите, что он устарел, предлагаете другой. А где гарантия, что через полгода вы еще что-то новое не придумаете?

А вот хозяйка небольшого продуктового магазина столк­нулась с другой проблемой. Каж­дые 2 месяца ей приходится возить исправные кассовые аппараты на проверку. В противном случае они автоматически блокируются и не работают.

– Они ровно через 2 месяца блокируются, я бегу в центр технического обслуживания, чтобы специалисты разблокировали их мне и поставили новый таймер на 2 месяца. За их работу я каждый раз отдаю 2 тысячи тенге. В это время ко мне в магазин может нагрянуть налоговая и оштрафовать меня за то, что у меня отсутствует ККМ. Можно было бы организовать так, чтобы специалис­ты сами приезжали к нам и удостоверялись в исправности аппаратуры, либо и вовсе отменить эти перекодировки, – предложила Елена Соловьева.

Как пояснили приглашенные на встречу представители сервисной компании, проверки проводятся в рамках гарантии – таковы требования завода-изготовителя. Срок действия гарантии – всего год, и он уже истек. Однако, по словам предпринимательницы, опасаясь серьезных неисправностей в работе оборудования, которые ей придется устранять за свой счет, она вынужденно продолжает носить аппараты на проверку. Уж лучше подстраховаться сейчас, оплачивая сервисную поддерж­ку, чем потом вкладываться в дорогостоящий ремонт…

Сотрудники банков второго уровня, тоже принимавшие участие в разговоре, единодушно признали, что лояльных условий именно для микробизнеса нет. И пока ситуация складывается не в пользу представителей МСБ. В банках, предлагающих лояльные условия, POS-терминалов нет. И наоборот, там, где оборудование есть, предпринимателей не устраивают условия БВУ – все те же пресловутые процентные ставки.

Здесь стоит напомнить о словах Президента. Поручая развивать сферу безналичных платежей, он подчеркнул необходимость предварительно устранить сдерживающий фактор – высокую комиссию банков.

Но банкиры уверяют: причитающийся им процент гораздо ниже той цифры, о которой все говорят.

– Из этих 2–3% банк себе оставляет 0,5% в виде маржи, остальная сумма уходит платежным системам, – объяснили представители БВУ. – К сожалению, решение о персональном подходе к бизнесмену не принимается на местном уровне, таких привилегий у нас нет.

…Несмотря на то что участники встречи во многом соглас­ны друг с другом, найти оптимальное решение по внедрению безналичных платежей пока не удалось. Между тем специалис­ты департамента госдоходов еще в августе начали обходить торговые точки, чтобы выяс­нить, какие из них не обзавелись терминалами для работы с карточками. Таковые, конечно же, нашлись, и их немало. На первый раз предпринимателям сделано предупреждение. А вот при повторно выявленном нарушении будет грозить штраф в размере 40 МРП.

Но проверки, наказания – не лучший способ приучить бизнес обходиться без кэша. Совершенно очевидно: чтобы стимулировать сферу безналичных платежей, необходимо сделать их более выгодными и безопасными, причем для всех участников этого рынка: как для населения, так и для бизнеса и финансовых учреждений. Разработать и принять простые, понятные условия.

Об этом говорит в Послании Глава государства: «Для этого необходимо активно развивать небанковские платежные системы с соответствующими правилами регулирования. При очевидной простоте и привлекательности данного сегмента он не должен превратиться в канал по отмыванию денег и выводу капитала из страны. Национальному банку следует наладить действенный конт­роль в этой сфере».

Северо-Казахстанский филиал финрегулятора ведет работу в рамках Плана мероприятий по увеличению безналичных расчетов и сокращению количества банкоматов. Специалисты провели анализ обеспеченнос­ти филиалов банков второго уровня свободными POS-терминалами и mPOS, по результатам которого в головные банки были нап­равлены письма о выделении (распределении) дополнительного оборудования территориальным филиалам.

Местным банкам рекомендовано при отсутствии свободных POS-терминалов предлагать клиентам (предпринимателям) самостоятельно приобрести оборудование, в том числе пос­редством товарного кредитования. Если предприниматель купил POS-терминал (или mPos) за свой счет, то ему не предъявляют требования по ежемесячному обороту и арендной плате. При проведении операции с получателя денежных средств удерживают комиссию. Ее размер устанавливает финансовая организация.

На днях филиал Нацбанка РК распространил официальное сообщение, в котором руководитель учреждения Диас Мэлс уточнил, из чего складывается комиссия за проведенную операцию.

«Комиссия по приему платежей через POS-терминалы по массовому сегменту карт варьируется от 1 до 1,9% от суммы транзакции. В случае если POS-терминал обслуживает один банк, а покупатель заплатил картой другого банка, комиссия также включает в себя межбанковскую комиссию (interchange) и составляет от 2,4 до 3,5%. Предприниматели ошибочно полагают, что вся комиссия отдается банкам. Из этих 2–3% банку остается около 0,5%. Остальная сумма уходит платежным системам (Visa или MasterCard), а также включает расходы по приобретению оборудования и программного обеспечения, расходных и рек­ламных материалов, технической поддержки и другое», – пояснил Диас Мэлс.

В случае увеличения объемов безналичных платежей размеры комиссии могут быть снижены.


Помимо этого, банки предлагают и другие схемы подключения к сервису безналичных платежей. Например:

1 Подключение мобильного POS-терминала (mPOS или miniPos). Устройство подключается к смартфону или планшету с выходом в Интернет. Себестоимость мобильного POS-терминала в несколько раз меньше стационарного POS-терминала, и, соответственно, план по ежемесячным оборотам ниже.

2 Подключение банком стационарного или мобильного POS-терминала, приобретенного у специализированных пос­тавщиков.

3Кредит от банков на покупку личного POS-терминала. При этом POS-терминал может быть прокредитован в одном банке, а обслуживаться в другом – на более выгодных для предпринимателя условиях – указано в сообщении филиала банка.


На сайте СКФ Нацбанка приводится показательная статистика. За август 2019 года с использованием платежных карт было совершено 1,2 млн операций на сумму 32,5 млрд тенге (за август 2018 года – 0,9 млн операций на сумму 30,3 млрд тенге). В этом внушительном объеме операций львиную долю составляет снятие наличных денег – 26,6 млрд тенге, или 81,8%. А вот сумма безналичного расчета (платежи за товары и услуги посредством карт) гораздо меньше – 5,9 млрд тенге (18,2%) в удельном весе. Кстати, год назад этот показатель был на уровне 13,2%.

Сеть обслуживания платежных карточек в СКО (по состоя­нию на 1 сентября 2019 года) представлена следующим образом: 323 банкомата, 3 301 POS-терминал (годом ранее – 2 936). Кроме того, 1 596 торгово-сервис­ных предприятий, использующих POS-терминалы (на 1 сентября 2018 года – 1 401), 536,5 тыс. человек картодержателей (на 01.09.2018 г. – 345,5 тыс. человек).

…Пока одни представители бизнеса пытаются настоять на отмене POS-терминалов, другие предпочитают работать, не нарушая закон. И придумывают свои способы возместить навязанные расходы. Например, ставят разные цены на один и тот же товар: за наличку выходит дешевле, а при расчете картой накидывают 3%. Либо предупреждают, что указанные скидки на товар (например, во время сезонной распродажи) не действуют при безналичном расчете. Ничего личного, просто бизнес.

Популярное

Все
Определился состав финалистов
Портрет Алии украсил набережную
Проблемный полигон ТБО: закрыть или перенести
Уникальные манускрипты представили в столице
Мир, где умеют мечтать и летать
В отдаленном селе появилась новая школа
Музыкальный мост «Казахстан – Япония»
В условиях равных возможностей
«О чем не скажут небеса»
Мясо, приправы и ничего лишнего
Услышать крик о помощи
Ученики НИШ завоевали серебро на международном конкурсе
Рыбакина досрочно вышла в полуфинал
Здесь качество – не лозунг, а система
Самокаты: где и как кататься
Помогли всем, кто нуждался в поддержке
Шахта – это стабильность
В основе – принцип прозрачности
Преданность делу – залог успеха
Сладкий вкус мечты
Отрасль, где гостеприимство – фактор успеха
Гвардеец завоевал золото на чемпионате Евразии по пауэрлифтингу
Одну из улиц в Астане закроют на 2 недели
Президент Финляндии провел лекцию в Maqsut Narikbayev University
Энергетическая отрасль должна работать на опережение
Zhanibekov University – победитель международного конкурса по ИИ
Не поддаваться влиянию чуждых идей
Впервые в Казахстане пройдет чемпионат Азии по бирманскому боксу
Казахстан и Китай обсудили всестороннее стратегическое партнёрство
Искусственный интеллект помогает врачам спасать пациентов с инсультом
Сельский ученик стал бронзовым призером Азиатских игр
«Ход королевы»: Почему женщины из Казахстана успешнее в шахматах, чем мужчины?
Казахстан остается надежным партнером США в условиях новой мировой экономики
«Цифра» на вооружении районной полиции
С 2026 года в Казахстане изменится порядок налогообложения транспортных средств
В Казахстане реализуют меры поддержки бизнеса и привлечения инвестиций
Голубое топливо пришло в дома сельчан
Ержан Бабакумаров убит в Астане
До конца года в Западно-Казахстанской области сдадут более десяти спортобъектов
Технический колледж: практика и трудоустройство
Пенсионерам вход бесплатный
Международный день анимации: гвардеец создал военный мультфильм
Гвардейцы — призёры Открытого Кубка Азии по дзюдо в Актау
Военнослужащие Нацгвардии стали призёрами Кубка мира
Завершена реконструкция Центрального стадиона
В Казахстане станет сложнее пользоваться банкоматами
Пожар в столичном кафе: ремонт в пострадавших квартирах завершен на 90%
Опасность в тарелке: в СКО зарегистрировали 19 случаев описторхоза
В Шымкенте открыли 14 социальных павильонов
Главнокомандующий Нацгвардией провел приём граждан
Алматинская область вновь побила рекорд посещаемости
Лювак для бодрости
Жители Усть-Каменогорска построили мост методом асар
Рыбоперерабатывающий завод запустили в Кызылординской области
Новую школу на 1 200 мест открыли в ЗКО
Краснокнижного зверька засняли на видео в Алматинской области
Зампред КНБ отправлен в отставку
За пловом и природой – в Таджикистан
О погоде в Казахстане на ближайшие три дня сообщили синоптики
В Таразе продолжается обновление парка городских автобусов

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]