
Сохранение, возрождение и изучение историко-культурного наследия в современных условиях приобретают особую актуальность. И вполне закономерно, что в рамках международного права культурное наследие рассматривается как часть окружающей среды, прослеживается связь с кардинальными переменами в социально-экономической сфере, а также с проявлением угроз антропогенного, экологического и техногенного характера. Тема сохранения культурного наследия для человечества далеко не новая, но не теряющая своей значимости.
Как свидетельствует международный опыт, к урегулированию назревших задач в этой сфере во многих странах подходят комплексно. В мировой практике памятники культурного наследия воспринимают как часть культуры, имеющей ряд важнейших социальных функций. Они оказывают огромное влияние на воспитание, имеют непреходящее просветительское значение. Культурное наследие – духовное богатство нации, складывающееся на протяжении столетий. Не случайно один из ведущих экспертов внешнеполитического брендинга Саймон Анхольт считает, что культурное наследие передает глобальное восприятие наследия каждой страны.
Первенство в сохранении культурного наследия принадлежит, безусловно, европейским державам: Великобритании, Франции и Италии. Одна из старейших организаций, чья деятельность направлена на сохранение и популяризацию национального культурного и природного наследия, была создана в 1894 году в Великобритании. Это общественная благотворительная организация National Trast. Во Франции охрана культурного наследия осуществляется в рамках Кодекса наследия. В конце 1913 года в этой стране был принят закон «Об исторических памятниках». В Италии в 1939-м принят первый закон «Об охране предметов, представляющих художественный и творческий интерес», а в 1950-м здесь создано Министерство общественных работ, занимающееся строительством и реставрацией.
Охраны памятников истории и культуры на международном уровне добивался в свое время и выдающийся художник и общественный деятель Николай Рерих. Соответствующие документы в 1935 году были приняты в США и в 20 странах Латинской Америки. Благодаря важнейшим международным инициативам постепенно в обществе укоренялось понимание, что культурное наследие является общечеловеческим достоянием.
С обретением независимости, начиная с 1992 года, эта работа активизировалась и в Казахстане. С того времени Закон «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия» претерпел множество изменений. И вот принята новая редакция.
Об уровне и качестве проделанной работы говорит тот факт, что принятие новой редакции Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам историко-культурного наследия» потребовало соответствующих поправок в пяти нормативно-правовых актах РК.
На мой взгляд, часть поправок внесена под влиянием двух фундаментальных статей Первого Президента Нурсултана Назарбаева: «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» и «Семь граней Великой степи». Так, в законе «сакральные объекты» выделены в отдельный блок и будут находиться под особой охраной. Сакральные объекты дороги нашему народу не только как памятники истории, культуры, но самое главное – как свидетельство неразрывной связи с предками и многовековой историей своей страны.
Важное значение имеют изменения, касающиеся археологических памятников. Систематизируются выявление и учет объектов историко-культурного наследия. В законе определяются хронологические рамки (от 3 до 5 лет) по включению либо исключению этих памятников из Списка предварительного учета, а также предусмотрены действия по определению дальнейшего статуса объекта. Решение о включении в Список предварительного учета или исключении возложено на местные исполнительные органы и осуществляется на основании проведения историко-культурной экспертизы.
Неоценимый вклад в изучение исторического прошлого Великой степи, ее значения для мировой цивилизации вносит археология. Следует отметить, что в новой редакции наблюдается системный подход в выявлении и учете объектов историко-культурного наследия. Существенно и то, что закон предусматривает автоматический учет памятников археологии особой важности, имеющих особую культурную и историческую ценность, без прохождения определенной процедуры. Таким образом создаются условия сохранения археологических памятников без административных проволочек.
Регламентирован порядок обеспечения охраны объектов историко-культурного наследия при освоении территорий. В случаях выявления объектов историко-культурного наследия при освоении земель предусмотрен ряд мер, направленных на соблюдение правовой ответственности со стороны землепользователей, собственников, а также ответственных государственных органов, призванных обеспечить их сохранность.
Законом предусмотрено разделение лицензий. На проведение археологических раскопок выдается одна лицензия, а на осуществление научно-реставрационных работ – другая. Такое разделение, считаю, правильно. Археологические исследования должны вестись археологами. Реставрационные работы, допустим, на памятниках монументального искусства, могут осуществляться специалистами – архитекторами. Это изменение потребует в дальнейшем внесения соответствующих поправок в законодательство.
Новая редакция Закона «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия» отвечает тем изменениям, которые происходят в нашем обществе. Закон очень востребован. Он отражает наши достижения в науке и в сфере управления историко-культурными объектами. Это событие воспринимается как новый импульс в изучении, сохранении и популяризации историко-культурного наследия Казахстана.
Вместе с тем время и международный опыт требуют актуализировать новые подходы и методы в деле сохранения наследия. Поэтому, несмотря на принятие новой редакции закона, эту работу следует продолжить. Следующим шагом, на мой взгляд, должно стать более широкое понимание наследия, включая и природное достояние.
Благодаря Министерству культуры и спорта РК мне посчастливилось в ноябре прошлого года принимать участие в качестве эксперта в работе международного конгресса «Всемирное наследие стран СНГ: культурное наследие как фактор развития и наращивания сотрудничества и диалога», состоявшегося в Москве на площадке Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д. Лихачева. Так, в ходе конгресса участники из стран Содружества неоднократно выносили на обсуждение вопрос об особо охраняемых природных территориях, поскольку их ценность имеет комплексный характер, как природный, так и историко-культурный. Отдельного упоминания заслуживает существующая в некоторых странах система национальных парков, которые создаются с целью сохранения на конкретной территории историко-культурных, природных памятников, представляющих особую ценность.
Одним из таких объектов, имеющих комплексный характер, является историко-культурный памятник республиканского значения – городище Бозок, расположенное на берегу озера Бузукты. Не случайно Елбасы неоднократно в своих выступлениях упоминает прародительницу столицы – древнее городище Бозок, придавая ему особое историческое и культурное значение.
Благодаря огромной поддержке Министерства культуры и спорта, а также акимата столицы началась большая кропотливая работа по созданию национального парка на территории уникального археологического памятника – древнего городища Бозок. В рамках проекта планируется создание 6 исторических поселений, которые позволят показать вклад Степной цивилизации в мировую культуру.
Хочется надеяться, что определение статуса особо охраняемых природных территорий, имеющих природное и историко-культурное значение, тоже не останется без внимания.