​Ладони к аруахам протяни...

1318
Валентина Фиронова

Экспозиция, сложившись из живописных полотен, инсталляций, старых фотографий, видеоперформансов с участием художника и документального фильма о нем, воспринимается как многомерная Вселенная, где открытия ждут на каждом шагу. Душа мастера, покинувшего этот мир 5 лет назад, уже в другом измерении, но разговор с современниками продолжается. Каждая его работа – это и вопрос, и приглашение к размышлению.

Несомненно, есть своя глубинная закономерность в том, что именно Молдакул Нарымбетов, незримо обращаясь к своим почитателям, дал старт музейному проекту «История современного искусства Казахстана в лицах». Как отметил и. о. директора Национального музея Леонид Кочетов, это начинание реализуется в рамках программы «Рухани жаңғыру», и то, что проект открывает выставка лидера арт-группы «Қызыл трактор» Молдакула Нарымбетова, внесшего большой вклад в развитие современного искусства Казахстана, весьма показательно. Он создал глубокие, смелые работы, созвучные нашему времени и ставшие воплощением противоречивой эпохи перемен.

Особое отношение к выставке и у ее куратора, соучредителя ежегодного международного фес­тиваля современного искусства Аrtbatfest Владислава Слудского, для которого Молдакул Нарымбетов стал первым художником, кто его поддержал.

– Я ему очень благодарен за то, что он поверил в значимость моих идей и никогда не боялся экспериментировать. В нем гармонично сочетались скульптор и живописец. Это редчайший случай, – поделился Владислав.

Случай, действительно, редчайший, если еще учесть, что скульп­туры Молдакул Султанович творил из старых автомобильных покрышек. А его «Скарабей», которому под силу своими тонюсенькими лапками катить огромный шар, прямо-таки классика жанра. Как признавался сам автор, для него эта скульптура – символ современной цивилизации, которая не столько создает новое, сколько перерабатывает многовековые культурные ценности.

Небезынтересно заметить и то, что над «Скарабеем» мастеру пришлось трудиться несколько месяцев, разрезать на куски резину 50 автомобильных покрышек и прикрепить их к каркасу десятью тысячами шурупов.

Одна из самых известных работ художника – инсталляция из балбалов, сделанных из автопокрышек, называется «Мен – қазақпын! Мың өлiп, мың тiрiлген» («Я – казах! Умирал и рождался я тысячу раз»). Возле нее тоже подолгу останавливаются посетители выставки в Национальном музее, которая занимает целый этаж.

Большой интерес вызывают не только знаменитые скульп­туры и картины, но и архивные фотографии, эскизы, записки художника, необычные сюрреа­листичные музыкальные инструменты, вырезанные Молдакулом Султановичем из дерева. Есть здесь и шаманский барабан, который он использовал в своих перформансах-камланиях. А эффект неотлучного присутствия на выставке самого художника создают те же перформансы, но только на экранах мониторов.

По словам Владислава Слудского, в музее выставлено около 30% огромного наследия художника, которое он еще при жизни вверил Евразийскому культурному альянсу. Сохранилось даже несколько обугленных частей деревянных скульптур, сгоревших после смерти художника.

Выставка Аruaqtin tusi сделана с большой любовью и изобретательностью. И в этом немалая заслуга членов группы «Қызыл трактор» Смаила Баялиева, Абилсаида Атабекова и Арыстанбека Шалбаева. Представляя самые яркие работы мастера, организаторы задействовали не только стены, но и пол музея.

Экспозиция дает представление не только о многообразии творчества Молдакула Нарымбетова, но и об истории арт-группы, основанной в Шымкенте в 1990 году, которая первоначально называлась «Трансавангард». Занимательно смотрится и лоскутный занавес из платков с силуэтами трактора Саида Атабекова. Что-что, а удивлять кызылтракторовцы умеют!

Аксакал в войлочной шапке, глядя на них с монитора с шутливым прищуром, только посмеивается, оставаясь по-прежнему компасом команды «возмутителей спокойствия». Чем бы художник ни занимался – инсталляцией, живописью, скульптурой, перформансом, – он всегда оставался новатором. Бесстрашным и заразительно увлекательным. Эту сторону его мастерства по достоинству оценили в Австрии, Швейцарии, Германии, Чехии, США, Италии, России…

Профессионалы и просто любители искусства единодушны в том, что Молдакул Нарымбетов – художник выдающийся, а личность масштабная. А начинал он как преподаватель черчения, не уставал учиться, получил два художественных образования, стал основателем казахского авангарда, открыл школу современного искусства, принял участие более чем в 40 международных выставках.

Его скульптуры из старых автомобильных покрышек «Скарабей», «Трон», «Адам и Ева» в свое время произвели фурор на уличном фестивале современного искусства Artbatfest в Алматы. Он с удовольствием разговаривал с прохожими, обсуждал свои работы, шутил, и мало кто догадывался, что рядом с ними человек-Вселенная.

В своих картинах, как отмечают специалисты, художнику удавалось привести к гармоничному единству смирение и протест, бунт и умиротворение, страсть и покорность. Как лидер авангардной группы «Қызыл трактор», он продвигал актуальное искусство, опередив свое время, и первым стал работать с нестандартными материалами. С теми же автомобильными шинами. Он нашел свой уникальный язык, который искусствоведы не могут причислить ни к одному художественному направлению. И здесь, получается, он тоже вышел за рамки общепринятого.

Все, кто видел его скульптуры из резины, неизменно удивляются, как ему удалось оживить тяжеловесный материал и заставить его дышать, быть легким и выразительным. В руках художника преображалась не только резина, но и камни, войлок, музыкальные инструменты, шерсть, дерево, вода. Он мог соединить несоединимое с живописным полотном, давая простор мыслям и чувствам. И эта энергетика была настолько мощной, что к ней подключался и зритель. Он умел, да и сейчас продолжает, стряхивать со скучающих лиц апатию, пробуждая способность удивляться и потрясаться.

Как только ни называют Молдакула Нарымбетова, пытаясь детализировать грани его дарований! Шаман, дервиш, философ, бунтарь, основатель казахского авангарда…

Да, о нем можно говорить феерично, а можно и спокойно. Так, как это сделала руководитель Центра современного искусства Национального музея РК Роза Абенова. Она сожалеет, что ей не посчастливилось быть знакомой с художником, но это лишь усилило ее стремление к изучению феномена Молдакула Нарымбетова и творчества группы «Қызыл трактор», лидером которой он был.

– Он ушел на пике творческого подъема, не успев многое нам сказать. Я думаю, что государственные художественные институции до сих пор должным образом не оценили вклад художника в казахстанское современное искусство, которое обеднело без «главного шамана» Великой степи, – считает Роза Абенова. – Молдакула Нарымбетова можно отнести к редким художникам, сумевшим без пафоса и формализма, своим уникальным творчеством показать, что такое истинный патриотизм. И это сейчас очень важно для молодежи. Выставка этого мастера – наша многолетняя мечта. Мы долго к ней шли, и я очень рада, что она состоялась в Национальном музее.

Популярное

Все
В Алматы торжественно открыли музей военной техники
Фестиваль на родине тюльпанов
Подвиг без срока давности
Казах, покоривший небо
Вспомнить всех поименно
В знак благодарности
Мы – наследники победителей!
В Астане проходит выставка «Театр на фронте: берег надежды»
О боях, любви и... подарке
Пример патриотизма и преданности науке
Будущее казахского балета
Эпохи разные, а долг один
Под мелодии оркестра
Новеллы ужесточают ответственность
Кинолог – это призвание
Место подвигу есть всегда
Важная миссия казахстанских миротворцев
Лучший в профессии
Мы никогда не вправе забывать
Женский взгляд
Полководец. Писатель. Патриот
Мажилис принял новый Налоговый кодекс
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Нацгвардия МВД РК отметила 80-летие Победы масштабной патриотической акцией
Президент наградил ветерана дипломатической службы
Первый в Центральной Азии центр креативных технологий откроется в Астане
Бизнес Сингапура инвестирует крупные и эксклюзивные проекты
Международная автовыставка начала свою работу в столице
Супруги Куангали и на работу, и домой спешат с радостью
Мангистау делает ставку на автотуризм
В Казахстане повысят налог на прибыль для банков
Региональная наука нуждается в мерах поддержки
К тюркским корням: как развивают татарскую культуру в Казахстане
Глава государства поздравил премьер-министра Канады
Ветер, ветер! Ты могуч...
Чем больше информации, тем точнее геологический прогноз
Книголюбы, объединяйтесь!
США и Украина подписали соглашение о природных ресурсах
Какие национальности проживают в Казахстане
Найдут покой в родной земле
Самый отдаленный район Жамбылской области получит новый импульс развития
Улицы в честь ветеранов Великой Отечественной войны планируют назвать в Шымкенте
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
Инновационный завод в Мангистауской области: от науки к практике
В Талдыкоргане 15 человек уже год ждут купленные «по предзаказу» телефоны
Нацгвардия отдала дань памяти военнослужащим Казбата
Ответственность за «овербукинг» вводят в Казахстане
Личный состав Нацгвардии перешел на летнюю форму одежды
Пятитомник «Каныш» – академическое собрание трудов первого президента Академии наук Казахстана
Бойцы Нацгвардии задержали около 5 000 правонарушителей
В каких районах Астаны появятся новые школы
В Казахстане стартовало профилактическое мероприятие «Безопасная дорога»
В лицее Шымкента хотели закупить 45 тысяч пачек бумаги на 90 млн тенге
Джей Ло едет в Астану
Ставить и достигать цели
Акмолинец выехал на встречную полосу прямо перед полицейскими
Начато возведение крупного металлургического завода
Около 2 тысяч казахстанцев получили спецвыплату за вредные условия труда
Почему огородик в Шымкенте стал дороже сайрамского гектара?
Концерт Дженифер Лопес в Астане – стоимость и правила продажи билетов

Читайте также

Казахстан – Вьетнам: новая веха в истории отношений
В ЗКО с начала года от укусов бродячих собак пострадало 376…
На страже независимости, мира и территориальной целостности…
Учебное заведение с особым статусом

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]