![](/media/news/2022/default.png)
Инициатива полномочного представительства Республики Татарстан в Российской Федерации и «Российского фонда мира» осуществилась в день рождения мэтра, 9 октября, когда ему исполнилось бы 85 лет.
Легендарного музыканта, профессора Московской государственной и Казанской государственной консерваторий Фуата Мансурова вспоминали члены семьи, ученики и поклонники его уникального таланта, коих насчитывается великое множество не только на постсоветском пространстве, но и во всем мире. Это закономерно: более 40 лет Фуат Шакирович был дирижером Государственного академического Большого театра, главным дирижером Государственного симфонического оркестра Казахской ССР, Татарского театра оперы и балета им. М. Джалиля, главным дирижером и художественным руководителем Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан.
Сегодня многие из учеников мэтра, в том числе и участники состоявшегося концерта, собственной творческой деятельностью преумножают наследие наставника, распространяя его на многие государства СНГ. Среди них – солисты Большого театра, народные артисты СССР М. Касрашвили и А. Ведерников, народный артист России, лауреат Государственной премии РФ, профессор Р. Абдуллин, народная артистка Казахстана, профессор А. Мусахаджаева, заслуженная артистка Татарстана А. Гулишамбарова, заслуженный артист Украины Р. Кадиров, лауреаты международных и всероссийских конкурсов А. Нечаева, А. Жилиховский, М. Гали.
Говоря о феномене Ф. Мансурова, профессионалы часто отмечают: он обладал поразительно чутким, интуитивным ощущением музыки в малейших нюансах и полутонах, мог дирижировать весь симфонический и оперный репертуар наизусть, практически не обращаясь к партитуре. По этому поводу сам маэстро в одном из интервью заметил: «Дирижирование – не просто махание руками, это информация, которую необходимо передать оркестру. Как? В том и состоит весь фокус. Чрезвычайно важна интонация, она помогает лепить образ».
Между тем присущая Ф. Мансурову столь виртуозная образность мышления в музыке отнюдь не обуславливала «зацикленности» на сфере тонких чувств, оторванности от реальной жизни. В иных ее аспектах он был не менее виртуозным – человеком широчайшего кругозора, высоко образованным, с удивительным чувством юмора. В его натуре немыслимым образом слились в гармонию черты и «физика», и «лирика». Еще в школьные годы, которые прошли в Алма-Ате, Фуат Мансуров засвидетельствовал удивительные способности к математике и одновременно – подтверждения незаурядной музыкальной одаренности. С разницей в год окончил консерваторию и физико-математический факультет Казахского государственного университета, на котором позже работал преподавателем. Будучи мастером спорта по альпинизму и конькобежному спорту, имел также первый разряд по шахматам, обладал глубокими познаниями в области изобразительного искусства, владел десятью языками.
Но, прежде всего, маэстро был великим тружеником: «Я по духу своему максималист. Все в жизни делаю с этих позиций. Когда спрашивают, как мне удалось выучить так много языков, отвечаю, что могу дать длинный ответ — рассказать о системе изучения, а могу сказать коротко: я не ленивый человек… Наша работа требует большой внутренней дисциплины. Это особая профессия, ей надо долго и терпеливо обучаться. Нужны позитивная энергия и харизма. Важно, чтобы дирижер умел проводить репетиции интересно и увлекательно… Великий немецкий дирижер Вильгельм Фуртвенглер говорил, что работа дирижера с оркестром, их взаимоотношения – это цепь конфликтных ситуаций, из которых дирижер должен выйти с честью», – сказал маэстро в одном из интервью.
Фуату Мансурову с честью удалось сдирижировать партитуру всей своей жизни – его имя золотыми буквами вписано в летопись мировой культуры.
Ольга КАЗАНЦЕВА, Москва