
Снимать детей легко и сложно. Легко потому, что детство красиво само по себе. К тому же маленькая модель не убивается, что у нее «что-то не так» с экстерьером. А сложно, потому что чаду скучно сидеть неподвижно, а главное – велик риск изуродовать кадр пошлостью, ведь непосредственность и естественность не нуждаются в дополнительных украшательствах.
На вопрос, сложно ли работать с маленькими моделями, знакомый фотограф не без иронии заметил, что стремление взрослых сделать из своих чад сказочных героев – отыгрывание собственных комплексов и нереализованных надежд.
Сейчас детей можно снимать хоть круглосуточно, не выходя из дома. А ведь были времена, когда чад фотографировать приходилось куда как сложнее. В XIX веке выдержки порой измерялись десятками минут, и если взрослый человек старался не моргать, не дышать и не шевелиться, то сфотографировать непоседливого ребенка было непростой задачей. Чтобы зафиксировать модель на время съемки, придумали специальные устройства-копфгальтеры – держатели для головы. Одинаковые для взрослых и детей, они регулировались по голове клиента.
В середине XIX столетия одно из руководств по фотографии советовало: «Хорошая доза опиума поможет вашим клиентам меньше волноваться и не двигаться во время съемки». Но это скорее миф. Маленькие дети часто боялись фотографа. Представьте: вас приводят в таинственную комнату, закрепляют железными зажимами в специальном кресле, и какой-то дядька, прикрываясь черной тряпкой, направляет на вас большую трубу объектива. Да что там дети – даже взрослые порой считали, что весь этот процесс, при котором в коробке получаются изображения, – сплошной ужас! Чтобы дети не слишком боялись, мама находилась рядом. Есть целый пласт ретрофотографий, который теперь называется «скрытая мать». Это когда женщина, замаскированная драпировкой, держит ребенка на руках.
Вот и получается, что во все времена фотографы вольно и невольно манипулируют детьми и так или иначе навязывают им образ либо нарочито невинный, либо нарочито взрослый. И мало когда ребенок в кадре остается сам собой. Но не только фотографы в этом виноваты – очень часто эти образы навязывают сами родители. Особенно дочерям. Нередко девочку лет десяти приводят на съемку во взрослом платье, с макияжем и салонной укладкой. Конечно, родители хотят видеть дочь маленькой принцессой, и самим «принцессам» этот маскарад очень интересен. Они начинают обезьянничать, принимать позы, подсмотренные в клипах и фильмах. Но в результате на снимке получается не принцесса, а в лучшем случае девочка, которую зачем-то заставляют выглядеть взрослой женщиной.
В худшем – портрет получается двусмысленным и вульгарным. Впрочем, сейчас все больше популярна живая репортажная съемка, когда фотограф работает в естественной обстановке, за игрой, в процессе общения, не заставляя юную модель позировать. Но и студийные штампы все еще, увы, очень популярны.
В одном из фотосалонов мне довелось наблюдать забавную сцену. Маленькая девочка, которая, наверное, еще не встревожена игрой гормонов и не знает слова «сексуальность», увидев фотокамеру, сразу же стала играть модель из глянцевого журнала, эффектно обнажив коленку. Родители пришли в умиление. Кто-кто, а мама-то знает, что «женщина» обязана быть прекрасной и сексапильной. И когда эта девочка станет взрослой, она будет исполнять женские роли автоматически и очень удивится, а может, даже и возмутится, если ей кто-то скажет, что она исполняет навязываемые ей роли.
Многим девочкам очень хочется быть моделями. Они легко входят в образ взрослых – с соответствующими позами и мимикой. Для них это просто игра, подражание маме или увиденному образу в фильмах. Им нравится изображать взрослых, в то время как многим зрелым дамам хочется казаться юными. И фотографы стараются вовсю. Для кого-то это ремесло для хлеба насущного, для кого-то – искусство. А вот что это для детей, в одночасье ставших моделями, остается загадкой. Все колонки автора
На вопрос, сложно ли работать с маленькими моделями, знакомый фотограф не без иронии заметил, что стремление взрослых сделать из своих чад сказочных героев – отыгрывание собственных комплексов и нереализованных надежд.
Сейчас детей можно снимать хоть круглосуточно, не выходя из дома. А ведь были времена, когда чад фотографировать приходилось куда как сложнее. В XIX веке выдержки порой измерялись десятками минут, и если взрослый человек старался не моргать, не дышать и не шевелиться, то сфотографировать непоседливого ребенка было непростой задачей. Чтобы зафиксировать модель на время съемки, придумали специальные устройства-копфгальтеры – держатели для головы. Одинаковые для взрослых и детей, они регулировались по голове клиента.
В середине XIX столетия одно из руководств по фотографии советовало: «Хорошая доза опиума поможет вашим клиентам меньше волноваться и не двигаться во время съемки». Но это скорее миф. Маленькие дети часто боялись фотографа. Представьте: вас приводят в таинственную комнату, закрепляют железными зажимами в специальном кресле, и какой-то дядька, прикрываясь черной тряпкой, направляет на вас большую трубу объектива. Да что там дети – даже взрослые порой считали, что весь этот процесс, при котором в коробке получаются изображения, – сплошной ужас! Чтобы дети не слишком боялись, мама находилась рядом. Есть целый пласт ретрофотографий, который теперь называется «скрытая мать». Это когда женщина, замаскированная драпировкой, держит ребенка на руках.
Вот и получается, что во все времена фотографы вольно и невольно манипулируют детьми и так или иначе навязывают им образ либо нарочито невинный, либо нарочито взрослый. И мало когда ребенок в кадре остается сам собой. Но не только фотографы в этом виноваты – очень часто эти образы навязывают сами родители. Особенно дочерям. Нередко девочку лет десяти приводят на съемку во взрослом платье, с макияжем и салонной укладкой. Конечно, родители хотят видеть дочь маленькой принцессой, и самим «принцессам» этот маскарад очень интересен. Они начинают обезьянничать, принимать позы, подсмотренные в клипах и фильмах. Но в результате на снимке получается не принцесса, а в лучшем случае девочка, которую зачем-то заставляют выглядеть взрослой женщиной.
В худшем – портрет получается двусмысленным и вульгарным. Впрочем, сейчас все больше популярна живая репортажная съемка, когда фотограф работает в естественной обстановке, за игрой, в процессе общения, не заставляя юную модель позировать. Но и студийные штампы все еще, увы, очень популярны.
В одном из фотосалонов мне довелось наблюдать забавную сцену. Маленькая девочка, которая, наверное, еще не встревожена игрой гормонов и не знает слова «сексуальность», увидев фотокамеру, сразу же стала играть модель из глянцевого журнала, эффектно обнажив коленку. Родители пришли в умиление. Кто-кто, а мама-то знает, что «женщина» обязана быть прекрасной и сексапильной. И когда эта девочка станет взрослой, она будет исполнять женские роли автоматически и очень удивится, а может, даже и возмутится, если ей кто-то скажет, что она исполняет навязываемые ей роли.
Многим девочкам очень хочется быть моделями. Они легко входят в образ взрослых – с соответствующими позами и мимикой. Для них это просто игра, подражание маме или увиденному образу в фильмах. Им нравится изображать взрослых, в то время как многим зрелым дамам хочется казаться юными. И фотографы стараются вовсю. Для кого-то это ремесло для хлеба насущного, для кого-то – искусство. А вот что это для детей, в одночасье ставших моделями, остается загадкой. Все колонки автора