Пьесу «Хаос», где три главные героини – женщины, написал популярный в современных театрах финский драматург Мика Мюллюахо, в Астане ее поставил режиссер Кенжебай Дюсембаев, художником выступил Канат Максутов. Согласитесь, такое гендерное «противостояние» уже интересно. Да и еще, по замыслу драматурга в пьесе все остальные роли (их предостаточно), в том числе и мужские, исполняют только три актрисы.
Героини – наши современницы. Им за 30, они успешны, образованны, стараются жить по правилам. «Хаос» – про женское счастье, женскую дружбу, женские разговоры, женскую логику, женское представление о мужчинах и т. д. И про женские проблемы, которые копятся незаметно, доводят до депрессии и, бывает, вызывают гнев, подавляемый до поры до времени. Гнев женский – непредсказуемый, разрушающий, беспощадный.
София – учительница младших классов, Юлия – психотерапевт, ее сестра Эмми – журналистка. Каждая рассказывает свою историю, делится наболевшим.
«Меня зовут София Лехто, мне 36 лет, я – учительница младших классов, и у меня двое детей. Несколько лет назад у меня случилось несчастье, которое, как потом оказалось, стало началом целой череды неприятностей. Вначале серьезно заболела мама. Она продержалась недолго. И все, что от нее осталось, – лишь кусок гранита на кладбище. В школу, где я работаю, пришла новая директриса. У мужа сломалась машина. В доме, откуда ни возьмись, появился грибок, из-за затхлости невозможно стало дышать, и Маркусу, моему мужу, пришлось разобрать все полы и перекрытия. Дети без конца болели, а я хронически недосыпала…»
У подруг Софии проблем не меньше, и они не менее разнообразны: непонимание мужа и его измены, поиск личного счастья, профессиональная невостребованность, контакты с бездушными бюрократами, злоупотребление антидепрессантами. Плюсуем сюда детские обиды, тотальное разочарование в идеалах («Надоело слушать истории о неземной любви!» – кричит Юлия) и желание найти такую любовь, нереализованные амбиции и зависимость от общественного мнения. Многовато? Но ведь все – как в жизни, все – как у всех. Так знакомо и так непонятно, что со всем этим делать.
Как же хочется каждой женщине быть сильной, уверенной в себе, решать проблемы хладнокровно, красиво, раз и навсегда. Хочется, но не получается. Героини в суматошных буднях выкраивают минутки для встреч, разговоров в кафе или у кого-нибудь дома, дают друг другу советы и дарят цветы в горшках, самозабвенно трут салатики. Когда же обстоятельства оказываются сильнее, то шопинг и модные книжки перестают помогать. На грани нервного срыва балансировать можно довольно долго, но если он, срыв, случается – женщина не только плачет у окна.
Она может выплеснуть кофе на голову громко говорящему по сотовому посетителю кафе и избить его, наорать на водителя, который паркуется в неположенном месте (ну а кого это не бесит?). Может завести роман с пациентом, жестко обойтись с любовником, про которого изначально все прекрасно знала, может повыдергать волосья сопернице и стукнуть ее пару-несколько раз о стеклянную стойку бара. Может сорвать важное официальное мероприятие или, чувствуя недостижимость мировой гармонии, напиться и попасть в участок, чтобы продолжить разговор о преодолении комплексов и обретении внутреннего равновесия.
В принципе, что-то подобное иногда хотелось сделать многим дамам. Признаем это. И повезло, если не довелось. Наверное, повезло. Постепенно вполне себе легкий и развлекающий спектакль перестает быть таковым. И кого-то из зрителей это сильно не обрадует – настроился-то совершенно на другое. А тут вдруг проблемы среднего возраста, одиночества среди людей, равнодушия самых близких, поиска ответа на вопрос: жизнь такова, какая она есть, или мы ее такой делаем?..
Спектакль «Хаос» психологический и психотерапевтический. Разбираться в себе, проговаривая на публику свои проблемы, делясь воспоминаниями и спонтанно приходящими мыслями – это тренд последних лет и даже десятилетий. Зрителям вспомнятся сериалы «Секс в большом городе», «Бальзаковский возраст, или Все мужики сво…», «О чем говорят мужчины» и моноспектакли Гришковца (с поправкой на гендер). «Психоанализ», творящийся на сцене, желающие могут «усугубить», поразмышляв над фильмами, которые смотрят герои, – «Бойцовский клуб» и «Таксист». Да и сам автор, уточнив название – «Хаос. Женщины на грани нервного срыва», просто-таки отсылает к одноименной картине Альмодовара.
Постановка очень женская, яркая, эмоциональная. Сложная и для артистов, и для зрителей. Сыграть в ней – удача для каждой актрисы. Драматург снабдил их выразительными монологами и диалогами, а главное – заставил моментально перевоплощаться: быть то жертвой, то агрессором, то женщиной, то мужчиной (один из них – с раздвоением личности!).
Пожалуй, актерам чаще приходится исполнять женские роли. Как это происходит в этом театре, публика недавно видела в спектакле «Примадонны». Теперь «равноправие полов» достойно восстановили актрисы Анастасия Воронцова, Ульяна Штильман, Полина Харламова. На помощь им режиссер Кенжебай Дюсембаев привлек еще одного персонажа, не запланированного автором: роль Директрисы (и другие) исполнила Екатерина Максим. Добавим, что будет играть и второй состав – Татьяна Заводовская, Мария Цыганкова, Оксана Бойко, Гульнара Мажитова. И это отличная практика для актрис.
«Мужчины», между прочим, на сцене как раз такие, какими изображают их женщины в своих так называемых кухонных беседах, иногда и нелицеприятных. Актрисами точно подмечены жесты, «повадки», любимые словечки мужчин. А вот для женщин, мне кажется, режиссер «красок» – возможностей для раскрытия образа – пожалел. Все-таки женское отчаяние – не только истерика. Впрочем, любые крайности оправдывает выбранный жанр – фарс.
Актрисы «фарсят» по полной программе. Они экзальтированны, «накручивают» себя, переходят от юмора к иронии, щедро используют внешние комические эффекты, прием утрирования. К месту оказались и караоке-вставки – песни из репертуара Жанны Агузаровой, исполнять которые нужна особая актерская смелость. Этот «Хаос» – именно фарс. Не комедия, не драма. Женщин жаль, но во многом они виноваты сами. В зале часто смеются, однако впечатление спектакль оставляет, скорее, грустное.
Что же в итоге? Депрессия вроде бы преодолена, приступы гнева вновь взяты под контроль, в финале героини словно возрождаются, как птица Феникс. Такова женская суть. София, Юлия и Эмми пытаются жить в ладу с собой и миром. Финал у спектакля жизнеутверждающий, торжественный, но не очень убедительный. Прошло ли эмоциональное самосожжение бесследно? Будет ли желанная гармония и побежден ли хаос? Можно ли решать проблемы (а они же появятся вновь) не таким катастрофическим образом? Как не доходить до грани? Или жизнь на грани нервного срыва – это удел современного человека?..
…Кстати, Мика Мюллюахо написал трилогию. Первое произведение – «Паника. Мужчины на грани нервного срыва» (2005), второе – известный нам «Хаос» (2008), третье – «Гармония» (2009). В театрах первые две части ставят значительно чаще.