​На крыльях мечты

1068
Светлана Абенова

Создатель самолета на солнечных батареях, облетевший на нем всю планету, любит приводить в пример советского летчика-испытателя Юрия Гагарина. Ведь тот совершил первый полет в космос тогда, когда мало кто из современников верил в его возможность. Швейцарский изобретатель не сомневается, что уже в недалеком будущем аэропорты будут возводиться в самом цент­ре городов, лайнеры – взмывать ввысь бесшумно, а топливом для них станет служить энергия Солнца. В Казахстан он приехал специально для того, чтобы побывать на ЭКСПО-2017, и в эти дни успел принять участие во многих мероприятиях, организованных в рамках международной выставки «зеленых» технологий.

Бертран Пикар родился в Лозанне и с детства мечтал о небе, хотя впоследствии и стал профессиональным психиатром. Но, как говорится, одно другому не мешает, тем более что семья автора «солнцелета» являет собой яркий пример того, как самые смелые мечты воплощаются в реальность.

Его дед, известный швейцарский физик Огюст Пикар, соз­дал батискаф «Триест», а отец, океанолог Жак, одним из первых опустился на дно Марианской впадины, глубина которой составляет 11 км.

Знаменитый дед изобрел еще и стратостат, ну а внуку ничего не оставалось, как совершить в 1999 году кругосветное путешест­вие на воздушном шаре. Полет был беспосадочным, потребовавшим от Бертрана и его напарника изрядного мужества и мастерства. Аэронавты пролетели в общей сложности 46 759 км за 19 дней 21 час и 47 минут, финишировав в точно назначенном месте.

– Когда мы приземлились в египетской пустыне, я понял, что у нас практически не осталось топ­лива, – рассказал Пикар. – Именно тогда возникла идея летательного аппарата, который мог бы подзаряжаться во время полета.

Модель самолета, работающего на солнечной энергии, но вмещаю­щего всего одного пилота, была сконструирована еще в 2007 году. Однако в полет вместе со своим единомышленником Андре Боршбергом он отправился уже на усовершенствованном Solar Impulse 2 в 2015 году.

Когда в июле прошлого года был завершен первый кругосветный перелет на «солнцелете» с 16 промежуточными остановками, многие сочли это демонстрацией бесполезной с коммерческой точки зрения идеи. Дело в том, что Solar Impulse 2 мог набирать высоту только днем и обслуживался штатом в 40 человек, хотя на борт брали только двух пилотов.

– Мы столкнулись с массой трудностей, впрочем, как и все, кто рискнул стать пионером в той или иной отрасли, – говорит швейцарский изобретатель. – Неи­моверно сложно создать самолет на солнечной энергии, который мог бы летать и днем, и ночью. Главная проблема состояла не в том, чтобы увеличить объемы энергии, а в том, чтобы снизить потребление ее летательным аппаратом, то есть создать более высокий коэффициент полезности.

Солярный самолет, сконструи­рованный из углеродного волокна, с размахом крыльев 72 метра преодолел более 40 тыс. км в общей сложности за 510 часов. Летательный аппарат покрывают более 17 тыс. солнечных фото­элементов. Однако во время рекордного, продолжавшегося пять суток, полета был поврежден аккумулятор, потребовавший дорогостоящего ремонта. По этой причине кругосветное путешест­вие было приостановлено на 10 месяцев, но в итоге…

Тем не менее Бертран Пикар не сомневается в том, что мировое авиастроение рано или поздно решит все технологические проб­лемы, связанные с использованием солнечной энергии. По его мнению, компании-консерваторы, оставшиеся в стороне от попытки использовать данный вид энергии, рискуют повторить бесславный путь «Кодака», изначально противостоявшего распространению цифровой фотографии.

– То же самое, на мой взгляд, может произойти и с теми компаниями, которые будут противостоять прогрессу в вопросах использования альтернативной энергии, – заявил он. – Самые первые компьютеры по своим размерам были больше трехэтажного особняка. К тому же они были очень дорогими и неудобными для пользования. Но сам факт их существования заставил ученых и изобретателей задуматься над тем, как сделать их меньше, дешевле и удобнее.

И как результат, сегодня каждый из нас имеет персональный компьютер в своем сотовом телефоне. Точно такой же путь ждет в скором будущем самолеты, использующие в качестве топлива авиакеросин. Главное – мы сумели собрать «солнечный» летательный аппарат и доказали всем, что он может работать от возобновляемых источников энергии.

Одно несомненное преимущество у Solar Impulse 2 имеется уже сегодня: самолет весит в 10 раз меньше по сравнению с аналогами, работающими на традиционном топливе. Соответственно, уменьшаются и расходы на его использование, а это немаловажный коммерческий фактор. Более того, «солнцелет» вполне может заменить дроны – беспилотные летательные аппараты, оказывающие услуги в сфере телекоммуникаций, к примеру, в качестве раздатчика сети Wi-Fi. Примерно лет через десять самолеты, использующие чистую энергию, по мнению Бертрана Пикара, смогут выйти на главный сегмент авиарынка – пассажироперевозки.

Популярное

Все
Штормовое предупреждение объявлено в Казахстане
Токаев поздравил казахстанцев с Днем защиты детей
ПСЖ выиграл финал Лиги чемпионов с рекордном счетом
Стартовал отбор в Президентский молодежный кадровый резерв
В Казахстане реализуется комплекс мер по безопасности детей
Новые стандарты и достижения в детской медицине: от ранней диагностики до высокотехнологичной помощи
Почти 7 млн детей уже копят на будущее в рамках инициативы «Нацфонд – детям»
1,7 трлн тенге выделено на социальную поддержку семей с детьми в 2025 году
С начала года в РК выявлено 145 случаев буллинга детей
Начались масштабные работы по благоустройству Талдыкоргана
Кызылординским студентам вручили направления на учебу в зарубежные заведения
Объявлен обладатель «Золотой бутсы» сезона 2024-2025
Потепление до 35 градусов ожидается в Казахстане
Тайна массового захоронения динозавров у «Реки Смерти»: учёные ближе к разгадке
В Павлодаре из-за пожара в такси пострадали четыре человека
Филиал Челябинского государственного университета откроют в Костанае
Казахстан – Саудовская Аравия: новые вехи сотрудничества
Новая услуга стала доступной казахстанцам в eGov Mobile
Астана примет высоких гостей – анонс мероприятий с Токаевым на этой неделе
Бои человекоподобных роботов провели в Китае
Аффинажный завод в Астане выдал 30-тысячный слиток дорогого металла
От слесаря до начальника в газовой отрасли
Срезан склон холма, жди оползня…
Дожди с грозами и ветром ожидают казахстанцев в эти выходные
Ферма, где роботы доят коров
Токаев принял нового акима Алматы
Музей космонавтики откроют в Байконыре
Бадрисафа Байтурсынова, разыскивая мужа, дважды обращалась к жене Максима Горького
Первый урожай дынь отправили из Туркестанской области в Россию
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
Нацгвардия МВД РК отметила 80-летие Победы масштабной патриотической акцией
Служебные собаки Нацгвардии отличились на международной выставке
В Казахстане резко изменится погода
Три перекрестка временно закроют на ремонт в Астане
Дорога Атырау-Астрахань: завершающий этап
Железные дороги – национальное достояние и стратегический актив страны
Будущее – за цифровыми активами
Трассу Жезказган – Петропавловск начали капитально ремонтировать в СКО
Семья – духовный код нации
NASA подтвердило предсказание Стивена Хокинга о конце света
Блогеров арестовали в Астане за неудачную шутку в лифте
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
Жару сменят дожди в Казахстане
Аэропорт Уральска увеличивает количество рейсов
Свыше 4 тыс. военнослужащих приняли участие в военном параде в честь 80-летия Великой Победы
Три междугородних автобуса арестовали на трассе в Акмолинской области
Впервые в Атырауской области для борьбы с саранчой задействуют беспилотники

Читайте также

Синергия возможностей в формате ЦА+
Поступательное развитие казахстанско-итальянских отношений
Обеспечить благополучие каждого ребенка
Мир слышит голос средних держав

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]