Василий Бильков – профессиональный архитектор, использующий живопись, чтобы признаться в любви зодчеству. Это понятно без слов, достаточно хотя бы раз посмотреть на его картины. Практически в каждой композиции присутствует тема строений, дома, крова. Практически каждый рисунок выстроен по строгим законам пропорций и гармонии.
И одновременно Василий Бильков – авангардист, создающий философские абстракции и символистические рисунки. Одну из последних серий художника можно условно назвать «Юрта». Это шесть полотен, выполненных в одинаковой красно-желто-бело-черной гамме.
Внизу степь, вверху небо. Посредине жилище, поставленное на теплой земле, но устремленное шаныраком к вечным звездам. Шанырак, по мнению автора, – это казахское воплощение архитектурной розы, знаменитого элемента готических соборов, и один из символов человеческой культуры. Сюжет так и называется – «Степная готика».
В остальных пяти сюжетах художник закодировал такие фундаментальные отличия культуры казахского народа, как уважение к предкам, почитание мудрых аксакалов, патриотизм и готовность защищать родную землю, любовь к родителям и малой родине, забота о детях.
– Серия рождалась непросто, – говорит художник. – Сначала я сделал эскизы, 10 лет они созревали. И только недавно появилась композиция с центральным элементом в виде юрты.
Одна работа называется «Пусть твой асык встанет алшой», такую фразу казахи произносят, когда хотят кому-то пожелать успеха. Дело в том, что при игре в асыки косточка может встать на ребро, или алшой. Игрокам это приносит удачу. На рисунке устькаменогорца доброе пожелание новорожденному сыну говорит мама, которая его укачивает.
Феномен абстрактной живописи в том, что в цветовых сочетаниях и геометрических формах каждый может увидеть что-то свое. У Билькова есть цикл абстракций, представляющий собой плоскостные работы, выполненные с применением коры дерева. Если пофантазировать, возникают образы древних степных кочевий, торговых перекрестков, минаретов древнего Туркестана…
А серию «Подсолнух» художнику подсказали тенгрианские верования казахов в возрождение природы. На одном рисунке изображена шляпа подсолнуха с черными, закрученными в спираль рядами семечек. На другом – падающие в землю семена, своего рода зерна вечности.
– Подсолнухи сами сеют, прорастают, дают новый урожай, – говорит автор. – И это повторяется неизбежно, как космос.
В работах устькаменогорца много красного цвета. У кого-то он может ассоциироваться с тревогой и агрессией, но для самого художника красное – это символ Наурыза, знак прихода весны, любви, возрождения природы.
– В прошлом году Василий Бильков представил классические пейзажи природы Восточного Казахстана, – рассказала искусствовед Областного музея искусств Лариса Мартынова. – А сейчас мы видим мастера абстракции. Он и супрематист, сочетающий геометрические фигуры. И минималист, экспрессионист, символист. И что важно – ведущей темой его творчества были и остаются Казахстан и культура казахского народа.