Национальный рейтинг лучших вузов Казахстана-2021
Шолпан Каланова, президент Независимого агентства по обеспечению качества в образовании – Рейтинг, профессор, д. п. н.

Национальный рейтинг лучших вузов Казахстана проводится в 2021 году тринадцатый раз агентством IQAA-ranking. В связи с изменением ситуации в системе высшего образования, переходом высших учебных заведений на дистанционное обучение, по предложению вузов были введены некоторые изменения в методологию оценки. Например, в связи с утратой актуальности таких критериев, как «Средний балл результатов ВОУД», «Учет масштаба числа студентов, сдавших ВОУД», они были убраны из методики. В то же время в связи с переходом большинства учебных заведений на дистанционное обу­чение, были введены дополнительные критерии для оценки уровня организации дистанционного⁄смешанного типа обучения вузов и используемых ими информационных технологий и программных обеспечений: «LMS платформы (Система управления обучением)», «Внешние образовательные платформы, с которыми вуз имеет соглашение на обучение студентов», «Количество массовых открытых онлайн-курсов (МООК)». Кроме того, в связи с обновлением классификатора образовательных программ высшего и послевузовского образования были введены критерии: «Доля новых и инновационных программ», «Доля образовательных программ с обучением на английском языке».

В этом году изменился способ представления информации вузами, которые предоставляли исходные данные агентству полностью только через электронную платформу, разработанную сотрудниками организации.

Национальный институциональный рейтинг является многомерным и состоит из пяти составляющих: оценки академической деятельности вуза (анкета 1) и репутационных оценок экспертов (анкета 2), работодателей (анкета 3), студентов (анкета 4) и выпускников (анкета 5). Академическая деятельность вузов по нашей методике состоит из 7 индикаторов: 1-й – контингент студентов; 2-й – результаты обучения студентов и количество образовательных программ; 3-й – профессорско-преподавательский состав; 4-й – научно-исследовательская и инновационная работа; 5-й – меж­дународное сотрудничество; 6-й – информационное обеспечение; 7-й – результаты трудоустройства и достижения выпускников, всем перечисленным оценкам отводится основная доля процентов – 80 из 100%. По остальным анкетам (опрос экспертов, работодателей, студентов и выпускников) распределение процентов было одинаковым – по 5% для каждого показателя.

В списке Национального рейтинга лучших вузов Казахстана представлено только 33 вуза страны, это связано с тем, что часть вузов набрала менее 33% итоговой оценки, поэтому не попала в рейтинг, другая часть не участвовала в рейтинге из-за изменения формы собственности и смены первых руководителей. Поэтому в категории многопрофильных вузов представлено только 14 учебных заведений, для технических вузов – 11, гуманитарно-экономических – 6, педагогических – 2.

При проведении исследования агентство провело анкетирование государственных органов, студентов, выпускников и работодателей, среди которых участвовали национальные компании, организации крупного, среднего и малого бизнеса. Было получено более 500 и 2 500 ответов от экспертов и работодателей соответственно, более 3 000 и 10 000 ответов от выпускников и студентов вузов соответственно. Среди представителей министерств и акиматов наиболее активно в опросе участвовали Министерство финансов, Министерство внутренних дел, Министерство торговли и интеграции, акиматы г. Шымкента, Акмолинской, Алматинской, Атырауской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Жамбылской, Карагандинской и других облас­тей, которым выражаем свою искреннюю благодарность.

В результате проведенного исследования агентство отмечает, что в период локдауна большинство вузов хотя и столкнулись с определенными сложностями, но смогли успешно перейти на дистанционную форму обучения. Это связано с тем, что многие вузы еще до пандемии активно пользовались такими платформами, как Platonus и Moodle, а во время пандемии некоторые разработали свои собственные платформы (КазНУ им. аль-Фараби, Satbayev University, КарУ им. академика Е. А. Букетова и др.), тогда как остальные пользовались такими известными платформами, как ZOOM, Microsoft Teams, Webex Cisco и другие. Касательно сложностей в реализации дистанционного образования большинство респондентов отметили, что перебои в работе платформы были самой основной проблемой, которые в дальнейшем были устранены или сокращены посредством использования различных платформ для разных целей. Также респонденты особо отметили важность социального взаимодействия и что отсутствие личной коммуникации отрицательно сказывается на коммуникативных компетенциях. Из положительных изменений студенты отметили, что стали более самостоятельны в планировании своего распорядка дня и начали заниматься творчеством и саморазвитием за счет повышения свободного времени. Преподаватели отмечают, что использование современных технологий делает подачу материалов и обучение более эффективным.

В результате исследования можно констатировать, что рейтинги IQAA-ranking фиксируют динамичный рост активности вузов в различных сферах. К примеру, за последние 5 лет количество публикаций в год в базах данных Scopus и Web of Science выросло на 53%, по данным аналитиков агентства, количество студентов, участвующих в академической мобильности в зарубежные вузы, в том числе в онлайн-формате, возросло почти на 70% (за исключением периода пандемии), количество ППС с зарубежными дипломами – в 2 раза, кроме того, возросло количество зарубежных студентов, обучающихся в казахстанских вузах. Общая негативная тенденция в высшей школе Казахстана в настоящее время – уменьшение количества штатных преподавателей на число студентов.

Помимо институционального рейтинга агентство, начиная с 2013 года, проводит рейтинг образовательных программ вузов. В текущем году вузами представлены данные по более чем 700 образовательным программам по бакалавриату и магистратуре по 182 группам программ. Лидерами по количеству принявших участие в ранжировании образовательных программ являются: Казахский национальный университет им. аль-Фараби (169 программ), Карагандинский университет им. академика Е. А. Букетова (140 программ), Торайгыров Университет (62 программы). Методология рейтингов и развернутые результаты представлены на сайте: www.iqaa-ranking.kz.

скачать в полном размере таблицу

Популярное

Все
Пилотный проект по профилактике преступлений в отношении детей запустили в Казахстане
Население стареет в ряде регионов Казахстана
Перепил, убил – в тюрьму
300 млн тенге на ремонт новой девятиэтажки удалось "выбить" через суд в Усть-Каменогорске
С опорой на мнение горожан – интервью с секретарем маслихата Алматы
Закон Республики Казахстан
Поле жизни Жаната
Семье потерявшего руки от удара током мальчика подарят квартиру
Семь лет без «солдата любви»
Закон Республики Казахстан
Готовь трамплины летом
Лето казахстанских конькобежцев больше не напоминает грустную историю
Из самого сердца
Новая разработка поможет противостоять хакерским атакам в Казахстане
Творчество в шаговой доступности
Проекты и перспективы
HELP станет подспорьем
С дипломом из колонии
Семейный вопрос
Парадоксальная ситуация сложилась на рынке электроэнергии Карагандинской области
Заболеваемость COVID-19 растет. Ждать ли ограничений, ответили в Минздраве РК
Таксист увёз девушку за город в Караганде
Ограничить покупку и продажу рублей в обменных пунктах предложил мажилисмен
Отстрел 80 тысяч сайгаков планируется разрешить в Казахстане
Депутат резко раскритиковал новые правила подушевого финансирования детских кружков
Срок перехода на ОСИ продлили в Казахстане – подписан закон
Что происходит с тенге – свежие данные
30 лет дипломатической службе независимого Казахстана – статья Мухтара Тлеуберди
Каким должен быть "правильный" исследовательский вуз – интервью с главой КАТУ
Пересмотреть ставки некоторых налогов предлагают в Минфине РК
Ограничения из-за COVID-19 снова вводят в Казахстане
Повысить пенсию в Казахстане предлагает Минтруда
Пенсионный возраст: cнижать или нет?
Cтуденты из Индии утонули в каньоне Аксу: появилось видео, снятое за секунды до трагедии
Вооруженные разборки устроили 15 человек в Акмолинской области
Качество жизни зависит от качества мышления
Журналист Махамбет Абжан задержан за вымогательство в Нур-Султане
Избил имама в мечети житель Талдыкоргана
Задержание самолета российской авиакомпании в Нур-Султане прокомментировали в КГД
Яркая вспышка в ночном небе напугала жителей Тараза
Закон РК «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан»
Появилось видео последнего прыжка казахстанца для ролика в TikTok в Актау
Известные казахстанцы высказались о прошедшем референдуме
45-градусная жара придет в Казахстан
Шура спел на улице в Нур-Султане
Дефицит казахстанского газа через три года спрогнозировал министр энергетики
Уникальные материалы об истории Казахстана привезли из-за границы
Выступление Токаева в Петербурге вызвало большой резонанс в казахстанском обществе
"Мальчик 3 часа избивал девочку в детском центре развития": возбуждено уголовное дело
Цены на бензин марки АИ-95 могут вырасти в Казахстане
Евросоюз выступил с заявлением о референдуме в Казахстане
Что осталось от Аральского моря, показал космонавт с борта МКС
О Токаеве пишут влиятельные СМИ многих стран после выступления на ПМЭФ
Стали известны подробности убийства подростка в Алматы
Национальный курултай – возрожденная традиция для Нового Казахстана
Стихийный самозахват земель идет в Павлодаре
Планы по запрету вейпов разъяснили в Миннацэкономики
"Сбежавший" от СМИ аким Кызылординской области рассказал о своих дорогих часах
Наука как решающий фактор развития Казахстана
Доставила "испанский чизкейк": справившую нужду в лифте девушку арестовали в Нур-Султане

Читайте также

Свежий выпуск
HELP станет подспорьем
Свежий выпуск
С дипломом из колонии
Свежий выпуск
Проекты и перспективы
Свежий выпуск
Семейный вопрос

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]