
Не претендуя на роль истины в последней инстанции, заметим, что драка парковщика и водителя стала идеальной иллюстрацией сразу всех процессов, проходящих в нашем обществе. Словно конфета со всеми вкусами из «Гарри Поттера» – одна лишь картинка, а сколько ярких деталей.
Отношения между людьми, отношение к автомобилям, к спорту, ожидания качественного сервиса и, конечно же, электронные деньги и технологии и заявление господина Бекшина как явление. Все – в одной картинке, которая, увы, наглядно демонстрирует, что между ожиданиями и реальностью у нас зачастую огромная пропасть.
Отдельная история – «переобувание блогеров на лету». Смена отношения к ситуациям и оценка героев менялись со скоростью звука. От тотальной поддержки до полной неприязни. И если была война Алой и Белой роз, противостояние болельщиков «Кайрата» и «Астаны», то теперь по разные стороны баррикад развела людей «Алтын Орда».
Нет другого такого рынка, о котором знала бы вся страна. И только неповоротливость и лень может объяснить, почему до сих пор единственный мерч, который появился в реальности, это табличка, написанная от руки на въезде на рынок: «Kaspi не принимаем». Такое заявление – само по себе вызов современному обществу. Но кассу могли бы собрать и худи с надписью «Парковщик прав» или значки «Водитель не виноват». Любой пост с таким выводом собирал
в социальных сетях тысячи комментариев.
Ни одна тема не может сравниться с этим бытовым, по сути, конфликтом, в мгновение ока разлетевшимся по социальным сетям.
Вкратце хронология конфликта такова.
Водитель джипа приехал на рынок «Алтын Орда» и не нашел общего языка с парковщиком, который запросил 100 тенге за стоянку. Предложенный вариант дать сдачи с 20 тыс. тенге или перевод на Kaspi не нашел одобрения. В итоге словесная перепалка переросла в драку, а драка – в эпичную погоню за уезжающим внедорожником. Острословы финальную битву сравнили с охотой на мамонта.
Однако вне веселых картинок сюжет полон драматических поворотов и смены симпатий. Вначале публикуется первая часть видео, из которой следует, что виноват парковщик, у которого вроде бы как и нож, и хамоватые претензии, и сдачи нет. Со слов водителя и вовсе беспредел: семья ехала за продуктами, а в итоге автомобиль разбили, на водителя напали и порезали. А нападавших было 40 человек – не меньше.
В сетях полыхнуло. Ведь и уровень сервиса ужасный, и требования странные, и клиентоориентированность – на нуле. Да и вообще, нужно ли было разжигать сыр-бор из-за 100 тенге?
Но в полной версии видео вопросов становится больше. И все уже не так однозначно, получается, что водитель ведет себя неадекватно, откровенно нарываясь на конфликт. И грубит, да и требовать с бедного парковщика сдачу с 20 000 – это издевательство.
Мы осознанно не будем обсуждать проблему языкового барьера, потому что блогеры и комментаторы умудрились разглядеть даже то, чего в этом конфликте не было. Стороны прекрасно друг друга поняли, и именно эта ситуация самая неприятная: когда все все понимают, но изменить ничего не могут.
Факт потасовки был выявлен в социальных сетях и привлек внимание полиции. Сами участники, что характерно, никаких заявлений друг на друга не подавали. Если, конечно, не считать заявления в социальных сетях, сделанные со стороны находившихся внутри внедорожника.
Для тех, кто не в курсе, сообщим, не растягивая повествование, что оба участники драки претензий друг к другу не имеют и уже помирились. Ну как помирились… После того как на обоих дело завели по хулиганке. Пресс-служба департамента полиции Алматинской области сообщила, что участники конфликта признали свои ошибки и принесли извинения друг другу. Повторимся, «мирись-мирись, больше не дерись» случилось только после того, как на обоих завели два уголовных дела по статье 293 УК РК «Хулиганство».
Что же в этой истории на самом деле привлекательного и поучительного?
Конечно же, начать надо с самой «Алтын Орды». Место парадоксальное и правдивое относительно качества жизни многих простых людей. Откройте любой сервис, где можно оставлять комментарии, и все поймете.
«Мне не нравится рынок сам по себе. Это ужасная атмосфера, где-то рыбой воняет, где-то одеждой грязной, которая целый день на улице стоит и поглощает всю пыль», – пишет Арман.
«Мясо и другие продукты сомнительного качества. Сертификат не хотят показывать или его и вовсе нет?! Очень грязно. Антисанитария! Самый грязный базар в Алматы показался», – пишет Серик.
«Вечная пробка, заезд платный, всегда мест для парковки недостаточно, продавцы обманывают на весах, а если говоришь, что со своими весами, то они говорят – другая цена», – пишет Гани.
Добавьте к этому комплексные проблемы. Развязка возле рынка – известный и проблемный объект. Паркинг, качество инфраструктуры и в целом происходящее здесь очень неприятно удивит тех, кто привык закупаться в супермаркетах. Но почему тогда даже люди на дорогих машинах продолжают приезжать в «Орду»?
«Все ,что нужно, найдете в «Алтын Орде». Дешевле барахолки», – пишет Алия, и отвечает сразу на все вопросы.
Не от хорошей жизни все так или иначе оказываются здесь. И именно такие рынки сильнее всего пострадали от карантинных мер. Ведь это не просто бизнес, но и образ жизни. Здесь не только покупают и продают. Здесь живут и выживают. Закрытие рынка даже на выходные – это не приостановление торговли, а приостановление жизни.
Поэтому совсем не странно видеть, что во время очередной вспышки люди на рынке без масок, в такой близости друг от друга. Разумеется, здесь никто и никогда не задумывается о чужих ожиданиях. Все, что кажется обычным и привычным в верхней части города, здесь – избыточное качество. Просто лишнее.
В итоге кто выиграл в конфликте? Производитель автомобилей, возможно. Такая крепкая Toyota, что сорок человек ее били-били, да не разбили.
Не секрет, что автомобиль – заметный нынче фактор определения человека в социальной иерархии. Нет машины, это выглядит странно. Дешевая машина – обидно. Большая, очень большая машина – солидно-богато. Количество джипов на душу населения в больших городах не подается разумению. В Алматы нормальная практика – иметь машину выходного дня высокой проходимости для поездок на природу. В столице огромная машина, в которой каждый день по дорогам катают «воздух», – показатель статуса либо его вынужденная демонстрация.
Отсюда и заведомый соцреализм: водитель джипа с парковщиком разговаривает не как с равным. Другое дело, что и парковщик, не лишенный чувства собственного достоинства, не дает себя в обиду. Ему это сложно объяснить, но для очень большого количества людей на таких рынках, живущих от кредита до кредита, такая машина – вещь недоступная. Настолько недоступная, что все их владельцы вызывают неприкрытое раздражение. Как можно честно заработать 100 000 долларов на машину, когда зарплата – 100?
Мы затронули в начале тему спорта. И не зря. Блогеры, обозревая случившееся, отметили, что физическая форма повлияла на эскалацию конфликта. Во джипе можешь ты не быть, но крепким парнем быть обязан. Шахматисты, пожалуй, сейчас взгрустнут, но сложно себе представить, как в данной ситуации мог бы подействовать такой навык, как вежливость?! Впрочем, шахматисты на то и мастера, что могут просчитывать ситуацию на несколько шагов вперед.
Нет, дело здесь не в том, чтобы на всякий случай везде брать с собой 100 тенге. Это все равно что некурящему носить с собой сигареты, на случай что пристанут хулиганы. Предвидеть – значит просто не приезжать туда, где тебе не будет комфортно.
В нашем обществе есть удивительно немного вещей, которые объединяют большинство. И в таких конфликтах хорошо видно, почему хоккей любят больше, чем футбол, а бокс – больше всего на свете. Ведь как в футболе: тебя ударили, а ты сделай вид, что тебе очень больно. Полезешь в драку – удалят обоих. А так, немного покатаешься по траве и еще преимущество для команды получишь. То ли дело хоккей: в любой непонятной ситуации – дерись. Либо вызывай тафгая, парня, который подерется за тебя. Но только не вздумай терпеть.
Заметьте, никто из участников отечественной разборки не обратился в полицию. Хотя, казалось бы, разве это не цивилизованное решение – сделать заявление в правоохранительные органы, мол, не оплатил услуги, нанес побои, нецензурно выражался, номер машины записали, свидетели имеются. Но дело ведь не только в том, что связываться с такой схемой не хотят. Это в целом порицается. Вроде как слабак получаешься и ябеда.
Выиграл в этой ситуации, конечно, и банк. Посмотрите, но всего за несколько лет электронные деньги стали обычным делом. 10 лет назад штрафовали, если отказывался принимать оплату картой, а теперь, наоборот, наличных не допросишься. И сегодня граждане, неготовые принять или сделать такой платеж, выглядят еще страннее, чем соотечественники без автомобиля. Тут либо уж совсем все плохо с финансами, либо какие-то принципы невероятные внутренние. Это, несомненно, признание, когда платежная система становится социальным явлением. Пусть даже в такой неморальной ситуации.
Но если измерять случившееся и дальше стандартами современного цифрового мира, то могло бы ничего не быть. Платная парковка не вызывает уже культурного шока: не самое приятное, но привычное явление. И коль скоро это не только метод распределения парковочных мест, но и источник прибыли, логично, что такой сервис должен предусматривать и онлайн-оплату, и безналичные расчеты.
Но не с высоты джипа нужно рассуждать об «Орде». Этот рынок в этом месте и в это время – гармоничное явление. Такое, каким его создали люди. Люди, которых в итоге этот рынок и воспитывает. Зря иронизируют: не имей 100 друзей. Возможно, 100 тенге все бы решили разом и на месте. Но посмотрите, с каким азартом бросались под колеса коллеги парковщика, чтобы остановить автомобиль обидчика. Такое за деньги не купишь…