На протяжении всей истории этого объединения, с момента подписания 21 декабря 1991 года Алма-Атинской декларации, Казахстан занимал активную позицию, последовательно поддерживал экономическую интеграцию. При этом Президент Нурсултан Назарбаев всегда выступал и выступает за создание реальных интеграционных формирований с глубокими внутренними связями.
Что касается конкретно СНГ, то казахстанской стороной неоднократно поднимался вопрос о неэффективности этого объединения, его аморфности. И это действительно так: сегодня порядка 90% принятых в рамках Содружества документов фактически не работают.
В силу неэффективности институтов СНГ и отсутствия реализации достигнутых в рамках Содружества договоренностей возникла потребность в более углубленном сотрудничестве. И эта идея была реализована вначале в форме Таможенного союза, а затем – Евразийского экономического союза.
Нужно понимать, что СНГ изначально выступало институтом не столько интеграции, сколько предотвращения окончательного распада и обрыва связей на постсоветском пространстве. На тот момент Содружество было необходимостью.
Но потом началось движение стран по разным векторам развития: на Запад, на Восток. У кого-то вообще проявились изоляционистские подходы. Поэтому СНГ стало постепенно утрачивать дееспособность.
Однако СНГ продолжает существовать, и также продолжают существовать, пусть и формально, документы, принятые в рамках этого объединения. Они уже не всегда выполнимы, а иногда противоречат более современным решениям, принятым в рамках ЕАЭС. Очевидно, существует вопрос упорядочения деятельности Содружества, ревизии его нормативной базы, приведения ее в соответствие с реалиями сегодняшнего дня. Думаю, именно в этом направлении и будет идти реформирование.