
За последние годы в нашей стране много сделано как на законодательном, так и на практическом уровне для противодействия бытовому насилию. Отмечу и тот факт, что с момента своего назначения на должность Генерального прокурора РК Жакып Асанов выносит на широкое общественное обсуждение ряд вопросов, беспокоящих казахстанцев, но не находящих решения. Это подтверждает, что органы прокуратуры главной целью работы ставят защиту прав и свобод граждан.
Недавно, выступая на большом межведомственном форуме по вопросам бытового насилия, Генеральный прокурор, анализируя проблему насилия в быту, поделился своим видением того, как изжить из нашего общества эти негативные явления и привел ужасающие примеры, которые заставили задуматься многих.
Позволю себе напомнить некоторые из них. В городе Шемонаиха Восточно-Казахстанской области женщина, которую в течение 11 лет избивали муж, шурин и свекор, повесила своих троих малолетних детей и повесилась сама. Мужчина в Астане облил бензином бывшую жену и поджег. Четверо детей остались сиротами. В поселке Жосалы Кызылординской области мужчина за непослушание привязал жену к лошади и волочил, пока она не умерла. В Алматы пожилая женщина повесилась, не выдержав постоянных избиений со стороны дочери и зятя. Есть и другие вопиющие примеры бытового насилия.
Только в текущем году покончили жизнь самоубийством 316 женщин.
Немало таких мужчин, которые не хотят работать, тратят то, что заработает жена, на спиртное и наркотики, выгоняют детей из дома. А сколько уходят из семьи и не платят алиментов...
В чем причины такого поведения? Откуда оно проистекает? Почему такие жуткие явления пришли на казахскую землю? Как с этим справлялись наши предки?
Если обратиться к истории, то мы увидим, что наши предки со времен образования первого казахского ханства думали о поддержке мира и благополучия в семье, и особенно заботились о женщине-матери. Более того, всегда старались обосновать такое бережное и уважительное отношение законодательно.
Эти вопросы были четко отражены в своде законов, изданных ханом Касымом – сыном первого казахского хана аз-Жанибека. Этот свод, названный «Светлым путем Касым хана», был издан с целью приведения в систему правовых норм казахского общества. Свод был составлен на основе ранее сформировавшихся у казахов исконных обычаев и традиций, он отличался от действовавшего в мусульманских странах исламского закона – шариата и соответствовал реалиям жизни кочевых казахов.
Хан Касым, посоветовавшись с биями, внес существенные изменения в прежние правила, которые назывались «правила аксакалов», «путь предков», «правила поведения». Народу понравилось произведенное Касым ханом обновление древних предписаний, поэтому данный свод законов был назван «Светлый путь».
Для ясности отметим, что сейчас специалисты различают разные виды бытового насилия: физическое, психологическое, сексуальное, экономическое. К последнему относится лишение людей их законного жилища, еды, одежды, имущества и денег. В законах биев обращалось особое внимание на имущественное равенство женщин. В действовавшем в свое время своде законов под названием «Старый путь Есим хана» особо обозначен общественный статус и положение женщин. Это было связано, по-видимому, с укреплением казахской государственности, и по мере ее укрепления законы развивались и совершенствовались.
Один из таких усовершенствованных законов – свод обычного права – «Жеті жарғы», принятый во время правления хана Тауке в XVІІ веке. Это был сборник традиционных казахских законов. В этот период возникла угроза распада Казахского ханства, и хан Тауке старался укрепить свою власть, чтобы сплотить народ. Для этого он постарался создать новую систему законов, усовершенствовав действовавшие ранее своды законов ханов Касыма и Есима. Собрав самых авторитетных людей и биев из трех жузов, среди которых были знаменитые Толе би, Казыбек би, Айтеке би, хан Тауке предложил свой сборник законов «Жеті жарғы», и он был принят.
В этом своде законов произошел отход от кровной мести в сторону материальной компенсации за убийство. То есть, говоря современным языком, произошла гуманизация казахских законов. Но смертная казнь сохранялась для двух видов преступлений – к ней приговаривались бунтовщики и изменники. В связи с этим вспоминается, что сегодня, когда развитие нашего законодательства достигло международного уровня, смертная казнь сохраняется именно для бунтовщиков-террористов и для изменников в военное время. И невольно поражаешься природным таланту и уму наших предков.
В «Жеті жарғы» было также уделено большое место уголовным преступлениям, к которым относились: убийство, нанесение увечий, изнасилование женщины, избиение, унижение, кража и другие деяния.
Таким образом, хан Тауке адаптировал прежние своды законов, принятые ханами Касымом и Есимом к новым реалиям, внес важные изменения в семь основных законов. При этом из семи поправок три были направлены против бытового насилия. Первые две касались правонарушений, совершенных детьми против родителей, а третья была направлена на защиту имущественных прав женщин.
Говоря о защите прав женщин, нельзя обойти вниманием Правила, предложенные великим Абаем и принятые на съезде в Карамоле в 1885 году. Эти Правила состояли из 73 статей, и один блок – с 41 по 50 статью – был посвящен вопросам семьи и брака. Есть полные основания считать, что в этих статьях были полностью охвачены вышеперечисленные виды бытового насилия. Как видите, сам великий Абай занимался вопросами женского равноправия и защиты женщин.
Следует отметить, что у нас, когда речь заходит о семейном насилии, некоторые начинают говорить о «восточном менталитете». Как говорит известный юрист Кабылсаят Абишев, в истории любого государства было бытовое насилие. Например, в США ежегодно 1,3 млн женщин оказываются избитыми супругами или гражданскими мужьями. Как показали проведенные опросы, во Франции 10% женщин хотя бы раз страдали от насилия со стороны своих супругов. В соседней России каждый год 12-14 тыс женщин погибают или становятся инвалидами от побоев со стороны супругов. Поэтому не случайно названная проблема обсуждается на уровне ООН.
Это не означает, что я, ссылаясь на положение в других странах, пытаюсь приуменьшить значимость такого негативного явления, как бытовое насилие. Оно противоречит нашим национальным традициям и нашей религии. Мы видим это из нашей истории. Мы сейчас страдаем не от того, что соблюдаем заветы предков, а от того, что не соблюдаем их.
Хочу завершить эту статью благородными словами прославленного оратора и мудрого бия Каздаусты Казыбека Кельдыбекулы:
«Дорога ласковая мать,
Дорога добрая сестра,
Дорог заботливый отец,
Дороги честь и доброе имя,
Дорога возлюбленная супруга».
Так будем же следовать его совету!