Нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 7 февраля 2025 года № 66-НП

2747

Нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 7 февраля 2025 года № 66-НП «О рассмотрении на соответствие Конституции Республики Казахстан подпункта 8) пункта 1 статьи 208 Социального кодекса Республики Казахстан от 20 апреля 2023 года»

ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ

КАЗАХСТАН

Конституционный Суд Республики Казахстан в составе Председателя Азимовой Э. А., судей Ескендирова А. К., Жакипбаева К. Т., Жатканбаевой А. Е., Кыдырбаевой А. К., Мусина К. С., Нурмуханова Б. М., Онгарбаева Е. А., Подопригоры Р. А. и Ударцева С. Ф., с участием:

субъекта обращения Сагандыкова Т. Ш. и его представителя – адвоката Емельяновой Л. А.,

представителей:

Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан – первого вице-министра Сарбасова А. А.,

Министерства юстиции Республики Казахстан – директора Департамента законодательства Сулейменова Д. А.,

Генеральной прокуратуры Республики Казахстан – советника Генерального Прокурора Адамова Т. Б.,

Аппарата Мажилиса Парламента Республики Казахстан – главного консультанта Отдела законодательства Дуйсенова А. Б.,

Аппарата Сената Парламента Республики Казахстан – заместителя заведующего Отделом законодательства Сартаевой Н. А.,

Национального центра по правам человека – заместителя заведующего Отделом правовой и организационно-аналитической работы Абдрахмановой Д. Т.,

Института парламентаризма – исполнительного директора кандидата юридических наук Канатова А. К.,

рассмотрел в открытом заседании обращение о проверке на соответствие Конституции Республики Казахстан подпункта 8) пункта 1 статьи 208 Социального кодекса Республики Казахстан от 20 апреля 2023 года (далее – Кодекс).

Заслушав докладчика – судью Конституционного Суда Республики Казахстан Жатканбаеву А. Е. и участников заседания, изучив материалы конституционного производства, проанализировав нормы действующего права Республики Казахстан и отдельных зарубежных стран, Конституционный Суд Республики Казахстан

установил:

В Конституционный Суд Республики Казахстан (далее – Конституционный Суд) поступило обращение о рассмотрении на соответствие пункту 2 статьи 14, пунктам 1 и 2 статьи 27 и пункту 1 статьи 39 Конституции Республики Казахстан (далее – Конституция, Основной Закон) подпункта 8) пункта 1 статьи 208 Кодекса, согласно которому при исчислении трудового стажа для назначения пенсионных выплат по возрасту засчитывается только время ухода неработающей матери за малолетними детьми, но не более чем до достижения каждым ребенком возраста 3 лет в пределах 12 лет в общей сложности.

Из материалов дела следует, что судом было отказано в установлении факта ухода за ребенком в период с 20 марта 1997 года по 26 февраля 1998 года, с последующим уточнением до 1 января 1998 года, для включения в трудовой стаж и получения пенсионных выплат с учетом указанного периода со ссылкой на обжалуемую заявителем норму.

По мнению субъекта обращения, указанное положение Кодекса, предусматривающее включение в трудовой стаж времени ухода за малолетними детьми только неработающей матери, противоречит принципу равенства прав матери и отца и носит дискриминирующий характер в отношении одного из родителей.

При проверке конституционности указанной субъектом обращения нормы Кодекса Конституционный Суд исходит из следующего.

1. В соответствии с Конституцией Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, в котором гражданину Республики Казахстан гарантируется минимальный размер заработной платы и пенсии, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и по иным законным основаниям (статья 1, пункт 1 статьи 28 Конституции). Реализация данных гарантий осуществляется, в том числе, с учетом конституционного принципа равенства всех перед законом и судом и запрета дискриминации (статья 14 Конституции).

Государственный подход в отношении семьи, детей и родителей определен в статье 27 Конституции: забота о детях и их воспитание являются естественным правом и обязанностью родителей, а брак и семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства.

Республика Казахстан является участницей Конвенции о правах ребенка, принятой резолюцией № 44⁄25 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 20 ноября 1989 года (ратифицирована постановлением Верховного Совета Республики Казахстан от 8 июня 1994 года). Согласно Конвенции государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка, а наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы. Кроме того, государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка в том числе от отсутствия заботы или небрежного обращения (пункт 1 статьи 18, пункт 1 статьи 19).

В связи с этим Конституционный Суд обращает внимание на следующие положения Конституции: права и свободы человека признаются и гарантируются в соответствии с Конституцией и с учетом общепризнанных принципов и норм международного права. Они определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов (пункты 1 и 2 статьи 12).

Исходя из указанных конституционных норм, законодатель в Кодексе обозначил принципы государственной политики в сфере социальной защиты, в числе которых равноправие и недопустимость ограничения прав человека и гражданина в сфере социальной защиты (статьи 3 и 4 Кодекса).

Таким образом, наряду с гарантированной государством защитой материнства, отцовства и детства забота о ребенке обоими родителями остается составной частью государственной социальной политики.

2. Пенсионное обеспечение как важный элемент социальной защиты направлено на создание условий для дальнейшей финансовой устойчивости, полноценной жизнедеятельности личности при достижении ею определенного возраста.

Система пенсионного обеспечения Казахстана предусматривает гражданам, вышедшим на пенсию, ежемесячную выплату в виде государственной базовой пенсионной выплаты, пенсионных выплат по возрасту (либо пенсионных выплат за выслугу лет) и выплат из пенсионных накоплений.

Размер пенсионных выплат по возрасту в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан определяется индивидуально и является пропорциональным трудовому стажу, в который, помимо стажа работы, срока воинской службы и периода учебы, засчитывается и время, затраченное на реализацию определенных социальных функций. К их числу законодатель относит уход за определенной группой лиц, в числе которых лица с инвалидностью, престарелые, малолетние дети и другие.

Уход за малолетним ребенком требует особой заботы и защиты, которые необходимы для его нормального физического, умственного, нравственного и психологического развития. В этот период жизни ребенка в силу объективных обстоятельств родитель может быть ограничен в реализации своего права на труд.

Такие обстоятельства, обусловленные выполнением родительских обязанностей, должны учитываться при разработке компенсаторных механизмов в рамках государственной политики в сфере социальной защиты, поскольку Конституция закрепляет положения о принятой Республикой Казахстан модели социального государства, гарантирующего защиту брака и семьи, материнства, отцовства и детства.

3. В соответствии с подпунктом 7) пункта 3 статьи 61 Конституции Парламент Республики Казахстан, осуществляя правовое регулирование отношений в сфере пенсионного обеспечения, располагает широкой дискрецией при определении оснований и условий назначения пенсий.

Вместе с тем принимаемые законодательные меры должны основываться, наряду с другими, на принципах равноправия и недопустимости ограничения прав человека и гражданина в сфере социальной защиты (статья 3 Кодекса).

Конституционный Суд неоднократно отмечал, что при равных условиях субъекты права должны находиться в равном правовом положении (нормативные постановления от 14 июля 2023 года № 21-НП, от 23 июля 2024 года № 49-НП и другие). В рассматриваемом деле данная позиция касается родительских прав и обязанностей по заботе и воспитанию ребенка.

В государственной политике защиты материнства и отцовства следует принять во внимание принципы брачно-семейного законодательства Республики Казахстан (равенство прав супругов в семье, разрешение внутрисемейных вопросов по их взаимному согласию (пункт 2 статьи 2 Кодекса Республики Казахстан от 26 декабря 2011 года «О браке (супружестве) и семье»). Соответственно, трудовое законодательство закрепляет за работодателем обязанность предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет по выбору самих родителей – матери либо отцу ребенка, а также родителю, одному воспитывающему ребенка (подпункты 1) и 2) пункта 1 статьи 100 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года).

Аналогичный подход законодатель использует при исчислении стажа участия родителя в пенсионной системе при предоставлении государственной базовой пенсионной выплаты, засчитывая в него время ухода за малолетними детьми неработающей матери или неработающего отца при осуществлении им такого фактического ухода (подпункт 5) пункта 2 статьи 206 Кодекса).

Конституционный Суд считает, что пенсионное законодательство должно обеспечивать гражданину как участнику солидарных социальных правоотношений уверенность в стабильности его официально признанного статуса и гарантии реализации обусловленных этим статусом прав. Иной подход не соответствует требованиям статьи 39 Основного Закона и приводит к дискриминации, запрет на которую установлен пунктом 2 статьи 14 Конституции.

В государственной политике в сфере социальной защиты равенство каждого при реализации своих прав и свобод основано на запрете какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства, возраста, состояния здоровья, в том числе инвалидности, или по любым иным обстоятельствам при предоставлении государством мер социальной защиты гражданам на основе дифференцированного подхода с учетом их трудового вклада, причины и степени нетрудоспособности, а также потребности в социальной защите (статья 4 и пункт 2 статьи 6 Кодекса).

В связи с этим Конституционный Суд полагает, что при исчислении трудового стажа для назначения пенсионных выплат по возрасту необходимо засчитывать время ухода за малолетним ребенком и неработающему отцу при условии осуществления им фактического ухода. Иной подход не имеет разумного обоснования с позиции вышеуказанных конституционных положений.

Конституционный Суд также обращает внимание на необходимость дополнительной проработки положений Кодекса, устанавливающих максимальный период учета времени ухода родителями за малолетними детьми при исчислении их стажа участия в пенсионной системе и трудового стажа только в пределах 12 лет в общей сложности, с учетом норм Конституции и принципов государственной социальной и семейно-демографической политики.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 статьи 72 и пунктом 3 статьи 74 Конституции Республики Казахстан, подпунктом 3) пункта 4 статьи 23, статьями 55 – 58, 62, пунктом 4 статьи 63, пунктом 4 статьи 64 и подпунктом 2) пункта 1 статьи 65 Конституционного закона Республики Казахстан от 5 ноября 2022 года «О Конституционном Суде Республики Казахстан», Конституционный Суд Республики Казахстан

постановляет:

1. Признать соответствующим Конституции Республики Казахстан подпункт 8) пункта 1 статьи 208 Социального кодекса Республики Казахстан во взаимосвязи с положениями статьи 4, пункта 2 статьи 6, подпункта 5) пункта 2 статьи 206 данного Кодекса и подпунктов 1) и 2) пункта 1 статьи 100 Трудового кодекса Республики Казахстан в следующем истолковании: неработающему родителю при исчислении трудового стажа для назначения пенсионных выплат по возрасту засчитывается время осуществления непосредственного ухода за малолетними детьми.

2. Настоящее нормативное постановление вступает в силу со дня его принятия, является общеобязательным на всей территории Республики Казахстан, окончательным и обжалованию не подлежит.

3. Опубликовать настоящее нормативное постановление на казахском и русском языках в периодических печатных изданиях, получивших право на официальное опубликование законодательных актов, единой системе правовой информации и на интернет-ресурсе Конституционного Суда Республики Казахстан.

Конституционный Суд

Республики Казахстан

Популярное

Все
«Кайрат» стал лучшим клубом страны в 21-й раз!
На восстановление лесов потребуется около 10 лет
Мир, который принимает тебя
Путешествие в закулисье
Распоряжение Главы государства о назначении
Факультету журналистики ЕНУ – 15 лет
Рыбаки приветствуют путешественников
Прощай, Владимир Иванович!
Библиотеки нового поколения
Ведущие нейрохирурги мира собрались в Астане
Рейды против загрязнения города
Обсуждены вопросы коллективной безопасности
В объективе камеры – глубинка
Территория впечатлений
Здесь финансируют стратегические бизнес-идеи
Указ Президента Республики Казахстан о назначении
Указ Президента Республики Казахстан О мерах по совершенствованию системы государственного управления
Интерпретировать, объяснять, расставлять акценты
Закон Республики Казахстан О территориальной обороне Республики Казахстан
Закон Республики Казахстан О фондах целевого капитала и эндаумент-фондах (целевых капиталах)
День столицы: сколько дней отдохнут казахстанцы в начале июля
Закон Республики Казахстан
В Павлодаре выявлены грубые нарушения в работе филиала Национального центра экспертизы
На краю пропасти: как остановить человека от последнего шага
Очередной циклон с дождями и грозами надвигается на Казахстан
Президент подписал закон об амнистии к 30-летию Конституции РК
Из Рабочего поселка – в Париж
Когда региональная сила становится мировым аргументом
«Голос Турана-2025» собирает друзей
В Казахстане дети все чаще рождаются с врожденными патологиями
Состоялся телефонный разговор Президента Казахстана с Эмиром Катара
К 1 января 2026 года Минтруда пересмотрит размер минимальной заработной платы
Введена в строй новая подстанция
55 млн сеянцев высадили в лесном фонде Костанайской области за 4 года
В Казахстане стремительно растет интерес к исламским финансовым инструментам
Премии, гранты и благодарности получили журналисты от Президента
Спасатели учат детей правилам поведения при ЧС
Международный фестиваль детских театральных коллективов завершился в Таразе
Фарид Алиев: Реализация концепции «Закон и Порядок» должна носить системный характер
Казахстан ввёл запрет на полёты над шестью странами Ближнего Востока
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Назначен новый министр обороны Казахстана
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Новый завод открыли в Атырау
Алматинцев предупредили о неспокойной ночи
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
Новый рекреационный парк открыли в Сатпаеве
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
В Уральске реконструируют набережную
Главе государства показали пассажирский вагон казахстанского производства
Развитие химической отрасли в Жамбылской области набирает темпы
В Актобе построен новый завод по производству агрохимикатов

Читайте также

Постановление
Нормативное постановление Конституционного Суда Республики …
Нормативное постановление Конституционного Суда Республики …
Нормативное постановление Конституционного Суда Республики …

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]