О гравитации на пальцах Статьи 12 сентября 2019 г. 8:44 3044 Игорь Прохоров Почему забыли про Аттилу?В стране сегодня многое делается для модернизации системы образования. При этом, на наш взгляд, решается главный вопрос: поднимается статус учителя. Ведь именно Учитель – самый главный человек в нашей жизни. Президент в своем Послании также затронул проблему качества учебников.– Обеспечение школьников качественными учебниками – прямая обязанность профильного министерства, – отметил Касым-Жомарт Токаев. Что же говорят по этому поводу родители учащихся? – В обновленном учебнике по познанию мира за 3-й класс, который мы уже прошли, оказалось много картинок и творческих заданий, а текстов, как таковых, не было, – говорит, к примеру, мама ученика 4-го класса Асель Сыздыкова. – Зато в контрольных работах встретили множество вопросов по темам, не изученным на уроках. Вероятно, по задумке авторов, ученики должны сами находить информацию из разных источников, в том числе в Интернете. Но не стоит забывать: невозможно объять необъятное.Четких критериев ответов авторы учебника, на взгляд родительницы, не указали. Что, к примеру, третьеклассник должен знать о Золотом человеке? Когда дети писали контрольную по этой теме, кто-то из них сообщил полную историю его открытия, а кто-то ограничился фразой: «Золотой, потому что его костюм из золота сделан». А как же историческое значение уникального открытия, гордость за предков? Ведь, помимо сухих академических знаний, нужно раскрывать детям нравственное и патриотическое содержание отдельных фактов.«Не перестарались ли авторы некоторых учебников, отпустив школьников в свободное плавание за знаниями по Интернету?» – таким вопросом задаются сейчас родители учеников всех классов. И в самом деле, мы видим, что дети не выпускают смартфоны из рук, но качество их знаний от этого не становится лучше.Родители, в частности, считают, что к творческим заданиям, предполагающим поиск знаний в Интернете, должен прилагаться план или указание на объем искомых данных. Не будем забывать, что онлайн-информация не адаптирована для учеников, и часто школьникам, особенно ученикам младших классов, сложно ее воспринять. Кроме того, сайты должны быть авторитетными. Не секрет, что сегодня любой автор может написать все, что ему угодно, и не всему можно доверять. И как не вспомнить здесь хорошо зарекомендовавшие себя хрестоматии по многим предметам, где и находился бесценный клад достоверной информации?Другая проблема: на учеников сейчас рушится огромный поток новой информации, но времени на ее закрепление, как показывает практика, в школе выделяется недостаточно. Когда к пройденной теме возвращаются через полгода, а то и больше, незакрепленная информация оказывается рассеянной, и представления ребенка об изученном материале напоминают чистый лист бумаги.– К примеру, в 1-м классе детям говорили про Аттилу, – продолжает Асель Сыздыкова, – затем его благополучно забыли на полтора года, а вспомнили только в 3-м классе.Причем тема в учебнике 3-го класса начинается с картинки, на которой изображен Аттила, и вопроса: «А это кто такой и что он сделал?». Естественно, никто сразу не вспомнил предводителя гуннов…Дети галактикиПо словам Асель Сыздыковой, по предмету «Естествознание» в 1-м классе из всех возможных тем о теле человека изучили только части его рук. В 3-м классе неожиданно стали изучать скелеты животных, потом перескочили на пищеварительную систему человека. При этом все остальные составляющие организма человека и животных оставили без внимания. Конечно, системность подачи материала, преемственности знаний здесь не прослеживается…– Есть много абстрактных понятий, которые ученики начальной школы не понимают в силу своего возраста и особенности мышления, – рассуждает родительница. – Гравитацию стали изучать в 3-м классе, но по итогам учебного года я вижу, что она во многом осталась загадкой для моего сына и его одноклассников. О чем это говорит? На мой взгляд, авторы учебника неудачно перекинули материал из средней школы в начальную, не адаптировав его как следует для детей. Ведь раньше о гравитации говорили на уроках физики.Возможно, эту тему школьникам нужно объяснять на моделях планет, видеофильмы показывать, но необходимое техническое оснащение в школе, где учится ребенок Асель, отсутствует. Раньше в кабинете была интерактивная доска, сейчас ее убрали, поэтому «притяжение Земли» на пальцах показывают…– Говорят, очень хороши такие интерактивные методы обучения, как работа в группах, создание и совместное обсуждение проектов. Но, мне кажется, эффект от них небольшой. Бывает, кто-то работает за всю группу, а кто-то ничего не делает, а оценки получают все одинаковые. При этом ученики заняты только одной частью изучаемой темы, и что делается в других группах, остается им неизвестным, – утверждает она.Как считают другие родители, подобная ситуация с чрезмерным увлечением новыми методами обучения наблюдается не только в начальном звене, но и в среднем, и в старшем. Также, по их словам, учителя фактически перестали задавать учить и спрашивать правила и определения. Мало учат ребят решать математические задачи по шаблону, поэтому в стандартном задании школьники не могут быстро принять решение.В целом, по мнению многих родителей, в школе еще нет полного понимания того, каким же объемом знаний должен обладать ученик. А на уроках не хватает четких, логичных способов подачи материала, баланса в применении методик обучения.Маршрут построенКак же в условиях реформирования школы создать учебник, который будет эффективно давать новые знания и формировать ключевые навыки для успешного обучения?– Есть глобальные тренды – формировать у школьников soft skills – комплекс неспециализированных надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие и высокую производительность в социуме, – говорит Руслан Каратабанов, один из авторов новых школьных учебников географии.Он считает, что в первую очередь школьникам необходимо прививать функциональную грамотность – умение разбираться в значительных объемах текста, понимать его. Поэтому тексты современных школьных учебников не должны быть куцыми, нельзя делать акцент на иллюстрации.На уроках ребята должны получать не только академические знания, но и формировать навыки пользования информационными технологиями, не могут остаться в стороне нравственные ценности. Отметим, что отличительной особенностью нового стандарта образования является его ценностная ориентация. Базовыми ценностями школьного воспитания становятся казахстанский патриотизм и гражданская ответственность, уважение и сотрудничество, труд, творчество, открытость, образование в течение всей жизни.Как признается Руслан Каратабанов, для авторов учебников это достаточно сильный творческий вызов, поскольку к предметным заданиям нужно «подключить» и другие, направленные на формирование и развитие ценностных ориентаций. Поэтому заданий на уроке должно быть не менее 8.– Это означает, – говорит автор, – что учащиеся будут изучать географическую тему, и в процессе выполнения заданий у них естественным образом будут формироваться поведенческие стереотипы, определенные свойства личности. Часть ценностей реализуется через тематическое содержание предмета, часть – через способы организации учебно-познавательной деятельности.Допустим, для формирования понятия «казахстанский патриотизм и гражданская ответственность» в учебнике моделируются ситуации, мотивирующие сделать благое дело для своего населенного пункта, края, страны, подбираются материалы, позволяющие испытывать чувство гордости за свою Родину. Чтобы обеспечить глубокое понимание чувства уважения, учебно-познавательная деятельность реализуется в парах, группах, всем коллективом. При такой организации урока ребята учатся слушать и учитывать мнение других, сотрудничать, соблюдать этику отношений, регламент, развивают навыки медиации.Определим критерииСам урок и принятие решений должны строиться на заранее известных целях обучения, критериях оценки учителем, самооценивания и взаимооценивания. Так, в частности, становится понятным, что такое открытость.Чтобы объяснить, зачем необходимо учиться на протяжении всей жизни, разработаны задания, которые создают определенный, но легко решаемый дефицит знаний, умений и навыков. В результате учащимся прививается мысль, что при наступлении определенных ситуаций они сами могут добыть знания, пользуясь учебниками, Интернетом, посредством курсов, взаимообучения.По словам Руслана Каратабанова, идея модернизации сознания, изложенная в программе «Рухани жаңғыру», в новых учебниках географии реализуется в 2 аспектах. Во-первых, меняются подходы к разработке учебника. Также предлагаются обновленное содержание учебного материала и принципиально новые темы, чтобы полученные знания отвечали вызовам времени.Раньше, когда учебник был единственным поставщиком знаний, тексты были «священными» и их «загоняли» в долгосрочную память учеников. Теперь же Интернет любому ученику обеспечивает доступ к безграничной информации. Поэтому авторы новых учебников предлагают прежде всего совокупность интересных способов обработки текстов. Надо их прочитать, самим озаглавить, визуализировать в творческой форме и на картосхеме, подготовить задания для взаимооценивания, критически осмыслить.Неоднократное возвращение к исходному тексту, по мысли разработчиков, при выполнении не похожих друг на друга заданий обеспечивает их эффективное усвоение. Старый подход «прочитал – выучил – пересказал» заменен заданиями, по результатам которых ученики создают собственный продукт учебно-познавательной деятельности.Без работы с Интернетом обойтись в школе невозможно. Задания, «привязанные» к глобальной Сети, в учебниках нужны. Это только обогащает знания. Однако, по мнению Руслана Каратабанова, и альтернатива, и ограничения должны предусматриваться. Например, задают написать на странице в социальной сети мини-пост. Одноклассники должны оставить конструктивные комментарии к нему. Если такой возможности не существует, мини-пост и комментарии можно предложить написать на бумаге.Сделай сам!Новый стандарт образования дает учителям и ученикам академическую свободу. Это, например, означает, что они могут сами выбирать объект исследования. Раньше в учебниках географии давались описания конкретных стран. Теперь же даются планы, алгоритмы страноведческих характеристик. А вот какую страну описать – это уже выбор учителя или ученика. Главное – уметь применять полученные навыки.Что касается изменений самого содержания, то, например, в учебниках для 7-х и 8-х классов реализуется краеведческий подход. Многие вопросы географии ученики рассмотрят на примере своего родного края, затем выйдут на уровень Казахстана и мира. Не исключается и обратный ход: после рассмотрения мировых процессов предполагается изучение их проявлений в масштабах страны и родного края.Красной нитью в учебниках проходит и такая идея: «Что ты сделаешь для развития страны, своего края, населенного пункта?». Авторы стремятся таким образом развивать не только патриотизм, но и предпринимательские навыки учеников. Это уводит школьников от патернализма, как от идеи о том, что все за них должно сделать государство.Сила – в традициях– В процессе обучения и воспитания школьников мы не должны забывать классическую литературу, фольклор, традиции – там заложены основы духовности, нравственности, – подчеркивает Наталья Семененко, детский психолог, член Комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при акимате Нур-Султана.– Работая с детьми разного возраста, мы, психологи, видим, как у них снижаются коммуникативные навыки и удовлетворенность общением со сверстниками. Дети от этого страдают, но как реализовать эту естественную человеческую потребность, не знают, – обозначает следующую проблему специалист. – Поэтому наряду с внедрением новых образовательных технологий следует обратить внимание на возможности прививать школьникам умение общаться, которое пригодится им на протяжении всей жизни.Сегодня результаты тестирования детей разных возрастов выявляют у них высокий уровень тревожности. Одна из причин тому – слишком много требований, которые к ним предъявляют взрослые, в том числе и в школе. А ведь детство должно быть радостным… Сейчас много внимания уделяется детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, и это правильно, ведь важно, чтобы нормальное, счастливое детство было у всех детей, независимо от материального положения в их семьях.Как считает Наталья Семененко, больше внимания нужно уделять не только образованию, но и воспитанию школьников. Слишком часто во внешне благополучных семьях с хорошим достатком растут конфликтные и равнодушные дети, далекие от духовности, понимания потребностей общества и своего места в нем. Ответственнее должны стать родители, ведь, как известно, родить детей – это только полдела, главное – их воспитать.– Сегодня мы живем настолько хорошо, как не жило человечество никогда. На службе у людей новые технологии, налаженный быт, безграничные технические возможности. Однако почему-то это не дает нам ощущение полноты жизни, мы не чувствуем себя счастливыми, – размышляет психолог.Наталья Семененко уверена, что нашему обществу нужно вернуться к духовности, к наполнению эмоционально-личностной сферы человека, чтобы было легче преодолевать трудности и достичь успеха. Подрастающему поколению нужны и качественное образование, и новое мышление, и знания, и уважение традиционных ценностей. Увы, ситуация, когда детей «пичкают» науками, вводят новые предметы, но в итоге не учат, как применять знания в жизни, все еще сохраняется.Сложный процесс модернизации сознания начался и в средней школе – через новое содержание учебников, подходы к обучению. Конечно, не все получается гладко. Новые методики требуют обкатки и отладки, новые требования и ориентиры – анализа и осмысления. Стоит ли совсем отказываться от опыта организации школьного обучения, проверенного десятилетиями и хорошо зарекомендовавшего себя?..Вероятно, стандарты и подходы процесса обучения будут и дальше пересматриваться, чтобы не только обеспечить детей «грузом знаний», но и научить их успешно использовать «школьный капитал» во взрослой жизни.
8 апреля 2025 г. 15:17 Улицы в честь ветеранов Великой Отечественной войны планируют назвать в Шымкенте
12 апреля 2025 г. 1:28 Пятитомник «Каныш» – академическое собрание трудов первого президента Академии наук Казахстана