Уровень образования в казахстанских селах зачастую отстает от городского. И даже самые способные ученики из сельской местности, приезжая поступать в высшие или средние учебные заведения, чувствуют разницу. Результаты Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) показывают, что есть значительная разница в уровне отечественного образования в разрезе «город – село».
Об этом на третьем заседании НСОД в мае прошлого года говорил Президент Касым-Жомарт Токаев, подчеркнув, что все дети, независимо от места проживания или социального статуса, должны иметь доступ к качественному образованию. Сокращение разрыва между городскими и сельскими школами – важная задача.
Найти решение этой проблемы попытались в Фонде Нурсултана Назарбаева и «Академии Елбасы». В рамках инициативы Первого Президента «Ел Үміті» в стране запустили первую в Казахстане онлайн-школу «Birge oqý». В ней учатся полторы тысячи учащихся 6–7-х классов из отдаленных населенных пунктов. Они прошли отбор посредством национальной олимпиады для сельских школьников «Мың бала».
– В рамках инициативы «Ел Үміті» мы задумались, как создать условия для выявления и поддержки одаренных детей в сельской местности, – рассказывает директор корпоративного фонда «Академия Елбасы» Асланбек Амрин. – И запустили онлайн-школу «Birge oqý» с целью сокращения образовательно-информационного неравенства молодежи в разрезе «город – село». Способные сельские школьники получили бесплатный доступ к качественным цифровым образовательным ресурсам и возможность обучаться у лучших педагогов.
Теперь ученики из самых отдаленных уголков страны бесплатно обучаются у ведущих учителей математике, казахскому, русскому и английскому языкам. Расписание подстроено под основные занятия детей, в классе по 23–25 учащихся из разных регионов. Длительность урока – 1 час. В неделю 2 часа математики и английского языка и час родного языка. Программа построена согласно нормативам учебной нагрузки и не перегружает учеников.
Педагоги Назарбаев Интеллектуальных и республиканских физико-математических школ, столичных лицеев – всего 43 человека – ведут занятия посредством видеоконференции в синхронном и асинхронном форматах. Учителя прошли отбор, оценивались их владение информационно-коммуникационными технологиями, методика обучения, творческие способности. Было важно оценить, чем учитель сможет заинтересовать ребенка, ведь общаться они смогут лишь онлайн.
За каждым классом закреплен тьютор – педагог, которому отводится роль мотиватора, организатора. Он оказывает постоянную техническую поддержку, напоминает, когда нужно заходить на урок, отслеживает прогресс учащихся. Также тьютор проводит мастер-классы по тайм-менеджменту, цифровому этикету.
– Практика онлайн-тьюторинга с прошлого года запущена во многих странах для поддержки основного образования и обеспечения максимальной вовлеченности всех детей в учебный процесс, – говорит Асланбек Амрин. – На самом деле у нас 98% посещаемости, наши дети не пропускают занятия, наоборот, с нетерпением ждут встречи с учителем. Мы проводили мониторинг, по каким причинам дети не посещают уроки. Первая и самая распространенная причина – отсутствие Интернета. Вторая – отсутствие устройства, то есть ребенок ждет родителя, чтобы с его сотового телефона зайти на урок. Третья причина тоже техническая – отсутствие финансов на трафик. Не было причин «не хочу» или «не успею»».
Заниматься школьникам интересно, потому что уроки максимально разнообразны. Команда методистов проекта постоянно проверяет учебную программу, следит за качеством преподавания, дает методические рекомендации, как интереснее преподнести материал.
Даже те ученики, у которых не было технической возможности учиться онлайн, старались найти решение. Например, ученица из Аральского района Кызылординской области живет в селе, где даже WhatsApp не работает. К Интернету подключен лишь один компьютер, который принадлежит директору школы, и ей разрешили заниматься на нем 2 часа в неделю.
– За этот учебный год, который стал пилотным для онлайн-школы «Birge oqý», мы наблюдали, насколько дети осваивают материал и как учителям удается преподавать в онлайн-формате. И увидели, что в среднем учащиеся осваивают на 25–60% больше материала в дистанционном режиме по сравнению с 8–10% обучения в классе. Причина кроется в том, что учащиеся быстрее учатся в Интернете. На электронное обучение затрачивается на 40–60% меньше времени, чем в традиционном формате, потому что ученики занимаются в своем собственном темпе, – пояснил Асланбек Амрин.
Возможности онлайн-обучения безграничны. Организаторы школы «Birge oqý» считают, что такой формат в ближайшие 5 лет станет широко распространенным. При этом он не заменит традиционное образование, а лишь дополнит и усилит базовое обучение.
Проект получил одобрение и целевой аудитории, и стейкхолдеров, поэтому с нового учебного года решено расширить количество его участников до 10 тыс. Теперь программа охватит и старшеклассников, так как они также нуждаются в академической поддержке.
В отзывах, которые ученики школы «Birge oqý» пишут Лидеру нации, они благодарят его за возможность обучаться у лучших учителей страны. Слова благодарности являются стимулом для дальнейшего развития проекта. В данный момент в «Академии Елбасы» работают над созданием собственной образовательной платформы для онлайн-школы.