С контролерами горводоканала не забалуешь, а потому, есть или нет в твоем распорядке свободное время, выкраивай! Да еще терпением запасись!
В нашей квартире с четырьмя водомерами круговорот счетчиков – явление привычное. Самой крепкой оказалась пара приборов холодной воды – трудятся исправно уже 12-й год, а в горячей воде их товарищи по цеху быстро начинают «хворать», а потом и вовсе отказываются работать.
Еще ни разу причина поломки, по которой счетчик был отправлен на цветмет, нам не называлась. Приборы не разгерметизировались, не запотевали, не текли, просто переставала крутиться крыльчатка. Вердикт контролера всегда один и тот же: «Гарантийный срок эксплуатации истек, срочно требуется замена».
Но чтобы услышать это «компетентное заключение», сначала нужно… дозвониться в офис «Астана Су Арнасы». А на это можно и два, и три дня потратить. Быстрее пешком добраться до конторы на улице Циолковского и на месте шум поднять.
Если вам все же повезет дозвониться, то не стоит сразу радоваться. Оператор примет заявку на снятие пломбы, запишет данные и скажет, к примеру, такого-то числа с 9 до 13 часов ожидать контролера. Вы отложите все дела и даже «сбежите» с работы на полдня, но никто не придет, и, более того, потом выяснится, что заявки-то и не было.
Или вам все же позвонит бодрый контролер:
– Абонент, вы дома? Через полчаса приду на опломбировку.
– Как? Еще пломба не снята и не куплен новый счетчик, – я не подготовилась к такому звонку и вот-вот взорвусь.
– Что ж, тогда отменяю вашу заявку, – с нотками облегчения отвечает контролер, мол, побегу по другим адресам, и добивает вас, бросая трубку, – снятием занимается другой человек.
…А что же счетчики?
– Горячие водомеры служат обычно пару лет, а то и через 2 месяца ломаются, хотя у всех перед счетчиком стоит фильтр грубой очистки в виде сеточки, – ошеломил меня наш сантехник Бекжан.
– Так нам еще здорово повезло, что он так долго работал? – не верю я своему счастью. – Ничего себе: каждые два года менять!
По словам мастера, хозяева соглашаются «раз выбросить – так выбросить» неработающий счетчик и отдают его безвозмездно на цветмет.
– Но я-то дотошный: иногда напоследок разбираю механизм счетчика. Обычно крыльчатку из строя выводят частички песка и ржавчины. Нередко попадаются экземпляры, когда металлическая вставка на крыльчатке сгнила и рассыпалась совсем, – говорит за работой Бекжан, удивляясь, что годы идут, а производители так и не защищают от коррозии железо в воде.
Выходит, им выгодно выпускать старую модель, пусть и в новом дизайне с яркой полоской и крупными цифрами: мы будем каждые 2 года покупать новые счетчики, а они считать доход.
– Но менять водомеры так часто – в убыток! – вертится в моей голове.
Дешевый счетчик стоит 5 500 тенге плюс установка 2 000. Учитывая эти первоначальные вложения, средний срок окупаемости счетчика составляет примерно 2 года, узнаю на сайте одного известного поставщика контрольно-измерительных приборов.
Установка счетчика горячей воды окупится примерно за 3 года работы. Только потом приборы начнут приносить потребителю обещанную 15–30-процентную экономию, если еще, конечно, останутся живы к тому времени.
И ведь дело даже не в частой замене водомеров. Дело в том, что после их установки нужно снова дозвониться в «Астана Су Арнасы» и вызвать контролера. И снова круги ада: неважно, что вы теперь звоните по другому номеру, все равно на том конце провода трубку никто не снимет – «Пик-пик-пик… Пожалуйста, ждите!» И снова едете в контору за напутствием «Учтите, контролер звонить не будет! Ждите дома». И ведь будете ждать в назначенный день, и снова «сбежите» с работы, потому что потребитель «обязан».
Заручившись в конце концов актом регистрации водомера, я в очередной раз обязана в течение 5 дней явиться на абонентский участок «Астанаэнергосбыта», чтобы предоставить его копии для расчета оплаты за подогрев воды. Ради 5-минутного обмена бумагами приходится в тесном помещении потратить не один час своего рабочего времени, а не повезет, то сейчас, во время пандемии, еще и в очереди на улице постоять.
Пока месяц тянется эта канитель, невольно возникают вопросы. Почему между организациями, которые издавна работают «в связке», так и не налажен обмен документами? Зачем «Астана Су Арнасы» «скрывает» акт регистрации от «Астанаэнергосбыта», когда там о его содержании все равно узнают? Почему нельзя оцифровать услугу и оказывать ее онлайн? И наконец, почему монополисты не идут навстречу потребителям? Абонентам регулярно отключают воду, повышают тарифы, и они все терпят, но «коммунальные боги» по-прежнему капризны и непреклонны.