То, что Президент избрал именно такую форму, как обращение народу, еще раз показывает, насколько важное значение придает Глава государства объявленным конституционным реформам. Действительно, его выступление – это очень сильное заявление и по стилистике, и по содержанию, и по структуре. Я думаю, что эксперты будут еще не раз анализировать текст обращения, выявляя главные акценты и приоритеты предстоящих реформ. Новации, озвученные Президентом, – это очень серьезные изменения. По значимости и масштабу они действительно сопоставимы с теми шагами, которые предпринимались в 90-х годах во время принятия Конституции, создания новой законодательной основы нашей политики. В частности, новый порядок формирования Правительства, сложение полномочий Правительства перед вновь избранным Мажилисом, а не Президентом, а также предоставление нового порядка выражения доверия членам Правительства – все это говорит о принципиально новых подходах взаимодействия между ветвями власти.
Следующее, на что я бы обратил особое внимание, – это передача определенного объема президентских полномочий Правительству. К примеру, отказ от права отмены или приостановления Президентом действий актов Правительства и Премьер-министра, а также то, что в рамках предстоящих изменений утратят актуальность нормы о возможности принятия президентских указов, имеющих силу закона. Хочу напомнить, что многие эти пункты и нормы закреплялись еще в 90-х годах, когда для осуществления быстрых и решительных рыночных реформ нужен был сильный политический центр, и Президенту передавались определенного рода полномочия, которые позволяли скорейшим образом их осуществлять.
Инициирование предполагаемых сегодня конституционных реформ говорит о том, что государство завершает один период своего становления, и теперь запускаются новые механизмы функционирования государства. При этом в рамках этих изменений повышаются роль и статус Парламента, самостоятельность Правительства, но вместе с тем надо четко понимать то, что Казахстан остается президентской республикой и унитарным государством. Надо также понимать, что эти изменения инициируются не под влиянием и тем более не под давлением каких-либо внутренних и внешних факторов или обстоятельств. Мы не копируем ничей опыт. Эти конституционные реформы обуславливаются внутренней логикой развития нашего государства. Президент всегда говорил о том, что нам нужно комплексно, системно и в то же время взвешенно подходить к вопросам реализации политических реформ. Поэтому логично, когда Президент два года назад инициировал новый пакет реформ в рамках Плана нации «100 конкретных шагов», которые предусматривают реализацию различных мер в плане социально-экономической модернизации, что эти шаги дополняются еще и новыми инициативами в политическом развитии. Иными словами, Президент сформулировал кардинально новую политическую повестку перед страной.