Первый аэроплан пролетел над столицей 93 года назад

2787
Игорь Прохоров

Государственный архив города Астаны проводит в аэропорту выставку, посвященную истории освоения неба.

фото Игоря Бургандинова

«В 1931 году в нашем городе открыли аэропорт – первое убежище акмолинских аэропланов. И рукотворные ястребы закружились над городом, высматривая за рекой свое пристанище», – так поэтично описывал это событие наш земляк, краевед и писатель Сергей Марков.

– На выставке мы представили архивные материалы о прошлом и настоящем авиации в нашей столице, в том числе личные документы летчиков, фотографии первого аэропорта и первых самолетов, сведения о создании воздушных линий, решения государственных органов, касающиеся развития авиасообщения, – говорит директор столичного архива Жангельды Бимолдин.

По его словам, первый аэропорт располагался на месте современного символа Астаны – монумента «Байтерек». А первые документы, касающиеся авиации в столице, относятся к 1923 году, когда было создано Акмолинское губернское общество друзей воздушного флота. Волонтеры тех лет призывали горожан «сложиться» всем миром на покупку аэроплана, чтобы быстрее связать наш город воздушными дорогами со всем миром.

Документы архива свидетельствуют: 1 декабря 1931 года управление воздушных линий доложило правительству об установлении регулярного воздушного сообщения между Семипалатинском и Акмолинском. Эта дата может считаться днем рождения столичной гражданской авиации.

– По воспоминаниям Алексея Васильевича Самусенко, много лет проработавшего в аэропорту, куда он устроился в 1948 году радиотехником, взлетная полоса была грунтовой, аэровокзал – саманным домиком из восьми комнат, – рассказывает Жангельды Бимолдин. – В период паводков аэродром раскисал и закрывался. Воздушное движение носило эпизодический характер, а в расписании рейсов указывалось: «вылет самолета – в понедельник утром» или «в среду с восходом солнца». Масло и воду для самолетов в холодное время грели в специальном помещении в больших казахских котлах – казанах, предназначенных для варки мяса. Теперь из них «кормили» самолеты.

Алексей Самусенко писал, что весна 1948 года оказалась чрезвычайно бурной: сразу после ледохода на Ишиме в городе началось наводнение, моста через реку тогда не было, потому аэропорт оказался напрочь отрезанным от жилых городских кварталов. Пришлось в срочном порядке строить временную посадочную площадку в районе кирпичного завода (теперь это район Цент­рального рынка). Оттуда связистов стали доставлять в воздушную гавань самолетом По-2 – тем самым знаменитым «небесным тихоходом», наводившим в войну страх на фашистов.

Из записей Алексея Самусенко мы узнаем, что первым летчиком-казахом акмолинской гражданской авиации был Кенжетаев. К сожалению, его имя ветеран авиации не указал, как и имена других авиаторов тех лет.

В 1956-м аэропорт стал работать круглосуточно, силами связистов была смонтирована система «Ночной старт». Впрочем, до передового предприятия ему было еще очень далеко. Техники не хватало, машину часто заменяла лошадь, которую летчики в шутку прозвали Аэроконь. Однако развитие авиации продолжалось. Местные авиа­линии протянулись до Степногорска, Бестобе, Дер­жавинска. Самолеты начали широко применять в народном хозяйстве. Костяк отряда летчиков Целинограда составили Кирилл Кременцов, Алтай Субханбердин, Сыздыков, Малинин, Санин, Пристройкин, Дудник.

4 ноября 1963 года аэропорт принял первый самолет Ил-18 на бетонную взлетно-посадочную полосу в 18 км от города. Он совершал прямой беспосадочный перелет сообщением Целиноград – Москва. До этого приходилось делать промежуточные посадки в Атбасаре, Костанае, Свердловске, Казани. Полет от Целинограда до Москвы занимал 11 часов. Аэровокзальный комплекс тогда только строился, поэтому первые пассажиры располагались в приспособленном двухэтажном здании, там же, где и служба управления воздушным движением.

Исторической вехой для авиа­торов стал перенос столицы из Алматы в Акмолу. В сжатые сроки была начата и закончена реконструкция аэродрома: удлинена взлетно-посадочная полоса с искусственным покрытием, расширены рулежные дорожки и перрон. Тогда же установили современные светотехнические системы и радио­навигационное оборудование, реконструировали аэровокзальный комп­лекс.

2 февраля 2005 года состоя­лось торжественное открытие здания нового пассажирского терминала. В 2008-м аэропорт Астаны получил категорию «III А» Международной ассоциации гражданской авиации, что позволило принимать и обслуживать воздушные суда всех типов без ограничения взлетной массы.

Популярное

Все
Забег Tau Jarys: 1 300 участников из 18 стран покорили алматинские горы
Покорять горы и реки с «Джунгарией»
В фигурном катании появятся новые имена
Открыть двери в чудесный мир кино
Почему Алия Молдагулова стала казахской Жанной д’Арк
Он заложил фундамент казахстанской археологии
Незакрытая тюрьма. Как Тарас Шевченко провел семь лет в ссылке в Казахстане
Писатель из Англии чувствует себя казахстанцем
Изучение казахского омолаживает мозг
Спасатели приступили к мониторингу моренных озер
Активисты разъясняют предпринимателям, как правильно оформлять вывески, меню и прейскуранты на государственном языке
У лудомана жизнь – игра. Лечение зависимости требует индивидуального подхода
Максим Фадеев выпустит песню в память о Салтанат Нукеновой
Мегамост шагает через рукотворное море
Сирот и особенных детей учат азам будущей профессии
Более 200 человек эвакуировали из-за паводка в Атырауской области
Порядка двух миллиардов долларов привлекут в промышленность Шымкента
Законопроект по борьбе с наркопреступностью обсудили на заседании Общественной палаты при Мажилисе
Жители 60 аварийных домов в Астане переедут в новые квартиры в этом году
Сенаторы вернули в Мажилис закон о снижении закредитованности населения с рядом поправок
Международный день музеев отмечается в Казахстане
Олжасу Сулейменову – 88 лет!
Учащиеся лицея № 5 имени Панфилова стали членами Международного Панфиловского движения
Анастасия Куценко из Кокшетау утверждает: казахский язык не так сложен в изучении, как поначалу кажется
Одно громкое «доколе»?
Министр просвещения встретился с претендентами на «Алтын белгі»
Токаев провел телефонный разговор с Путиным
Боец из Узунколя Сергей Воропаев в фашистском плену не сломился
19 подростков задержаны полицией за участие в наркоторговле с начала года
Уроженка Кении завоевала лицензию на Олимпиаду для Казахстана
Люблю говорить на казахском, а еще больше – петь
Миграционное законодательство решает комплекс проблем
Александр Усик стал абсолютным чемпионом мира по боксу
У Ватикана есть процедура для проверки сообщений о сверхъестественном
Территорию, которую ныне занимает Восточный Казахстан, древние греки называли Четвертым углом Ойкумены
Отмена утильсбора подорвет долгосрочное развитие экономики Казахстана – Шарлапаев
Президент назначил акима Мангистауской области
Казахстан заинтересован в поставках во Вьетнам высококачественной сельхозпродукции
Вопросы энергодефицита откладывать нельзя
Представители комиссии «Игр будущего» посетили нашу страну
Какой приговор могут вынести Бишимбаеву присяжные, рассказала адвокат
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Тест на прочность: держаться вместе!
Их свадьбу родня вспоминает до сих пор
Пик паводка в Атырауской области ожидают в ближайшие дни
В Косшы открыли первый государственный спортобъект
Против танка ходил он с карабином и саблей
Меньше месяца не дожил до Дня Победы Владимир Колесниченко
Военнослужащие устроили «парад Победы» для фронтовика
Подвигу казахстанцев посвящается...
О солдате, который уничтожил четыре танка на Курской дуге
Ветеранам – везде почет
Штурмовики идут в бой с пехотой
Почти 400 фильмов создали в Казахстане за прошлый год
Успех летчика куется на земле
Новобранцы Капшагайской десантно-штурмовой бригады приняли присягу
Текущую ситуацию на рынке ГСМ обсудили в правительстве
Ребенок получил пулевое ранение в Алматинской области
Думе предложили запретить в России организацию обращения криптовалют
Депутаты Казахстана и СУАР обсудили вопросы межрегиональной торговли

Читайте также

Сольный концерт ансамбля «Гүлдер» пройдет в Астане
Палитра цвета и настроений
Международная цирковая программа покоряет сердца зрителей р…
Гамма формы, мелодия цвета

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]