Не факт, что средоточие главных рычагов власти у одного человека является гарантией эффективного развития того или иного государства. Главное – в чьих они руках. Счастье, что в тот, пожалуй, самый принципиальный момент истории рычаги управления Казахстаном оказались у Нурсултана Назарбаева. История поставила свою оценку: Казахстан и сегодня для многих и многих стран является образцом созидательного единства нации, служит примером устойчивого и динамичного движения государства в завтрашний день.
Сильная президентская власть Нурсултана Назарбаева сделала сильным Казахстан. Нурсултан Абишевич точно настроил механизмы саморазвития государства и общества. Добавлю: механизмы демократического саморазвития, которые на данном этапе уже не требуют «ручного», излишне централизованного управления. Поэтому инициированный Лидером нации процесс перераспределения властных полномочий абсолютно отвечает и логике времени, и высшим демократическим принципам, поскольку вынесен на всенародное обсуждение.
Придать больше самостоятельности законодательной, исполнительной и судебной ветвям власти – это значит укрепить их организационно и функционально, в то же самое время повысив степень их ответственности перед обществом. Возьмем, например, нормы, планируемые для внесения в Конституцию РК, которые касаются полномочий Мажилиса Парламента. Предлагается структуру и состав Правительства представлять Президенту Премьер-министром после консультаций с нижней палатой Парламента. Еще одно предложение: Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Мажилисом Парламента РК.
Эти нормы, с одной стороны, предполагают расширение полномочий Мажилиса. С другой – увеличение его ответственности за назначенных членов Правительства, их эффективную деятельность. Отсюда вытекают три важных момента. Первый – депутаты Мажилиса, осознавая эту высокую ответственность, должны будут самым тщательным образом рассматривать вносимые Премьер-министром для обсуждения кандидатуры, их соответствие высокому статусу государственного служащего. Второй – системный и действенный контроль за деятельностью членов Правительства со стороны депутатов Мажилиса потребуется поднять на качественно новый уровень. Третий – вышеназванные нормы прямо предполагают усиление взаимодействия Мажилиса и Правительства, что обязательно даст позитивный эффект в их законодательной и исполнительной деятельности.
Президент Республики Казахстан – Лидер нации Нурсултан Назарбаев траекторию движения государства прочертил дальше. Траекторию казахстанского успеха. От вчерашних вершин к завтрашним.