Подарить дорогу ввысь

2333
Жанат Сисекенова, Актобе

Курсант ВИСВО мечтает стать инструктором полетов.

фото автора

Июнь – время экзаменационных полетов выпускников Военного института Сил воздушной обороны имени дважды Героя Советского Сою­за Талгата Бегельдинова. Среди тех, кто проходит серьезное испытание, – курсант Улан Кенесбаев. Прибыв на аэродром Хлебодаровка учебно-авиационного центра, вместе с ним взлетаем в небо на вертолете Ми-8.

В кабине рядом с ним инструктор – старший летчик – инспектор, начальник отдела безопасности полетов ВИСВО подполковник Валерий Капарулин. В ходе получасового полета на высоте от 300 до 1 200 м он оценивает умение соблюдать заданные парамет­ры по удержанию высоты, скорости, крену и так далее.

Сторонний пассажир не замечает все эти тонкости. Поначалу из салона следишь за тем, что делается в кабине пилота, но очень скоро переключаешь­ся на виды за окном. В какой-то момент дверь в кабину закрывается. Это значит – настала пора управлять воздушным судном только по приборам в режиме закрытых шторок. Имитация ситуации, когда вертолет залетает в зону облаков, но нужно выдержать указанный маршрут.

В положенное время начинаем приземляться. Внизу нас «приветствуют» пугала, специальные устройства для отпугивания птиц, установленные метеослужбой. Для этой же цели в округе каждые три минуты раздается залп из пушек, а также голоса животных, записанные на магнитофон. Иначе птицы могут залететь в двигатель и вывести из строя вертолет.

– В этом году выпускаются шесть пилотов, двое из них – граждане Таджикистана. Государство выделило достаточное количество вертолетов, топлива, а также инструкторов для качественной подготовки курсантов, будущих командиров экипажа. Но им придется наработать определенный опыт. Как минимум набрать 300 часов полета, – объяснил командир эскадрильи подполковник Багдат Омарбеков.

Обратив внимание на замечательные летные метеоусловия, он отметил, что каждый летчик раз в год обязан выполнить минимум два прыжка с парашютом с высоты 800 м для допус­ка к полетам. Так вырабатываются навыки покидания воздушного судна в экстремальной ситуации. Кстати, в этот день в свободном полете были курсанты младших курсов и инструкторы.

– Я горжусь выпускниками, но преж­де – инструкторами, которые вложили душу в своих подопечных. Имея военный стаж в 23 года, только сейчас понял, что обучение курсантов занимает много времени, требует большой отдачи. Они воспринимают каждое сказанное тобой слово буквально, на веру, потому нужно быть точным. Важен личный пример. Что требуешь от них, нужно выполнять в первую очередь самому. Обязательно следовать документам, регламентирующим действия пилота. Если инструктор либо командир отклонится от него, то курсанты воспримут это как должное, – подчеркивает меру ответственности командир эскадрильи.

Он выпускник Сызранского военно-авиационного института 2004 года, получивший распределение в боевую часть в Ушарале. Его окружению, далекому от «неба», непонятны постоян­ные тренировки, так необходимые ради навыков, чтобы в любой момент человек был готов лететь: спасти чью-то жизнь, защитить Родину. Днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях без устали летчики оттачивают каждое действие. В летной книжке расписаны все проверки. Летчика первого класса проверяют раз в год, второго класса – раз в восемь месяцев, третьего класса – раз в полгода, а курсанта – каждые три месяца.

И пока идет разбор завершенного только что полета, удается переговорить с еще одним нынешним выпускником. Али Орынбаев не скрывает радости за успешный полет однокурсника, завершившего последнюю курсантскую практику.

– Весь багаж знаний, которые получили в стенах военного института, мы увезем в авиационные части, где будем летать как летчики-штурманы и командиры экипажа. На протяжении трех лет проходили летную практику на аэродроме Хлебодаровка, здесь с первого курса получали навыки пилотирования, воздушной навигации. Учились летать, осваивали авиационную технику. Пользуясь случаем, хотел бы выразить благодарность командованию военного института и авиационной эскадрильи на вертолетах, – говорит от имени товарищей Али.

После полетов наступает восьмой семестр. За ним последуют государственные экзамены по четырем дисциплинам: аэродинамика и динамика полетов вертолета, комплексный экзамен по конструкции воздушного судна и его силовой установки, физическая подготовка и тактика военно-воздушных сил. В какую авиационную часть направится, Али узнает в день выпуска, когда вскроет заветный конверт. Это случится 30 сентября.

Али – актюбинец. С детства он наблюдал, как летают самолеты, вертолеты. Стать летчиком решил после полетов с отцом. Тот окончил ВИСВО в 2001 году. Был старшим инженером по авиационному вооружению, сейчас на заслуженном отдыхе. Мама тоже военнослужащая. Сержант третьего класса, работает техником лаборатории кафедры технической эксплуатации радиоэлектронного оборудования.

– Годы учебы запомнятся прежде всего поступлением в институт, психологически привыкнуть к тому, что ты оказываешься в условиях постоян­ных ограничений, очень сложно. До этого ты был свободен, в любой
момент мог вырваться из дома, чтобы погулять с друзьями. Потому поначалу тяжело было приспособиться к новым обстоятельствам. Примерно полгода ушло на то, чтобы осознанно начать соблюдать определенную дисциплину. Со мной поступали 18 человек, на первом курсе из-за неуспеваемости отчислили троих, на втором курсе – шестерых, и на четвертом нас осталось шестеро, – делится выпускник.

Никогда не забудет он первый полет с инструктором – подполковником Талгатом Турганбаевым, ведь до 2020 года летал только как пассажир. Когда сел за управление и пошли на подъем, началась тряска.

– Для вертолета это нормальное явление, а осознание, что ты сам поднимаешь одиннадцатитонную машину в небо, дает невероятное ощущение. К тому же если об этом мечтал с детства! Поэтому процесс обучения не сос­тавил для меня особых сложностей. Сам хочу стать летчиком-инструктором, остаться в родном институте и учить летать других. Подарить кому-то дорогу в небо, – добавляет Али Орынбаев.

Пожелаем удачи будущим военным пилотам – защитникам неба нашей страны!

Популярное

Все
Урок на приусадебном участке
Злые языки страшнее пистолета
«Тот, кто песней степь восславил, нами не забыт...»
Пик паводка в Атырауской области ожидают в ближайшие дни
«Я – в Астане, он – в Екатеринбурге, встретились посередине…»
В Карагандинской области подрядчик приступил к завершающему этапу реконструкции трассы Караганда – Балхаш, которая длится уже пять лет
Детей растить и Родину защищать
Их свадьбу родня вспоминает до сих пор
Казахстан и Узбекистан: многовековые узы дружбы
Пожилым – забота, молодым – «плюшки»
Казахский обретает статус языка межнационального общения
В Актобе у цыган есть свой шаңырақ
В Таразе изучают государственный язык с помощью… песен
Освоить государственный язык под силу каждому – это демонстрируют активисты областного Дома дружбы
Важная задача АНК – формирование «правильных ценностей»
Выставка «Казахстан: гармония народа» проходит в Астане
Вырастил сына, посадил дерево
В честь Дня единства народа в Конаеве устроили легкоатлетический забег «Бірлік жарысы»
Сегодня в Мадриде состоится дуэль лучших теннисисток Казахстана
Президент поздравил казахстанцев с Днем единства народа Казахстана
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Бишимбаев планировал пристыдить Нукенову снятыми в ночь избиения видео
Проблемы водного хозяйства страны требуют комплексного решения
Пилот Air Astana в состоянии наркотического опьянения был задержан в аэропорту Алматы
«Твой сын что-то натворил» – ясновидящая предупредила мать Бишимбаева о трагедии
Тест на прочность: держаться вместе!
Сильная государственная власть обеспечила развитие страны
Волонтерство – элемент национального характера
100 новых домов начали строить в СКО для пострадавших от паводков граждан
Шестую с начала года нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Токаев: Чистота городов и сёл Казахстана должна стать образом жизни
Большая вода: принимаются меры для стабилизации цен в пострадавших регионах
Казахстанским компаниям стало проще выигрывать конкурсы закупок субъектов естественных монополий
Волонтеры тоже нуждаются в заботе
Казахстан и Великобритания подписали Соглашение о стратегическом партнерстве и сотрудничестве
Юные гости восхищаются пейзажами Алматинской области
Назначена дата прений по делу Бишимбаева
У границы фуры ходят хмуро
Полицейский спас жизнь ребенку
Иногда обивать пороги приходится за чужую ошибку, обернувшуюся коммунальной Санта-Барбарой
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева

Читайте также

Аллея СВМДА пополнилась новыми саженцами
Ассамблея эволюционирует вместе с обществом
Вдохновение черпаем друг в друге
Вырастил сына, посадил дерево

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]