Повышая рейтинги, укрепляя доверие STOP Коррупция 20 января 2021 г. 8:18 2812 Кадиша Ныгмет – Нурлан Ибрагимович, сегодня на фоне общественного запроса на коренные изменения в сфере противодействия коррупции иногда озвучивается мнение о том, что потенциал Антикоррупционной стратегии на 2015–2025 годы исчерпан. Предлагаются самые разные варианты, вплоть до принятия новой редакции. – Да, это так. Но, на наш взгляд, данный концептуальный документ не только не утратил своей актуальности, но и приобрел новую ценность в сегодняшнем тренде антикоррупционной политики. Антикоррупционная стратегия охватывает основные сферы жизнедеятельности государства и общества, предусматривает разработку и осуществление комплексных и последовательных мер, обеспечивая максимальное снижение коррупции на всех уровнях государственной власти и в частном секторе, формируя нетерпимое отношение граждан к этому социальному злу. При этом каждое направление более подробно раскрывается в планах мероприятий по ее реализации, которые формируются на три года с учетом мнения общественности, поручений Главы государства и текущей ситуации в антикоррупционной политике. Внешний мониторинг и оценку реализации стратегии осуществляет специальная мониторинговая группа. С момента создания в 2015 году она трансформировалась в реальный и в хорошем смысле «грозный» институт гражданского контроля, внесший ощутимую лепту в развитие открытости и подотчетности государственных органов как на республиканском, так и на местном уровне. В настоящее время агентством совместно с представителями общественности, государственными органами и организациями разработан проект очередного плана мероприятий на 2021–2023 годы по реализации Антикоррупционной стратегии. Плановый документ находится на стадии межведомственного согласования и включает в себя мероприятия, в первую очередь направленные на искоренение предпосылок коррупции в наиболее коррупциогенных сферах, а также дальнейшую имплементацию международных антикоррупционных стандартов ГРЕКО, ОЭСР, ФАТФ, Конвенции ООН против коррупции. Следует отметить, что в процессе актуализации находятся не только планы мероприятий, но и сама Антикоррупционная стратегия. Так, в 2020 году внесены изменения и дополнения в части формирования системы добропорядочности, расширения механизмов общественного контроля и партнерства государства и граждан в вопросах противодействия коррупции. – Какое место в системе борьбы с коррупцией занимает Национальный доклад о противодействии коррупции? – Доклад ежегодно формируется уполномоченным органом по противодействию коррупции и представляется Президенту Республики Казахстан, а после его одобрения размещается в открытом доступе. Это возможность показать широкому читателю структурированную информацию о степени эффективности антикоррупционной политики за прошедший год, вкладе всех субъектов противодействия коррупции в искоренение ее предпосылок и заложить векторы развития на предстоящий период. К примеру, в проекте доклада за 2020-й заложены результаты законотворческой антикоррупционной работы, направленной на дальнейшее внедрение признанных в мире рекомендаций ОЭСР, ГРЕКО, ООН. Напомню: в октябре 2020 года принят очередной важный пакет законодательных инициатив, предусматривающий полный запрет на принятие подарков госслужащими и членами их семей; распространение ответственности за коррупцию на отдельные категории работников квазигоссектора; введение института антикоррупционных комплаенс-служб, введение уголовной ответственности должностных лиц за провокацию преступления и другие новеллы. В конце прошлого года Главой государства подписан закон, направленный на дальнейшее повышение эффективности противодействия коррупции. Согласно введенным новеллам отныне применение условно-досрочного освобождения запрещено в отношении лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие коррупционные преступления. Исключение составляют случаи, когда преступление совершено лицами, относящимися к категории социально уязвимых граждан, и когда осужденные выполнили все условия процессуального соглашения о сотрудничестве. Ужесточено наказание за коррупцию и для сотрудников правоохранительных органов и судей. Более строгое наказание обусловлено их особыми полномочиями. Закон на порядок усиливает для них санкции и правовые последствия за совершение ряда коррупционных преступлений. Ужесточение ответственности коснулось также взяткодателей и посредников во взяточничестве. Также для госслужащих, депутатов Парламента и судей установлен запрет на открытие и владение счетами (вкладами) в иностранных банках, расположенных за пределами Республики Казахстан. Будет не лишним напомнить, что в 2020 году на законодательном уровне восстановлена антикоррупционная экспертиза проектов НПА, определен конкретный механизм ответственности руководителей госорганов и нацкомпаний за коррупцию среди подчиненных. Можно констатировать, что мы движемся в правильном направлении. Подтверждением тому является прорывной скачок в соответствующих международных рейтингах. По итогам 2019 года Казахстан в Индексе восприятия коррупции Transparency International набрал на 3 балла больше (с 31 до 34), повысив позицию в рейтинге на 11 пунктов (со 124-го на 113-е место), что сопоставимо с прогрессом за предыдущие семь лет. По данным Всемирного банка, Казахстан за последние два года по индикатору «Контроль коррупции» более чем в 2 раза улучшил процентильный ранг – с 19,7% до 43,8%. – Какая роль в подготовке Национального доклада о противодействии коррупции отводится представителям общественности? – Все позитивные изменения в антикоррупционной политике являются результатом общественного запроса, а мы, как координирующий орган, синтезируем гражданские инициативы в целях искоренения предпосылок коррупции и формирования культуры добропорядочности. Конечно, еще многое предстоит сделать, поэтому мы всегда открыты конструктивной критике со стороны граждан. В частности, в содержании Национального доклада находит место объективная оценка реализации Антикоррупционной стратегии, осуществляемая специальной мониторинговой группой. Также мы приветствуем активную вовлеченность международных общественных организаций в анализ эффективности антикоррупционных мер. Так, в 2018 году общественный фонд Transparency Kazakhstan опубликовал доклад о противодействии коррупции в Казахстане (взгляд гражданского общества). Для нас такой альтернативный взгляд очень полезен, мы всегда сверяем наш курс с мнением заинтересованных сторон.
21 сентября 2024 г. 14:30 Дело Мырзахметова: Антикор возвратил государству дополнительно 7 млрд тенге
21 сентября 2024 г. 14:00 Более 170 тонн картофеля без сертификатов пытались завезти в Казахстан из России
21 сентября 2024 г. 15:08 Глава государства поздравил казахстанцев со 100-летним юбилеем Бердибека Сокпакбаева
21 сентября 2024 г. 16:00 «Таза Қазақстан»: представители столичной интеллигенции приняли участие в экоакции
30 августа 2024 г. 2:30 Мастер из Семея продемонстрирует шедевры ремесленного искусства на Всемирных играх кочевников
29 августа 2024 г. 20:07 Мощный барьер будущим рискам монополизации власти – политолог о достижениях Конституции
28 августа 2024 г. 10:50 Распоряжение о созыве совместного заседания палат парламента подписал Кошанов
30 августа 2024 г. 3:00 В центре всех процессов – личность: Конституция Республики Казахстан – прочная основа защиты прав и свобод человека и гражданина
30 августа 2024 г. 2:00 Павлодарские артисты готовы удивить своим творчеством зрителей на Всемирных играх кочевников