​Право быть услышанным

1177

Подписанный Президентом страны Закон 

«О мирных собраниях» стал подтверждением успешной реализации концепции «слышащего государства».

Зарема Шаукенова, директор Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК

В своем Послании народу от 2 сентяб­ря 2019 года «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» Президент Касым-Жомарт Токаев поставил перед Правительством РК конкретную задачу по совершенствованию законодательства о митингах.

В частности, Глава государства отметил: «Согласно Конституции наши граждане обладают правом свободного волеизъявления. Если мирные акции не преследуют цель нарушения закона и покоя граж­дан, то нужно идти навстречу и в установленном законом порядке давать разрешения на их проведение, выделять для этого специальные места. Причем не на окраи­нах городов. Но любые призывы к неконституционным действиям, хулиганские акции будут пресекаться в рамках закона».

Гарантия свободы мирных собраний закреплена в статье 32 Конституции РК: «Граждане Рес­публики Казахстан вправе мирно и без оружия собираться, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Пользование этим правом может ограничиваться законом в интересах государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья, защиты прав и свобод других лиц».

Проведение подобных меро­прия­тий в РК до настоящего времени регулировалось специальным Законом РК от 17 марта 1995 года «О порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций в Республике Казахстан». Вместе с тем в последние годы в стране довольно активно поднимались вопросы о необходимости изменить данный документ, поскольку он устарел и уже не соответст­вует современным запросам общества.

По мнению экспертов, в действовавшем ранее законе устанавливался ряд неоправданных ограничений, местным исполнительным органам предоставлялись широкие полномочия произвольно толковать запросы и отказывать в проведении мирных собраний. Кроме того, специалисты отмечали: главный недостаток документа заключался в том, что в нем отсутствовало толкование понятий «собрание», «демонстрация», «шествие», «митинг», «пикет», а это поз­воляло как угодно трактовать то или иное скопление или акцию граждан.

Специалисты указывали также, что места, разрешенные для проведения собраний, местными исполнительными органами обычно выделялись на окраине населенного пункта, а это создавало неудобства для участников данных мероприятий, препятствовало должному освещению акций в СМИ.

Кроме того, отдаленность от центра города способствовала тому, что мероприятия оставались незамеченными для общественности и для тех, чье внимание хотели привлечь организаторы и участники, а это приводило к еще большему недовольству митингующих.

Закон не содержал разграничений между участниками и случайно оказавшимися на месте событий прохожими, а также наблюдателями (журналистами, правозащитниками и так далее) с точки зрения привлечения их к ответственнос­ти в случае незаконности акции.

В результате на практике в ряде случаев к ответственности привлекались журналисты и случайные наблюдатели. Также законодательство 1995 года не содержало положений, обязываю­щих государственные органы, прежде всего правоохранительные, содействовать гражданам в реализации их прав на мирные собрания и защищать участников.

В подготовке нового закона приняли участие гражданские активисты, эксперты, члены Национального совета общественного доверия. В Парламенте закон прошел несколько обсуждений. Сенат с поправками возвращал его на доработку в Мажилис. Таким образом все недостатки старого законодательства были подверг­нуты тщательному анализу и ревизии, были учтены новые реалии и запросы времени.

Подписанный Президентом закон стал подтверждением успешной реализации концепции «слышащего государства», так как с принятием данного документа расширяется канал коммуникации власти и общества.

Любая акция протеста – это сигнал для власти, способ получения обратной связи от активной части казахстанцев, выражаю­щей те или иные настроения в общест­ве, пуб­лично озвучивающей проблемные вопросы, запросы и чаяния определенных групп населения, а также отдельных граждан.

Новый Закон «О порядке организации и проведения мирных собраний в Казахстане», разработанный по прямому поручению Главы государства, означает либерализацию правового регулирования проведения публичных акций и будет способствовать формированию культуры митингов.


Прогрессивные преобразования

Подписанные Президентом поправки в Конституционный закон «О выборах» и Закон «О политических партиях» стали важной частью пакета реформ, которые кардинальным образом меняют политическую систему Казахстана в сторону либерализации и демократизации, отмечают казахстанские эксперты.

Адина Нурберген

– Изменения, внесенные в Закон «О политических партиях» и Конституционный закон «О выборах», безусловно, имеют большое значение для дальнейшего развития демократии в нашей стране, – считает декан Высшей школы права Astana International University Сауле Амандыкова. – Снижение порогового числа подписей для создания полит­объединения, которое сможет участвовать в выборах, с 40 тысяч до 20 тысяч – очень важный шаг. Сейчас в Парламенте у нас 3 партии, но, думаю, их число увеличится.

По мнению эксперта, изменения, внесенные в законодательство, будут способствовать усилению роли политических партий и росту их влияния на все процессы, происходящие в стране. В дальнейшем это приведет к повышению активности гражданского общества.

Кроме того, подписанные Президентом поправки создают важную предпосылку для повышения правовой и политичес­кой грамотности казахстанцев. Ведь теперь больше людей с активной гражданской позицией будет интересоваться тем, как создать политическую партию, какие для этого существуют процедуры, как в дальнейшем посредством политобъединения участвовать в принятии политических решений.

– Глава государства Касым-Жомарт Токаев говорил о том, что мы должны формировать слышащее государство. А услышать своих граждан государство может именно через такие институты гражданского общест­ва, как политические партии, через их участие в электоральном процессе, – отметила декан Высшей школы права AIU.

Еще один аспект, который затронули принятые поправки, – гендерная политика. Как отмечает Сауле Амандыкова, пока в Казахстане мало женщин, активно участвующих в принятии политических решений, их недостаточно в маслихатах и не так много в Парламенте. Внесенные же в законодательство изменения обязывают политические партии включать в свои электоральные списки не менее 30% молодежи до 29 лет и женщин.

По мнению экспертов, введение такой квоты станет мощным стимулом для молодого поколения и для женщин к активному участию в политической жизни страны.

Говоря о вовлечении женщин в принятие политических решений, считает Сауле Амандыкова, стоит обратить внимание на зарубежные страны, где были ранее введены подобные квоты. В этих государствах значительно выросло число женщин в местных представительных органах.

– У нас также есть большой, достаточно активный слой молодежи, многие студенты с первого курса стремятся развивать лидерские качества, участвовать в деятельности «Jas Otan», других молодежных организаций, – подчеркнула декан Высшей школы права AIU. – Видно, что они готовы брать на себя ответственность за будущее своей страны, за то, чтобы менять жизнь к лучшему. Молодежь у нас креативная, восприимчивая к инновационным идеям, и привлечение молодых людей в политику обернется большим прорывом во многих сферах. Они смотрят на мир под другим углом, нежели старшее поколение. Они видят мировые тренды, могут легко принять и применить новые подходы к решению тех или иных вопросов, генерируют прогрессивные идеи.

В свою очередь политолог Жанар Тулиндинова обратила внимание на то, что подписанные Президентом поправки в законы «О выборах» и «О политических партиях», предусматривающие 30-процентную квоту в партийных списках для женщин и молодых людей до 29 лет, являются важной частью пакета политических реформ, иниции­рованных Главой государства на площадке Национального совета общественного доверия.

– Нужно отметить, что подобные нормы уже закреплены в законодательстве других центральноазиатских стран, – сказала Жанар Тулиндинова. – Например, в Кыргызстане в Конституционном законе «О выборах» закреплена норма, согласно которой в списках политических партий должно быть не более 70% кандидатов одного пола (чаще всего это требование интерпретируется как 30-процентная женская квота) и не менее 15% кандидатов не старше 35 лет.

Аналогичная норма, по словам политолога, закреплена в принятом в 2019 году Избирательном кодексе Республики Узбекистан. В этой стране дейст­вует 30-процентная квота для женщин от общего числа кандидатов, выдвигаемых от политической партии. При этом на прошедших в декабре 2019-го – январе 2020 года парламентских выборах в Узбекистане партии даже превысили этот показатель – зарегистрированных кандидаток было свыше 40% от общего числа.

В итоге в составе Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан 48 женщин и 102 мужчины. В прежнем составе нижней палаты узбекского Парламента было 24 женщины и 126 мужчин.

– Процесс устойчивого роста женского представительства в выборных органах мы наблюдаем сегодня в Казахстане, – считает эксперт. – К примеру, в Мажилисе Парламента 27 женщин-депутатов – это четверть депутатского корпуса. Однако на уровне маслихатов гендерный баланс обеспечивается не в должной мере: из 3 335 мест в местных представительных органах только 740 занимают женщины.

В части вовлечения в политическую жизнь молодежи у нас тоже пока нет впечатляющих результатов. В маслихатах молодых людей до 29 лет всего 53 человека на всю страну. Однако ситуация меняется, партия «Nur Otan» заявила о намерении обеспечить 20-процентное представительство молодежи в маслихатах. Проек­том, направленным на продвижение талантливой молодежи на управленческие должности, является также Президентский молодежный кадровый резерв, в который вошли 300 человек в возрасте до 35 лет.

– Вопрос введения квот для женщин и молодежи в выборных и исполнительных органах достаточно дискуссионный в политологии, – отметила Жанар Тулиндинова. – Однако нельзя отрицать того, что для реализации концепции «слышащего государства», для построения подлинно инклюзивного общества необходимо широкое и разнообразное представительство в законодательных и других органах власти, в том числе с учетом гендерного баланса и участия молодежи в политической жизни. Это позволит обеспечить альтернативный взгляд, новые подходы в законодательной сфере, подсветит проблематику, актуальную для женщин и молодежи.


Курсом реформ

Казахстан демонстрирует прогресс в системе общественно-политических отношений.

Жанна Каримова, руководитель отдела социально-экономических исследований КИСИ при Президенте РК

В предвыборной программе Касым-Жомарт Токаев четко обозначил ключевые принципы своей управленческой политики – это «Преемственность. Справедливость. Прогресс». Именно они служат фундаментом реализуемого Главой государства курса реформ в политической и социально-экономической сферах.

Решая вопросы дальнейшего экономического развития, актуальность которых сложно переоценить в условиях пандемии коронавируса с ее негативными последствиями для национальных экономик всего мира, Глава государства подчеркивает важность синергии данных процессов с модернизацией общественно-политической жизни. При этом ключевое значение приобретает совершенствование законодательства.

Одним из значимых событий в данной сфере стало подписание вчера Президентом страны Конституционного закона «О внесении дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О выборах в Респуб­лике Казахстан» и Закон РК «О политических партиях». Это серьезный шаг в области реформирования действующей политической системы.

В целях развития партийного плюрализма, формирования института оппозиции и снижения административных барьеров при регистрации политических партий законы предусматривают снижение требований по количеству участников с 40 тыс. до 20 тыс. человек. Кроме того, предусматривается обязательная квота в 30% для женщин и молодежи в избирательных партийных списках, что позволит расширить участие данных категорий граждан в процессе принятия политических решений.

Представленность молодых в законодательном и местном представительном органах власти является важным показателем активной вовлеченности молодежи в процесс принятия решений и ее включенности в систему государственного управления.

В Национальном докладе о молодежи Казахстана за 2018 год отмечается тренд на снижение представленности депутатов в возрасте до 29 лет в областных маслихатах и маслихатах городов республиканского значения. Так, если в 2017-м общее число молодых депутатов по Казах­стану составляло 122 человека, то по итогам первого полугодия 2018-го данная цифра сократилась до 96.

Что касается показателей политического участия женщин, то доля мест, занимаемых женщинами в Парламенте РК, составляет 21,7% (Мажилис – 25,9%, 27 мест из 104; Сенат – 12,5%, 6 мест из 48). На уровне маслихатов доля женщин составляет 22,19% (областные – 15,72%, городские – 22,82%, районные – 23,7%).

В целом политика квотирования является достаточно широко распространенной международной практикой. Специальные партийные квоты применяются в странах Европы и наиболее распространены в Германии, Норвегии, Франции и Бельгии, где данные нормы закреплены законодательно. Вместе с тем следует отметить, что полемика вокруг политики квотирования как механизма «позитивной дискриминации» сохраняется и сегодня.

При этом нужно понимать: с учетом невысоких показателей представленности молодежи и женщин в процессе принятия политических решений введение квоты в 30% в нашей стране поз­волит стимулировать их участие в общественно-политических процессах.

Предусмотренные в законах меры в совокупности направлены на переформатирование общественно-политического пространства, повышение конкуренции в партийном поле, придание более инклюзивного, сбалансированного характера выборным органам.

Вчера Главой государства был подписан еще один долгожданный и важный Закон – «О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан», который будет способствовать формированию новой культуры митингов и соз­даст основы для проявления гражданской активности казахстанцев без ущерба для общественного порядка.

Важно отметить, что новым законом уточнен понятийный аппарат, регламентированы основные понятия. Это позволит не допустить разночтения в толковании его норм. К слову, в ранее действовавшем Законе «О порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций в Республике Казахстан» 1995 года понятийный аппарат вообще отсутствовал.

Кроме того, если предыдущий закон предписывал разрешительный характер организации и проведения мирных собраний, то новый предусматривает уведомительную систему при организации и проведении пикетов, собраний, митингов и заявительную – в случае организации демонстраций, шествий.

В подписанном вчера законе закреплен исчерпывающий круг прав и обязанностей организатора и участника мирных собраний. Их проведение в отсутствие организатора или представителя организатора не допускается.

В целом принятие закона стало одним из ключевых пунктов в пакете политических реформ, инициированных на площадке Национального совета общественного доверия и поддержанных Президентом страны.

Популярное

Все
Гендерное равенство должно быть системным
В Приаралье приступили к выпуску зеркал
Познавать эпоху через творчество
Посеяли хлопок, вырастили… кластер
«Әділет мектебі»: правовая культура начинается в школе
Патриотизм берет свое начало с родного очага
Европейский вектор
Соревновались юные спасатели
Образ жизни – участие в экспедициях
Капля речку сбережет
В учебном центре Погранслужбы прошел день открытых дверей
В стране растет производство мяса
Жилищная сфера: необходимо совершенствование законодательства
Более 1 300 поездов прошли по вторым путям Достык – Мойынты
Армия усиливает подготовку допризывников
Большая трансформация требует большой ответственности
«Жас сарбаз» объединяет сотни тысяч ребят
Ждем побед нашей сборной
Ахмади уже в полуфинале
Исход дела решают детали
В армию со своей гитарой: история талантливого солдата
«Райская птица» зацвела в Северном Казахстане
Ключевой ориентир – человекоцентричность
О погоде в Казахстане на 2-4 декабря сообщили синоптики
Вооружённые Силы РК приведут в высшую степень боеготовности в связи с началом нового учебного года
В ВКО фотоловушки сняли галерею «портретов» обитателей тайги
Завершена реконструкция автодороги Кызылорда – Жезказган
О погоде в Казахстане на ближайшие три дня сообщили синоптики
214 млрд тенге выделят в ближайшие три года на субсидирование внедрения водосберегающих технологий в АПК
Партию «запрещёнки» пытались доставить в уральскую колонию
Различают только по погонам
В Алматинской области найдена галерея петроглифов
Каменные идолы острова Пасхи оказались результатом соперничества независимых общин
В основе успеха – кооперация науки и производства
Атака на КТК наносит ущерб двусторонним отношениям Казахстана и Украины – МИД РК
Отважного школьника наградили за поимку автоугонщика
Стартовал отбор в элиту Нацгвардии
Инструмент противодействия манипуляциям и фейкам
Актюбинская школьница победила в республиканском конкурсе по профилактике мошенничества
Правила аттестации педагогов будут пересмотрены
Началось строительство сталелитейного завода
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
Ошибка, которую нужно исправить: мажилисмен о запрете самосвалов на автодорогах
Из казармы в кампус
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
Политика здравого смысла
Все строго по правилам
Кайрат» продолжает удивлять Европу и нас
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
Мегапроект Саудовской Аравии «Зеркальная линия» – на грани провала
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
Зима будет теплой
Школьники из Семея изготовили EcoBox из пластиковых крышек
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Режут провода, портят светильники: Шымкент страдает от вандалов
Уверенный рост экономики Приаралья
Метель, туман, гололед: 20-градусные морозы надвигаются на Казахстан
По следам Великого шелкового пути: как провести отпуск в Узбекистане

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]