
– Архаичный вид тюркского духового инструмента желбуаз указывает на его древнее происхождение, – считает научный сотрудник музея Абзал Сулейменов. – Изготавливали его из цельной кожи козы или овцы, а затем к мехам крепили 2 или более звуковых трубочек. Для удобства переноски крепили еще кожаный ремень. Общая длина инструмента примерно от 60 до 70 сантиметров, ширина – 32–35.
Родственные желбуазу инструменты встречаются у многих народов. Например, болгары, эстонцы, русские называют его волынкой. Белорусы, поляки, украинцы – дуду. Но слово «дуду», как утверждает Абзал, нет в лексиконе этих народов, так как оно не славянского, а тюркского происхождения. С тюркского и монгольского «дуду» переводится как «песня, мелодия».
Абзал Сулейменов сообщил, что о духовом инструменте тюрков в виде кожаного бурдюка, а звуками похожем на флейту писал еще аль-Фараби и называл его кипчаком. Китайский путешественник Вэнь Сунь, побывав у тюрков на побережье Орхона, в своих записках, которые датируются
VII–VIII веками, также упоминал о желбуазе. Благодаря Вэнь Сунь мы знаем, что «на похоронах тюрки поют траурные песни и плачут, царапая лицо. В это время человек верхом на коне играет на инструменте, состоящем из кожаного мешка с двумя привязанными к нему трубками. От звука этого инструмента становится еще грустнее».
Много позже историк-архивист Павел Юдин (1864–1928) в этнографическом исследовании «Киргизы (казахи)» приводил аналогичные сведения о желбуазе как музыкальном инструменте, где «две короткие тростниковые трубочки вставляют в надутое брюхо» и звучание которого похоже на волынку. Павел Львович, однако, не добавил, что история тюркского инструмента древнее европейской волынки, поэтому волынка воспроизводит звук трубочек, «вставленных в надутое брюхо».
– Одни исследователи писали, что внешний вид желбуаза похож на округлый плод растения, другие – на обезглавленную козу и кожаный бурдюк, – рассказал Абзал Сулейменов. – Можно предположить, что инструмент делали разных форм. Казахи также в зависимости от внешнего вида желбуаз называли желкобызом, мескобызом или желсазом. Желбуаз нередко использовали как траурный инструмент для оплакивания, в древности его называли кипчаком. Хотя ни в одном источнике не говорится, что на нем играли только кипчаки.
Подхаланский дуду Музею им. Ыхласа подарил председатель Музыкального музея города Познаня (Польша), музыковед Януш Яскульский. Он активно занимался пропагандой казахских музыкальных инструментов в Польше. Поддерживал тесную связь с казахским музеем, а в 1998 году подарил польскую волынку с пожеланием, чтобы казахстанцы ознакомились с историей польской музыки.
Подхаланский дуду, а также его изготовление и игра на нем внесены в Список национального нематериального наследия Польши. Этот вид волынки является единственным из народных польских инструментов, имеющим четырехголосное звучание.
Похожий на желбуаз инструмент и ныне звучит в некоторых европейских оркестрах.
В Казахстане о предке волынки забыли. Лишь недолгое время, в период руководства Нургисы Тлендиева, желбуаз был в составе оркестра «Отырар сазы». Возможно, причиной тому – отсутствие музыкантов, умеющих играть на желбуазе, или мастеров-изготовителей?
И еще немного истории. Духовой инструмент тюрков в виде бурдюка из меха был известен во времена Древнего Рима. В средние века инструмент мигрировал из Азии в Европу, но его расцвет состоялся через несколько веков. И тогда желбуаз-волынки стали популярны и при королевских дворах, и в военных оркестрах.