Казахстан – страна с высоким ресурсным потенциалом, позволяющим обеспечить гражданам высокий уровень жизни. Но одних ресурсов недостаточно – необходимо уметь ими грамотно распоряжаться.
А в вопросах государственного управления у нас, увы, еще масса проблем.
Монетарные факторы нестабильности
В ходе выступления в Мажилисе Парламента Президент Касым-Жомарт Токаев озвучил немало справедливых нареканий в адрес исполнительной власти, отметив, что у представителей властных структур сформировалось искаженное представление о жизни людей, их чаяниях и запросах. Обострилась проблема социального неравенства в обществе, которая усугубляется из года в год.
– Средние показатели доходов населения растут с успехом только на бумаге. Однако за этими цифрами скрывается сильное имущественное расслоение в обществе. Многие насущные проблемы граждан не решены, – заявил Глава государства, определяя важнейшее поле деятельности для исполнительной власти.
В контексте неотложных мер новому Правительству предстоит приложить максимум усилий для решения ключевой задачи – обеспечения благополучия и качества жизни казахстанских граждан. Но для этого чиновникам, как региональным, так и высшим, очевидно, следует научиться называть вещи своими именами, не скрывая за противоречивыми цифрами отчетов реальное положение дел в социально-экономической сфере. Ведь, что ни говорите, а у нас в стране по-прежнему имеют место и высокий уровень безработицы, особенно среди молодежи, и низкие доходы населения, съедаемые перманентно инфляцией.
Согласно данным, приведенным депутатами Парламента, в 2020 году доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, составила 5,7%, увеличившись на 1,4% по сравнению с 2019-м. Разница в уровне расходов на продовольственные товары между 10% наименее и наиболее обеспеченных казахстанцев составляет 5 раз, на непродовольственные товары – 6,6 раза, на платные услуги – 5,6 раза.
По мнению экспертов, несовершенство госуправления обнаруживается невооруженным глазом в той же системе государственных расходов, когда госорганы стремятся переложить значительную их часть на плечи налогоплательщиков.
– Годами Правительство воспроизводит мифологемы: якобы увеличение заработных плат и доходов населения провоцирует инфляцию и рост цен. А денег на покрытие таких издержек в бюджете нет. В итоге зарплаты, пенсии и пособия почти не увеличиваются, население беднеет, а цены, тарифы и инфляция, наоборот, растут с завидным постоянством. И это мы видим по ценникам в магазинах и на рынках, в квитанциях на квартплату, – отмечают депутаты.
Глава государства Касым-Жомарт Токаев выделил фактор высокой инфляции в стране в числе ключевых проблем экономики, снижающих эффективность социально-экономической политики государства. По его мнению, пришло время поставить точку в этом вопросе, стабилизировать цены и инфляционные ожидания населения.
По данным Нацбанка РК, в 2021 году почти 50% вклада в инфляцию внесла ситуация, связанная с ростом цен на продовольствие. Если учесть тот факт, что казахстанцы тратят на продукты питания ежемесячно около 55% своего бюджета, то и немудрено – с перманентным удорожанием продовольственных товаров увеличиваются и денежные затраты потребителей на их покупку. При этом из-за низкой покупательской способности тенге далеко не все граждане в стране способны удовлетворять свои потребности в качественных товарах и услугах.
По мнению экспертов, если падает курс национальной валюты и данный эффект затем переносится на внутренние цены, то в рост идет прежде всего импорт. Следом, как по цепной реакции, дорожают отечественные товары, поскольку местные производители начинают подтягивать цены на них, ориентируясь на импортные аналоги.
Поэтому цены отечественных производителей порой растут быстрее, чем Правительство успевает принять какие-либо меры стабилизации. Как правило, это делается с большим опозданием, постфактум.
Между тем инфляция — это отчасти следствие проводимой денежно-кредитной политики, которая заключается в сжатии денежной массы. Финансисты нередко уверяют: мол, это необходимо для борьбы с инфляцией. Но подобная операция делает деньги дорогими и менее доступными для бизнеса, приводит к росту затрат товаропроизводителей на обслуживание кредитного долга, выдаваемого частными банками под ростовщические проценты.
Эти проценты затем включаются предприятиями в себестоимость производимой продукции. Поэтому, как считают эксперты, монетарная политика также является одним из факторов ценовой нестабильности рынков товаров и услуг. И здесь также важны грамотные действия госуправленцев.
По мнению депутатов, стабильное функционирование продовольственного рынка и недопущение необоснованного роста цен на продукты так или иначе курирует беспрецедентное число ведомств – от министерств торговли, сельского хозяйства, агентства по защите конкуренции до всевозможных управлений местных органов власти. При этом результативность их общей деятельности зачастую весьма низка.
– С целью повышения благосостояния казахстанцев мы неоднократно поднимали зарплаты и пенсии, но каждый раз сталкиваемся с неконтролируемым ростом цен, – отметил Глава государства в своем выступлении в Парламенте.
Правительству совместно с Национальным банком и палатой «Атамекен» предстоит разработать комплекс мер по контролю инфляции, который должен включать в себя кардинальные шаги по снижению импортозависимости внутреннего рынка и избыточного посредничества, а также более конструктивные инструменты денежно-кредитной политики.
Между тем, как доложил на заседании Правительства глава Нацбанка Ерболат Досаев, с
целью поддержания ликвидности банковской системы операции по предоставлению тенговой ликвидности через операции репо на Казахстанской фондовой бирже проводятся в неограниченном объеме. Для недопущения спекулятивного давления на тенге НБ обеспечит баланс на валютном рынке, в том числе путем проведения валютных интервенций.
Успешная реализация вышеуказанных мер должна обеспечить восстановление доверия к национальной валюте со стороны внутренних и внешних участников рынка. Наряду с этим приняты меры противодействия необоснованному выводу капитала за пределы страны.
В фокусе внимания
Среди задач, поставленных Главой государства перед Правительством, не менее важными являются вопросы преодоления проблемы диспропорции в социально-экономическом развитии между регионами. По мнению Президента, эти различия создают предпосылки для социального дискомфорта, роста миграционных настроений, обострения проблемы занятости на местах, в том числе в западных и южных регионах страны, где высока рождаемость, а экономика не поспевает с созданием рабочих мест.
– Поэтому системная индустриализация, содействие малому и среднему бизнесу, развитие сферы услуг в этих областях являются не региональным, а национальным приоритетом, – подчеркнул Касым-Жомарт Токаев.
По словам главы МНЭ РК Алибека Куантырова, для формирования программы роста доходов населения их ведомством будут проработаны все вопросы, касающиеся сдерживания инфляции, обеспечения занятости на местах, повышения уровня оплаты труда отдельных категорий граждан... В целях снижения административной нагрузки на бизнес в рамках реализации Закона РК по вопросам внедрения новой регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности предстоит пересмотреть весь массив государственного регулирования.
– Для дальнейшего реформирования межбюджетных отношений аналогично механизму передачи поступлений КПН от МСБ с 2023 года планируется передача отдельных видов налоговых поступлений на местный уровень. Также предлагается минимизировать встречные финансовые потоки между центром и регионами, – отметил глава Минэкономики.
В свою очередь в Министерстве труда и соцзащиты населения ведется разработка проекта Социального кодекса, который планируется внести на рассмотрение Мажилиса Парламента в декабре 2022 года. Принятие этого документа позволит создать единый источник знаний граждан о социальных правах и обязанностях, а также закрепить обязательства и ответственность государства, работодателей и работников в социальной сфере.
Предполагается, что принятие Социального кодекса улучшит понимание населением проводимой государством справедливой социальной политики и будет способствовать повышению уровня жизни казахстанских граждан.
В сфере роста доходов населения предусматривается внедрение Системы раннего обнаружения социально уязвимых слоев населения и молодежи NEET для адресного оказания индивидуальных мер поддержки: помощи в выборе профессии, обучении и трудоустройстве. С помощью информационных систем планируется контролировать создание рабочих мест и трудоустройство в нацпроектах, реализуемых на местах.
Приоритеты при трудоустройстве будут отдаваться преимущественно молодежи, особенно категории NEET.
– Кроме того, совместно с НПП «Атамекен» вырабатывается комплекс мер по развитию сельского предпринимательства, которые будут включать в себя формирование мастер-планов сел, обучение предпринимательству, льготные кредиты и гранты с обеспечением гарантирования закупа продукции и услуг, – сообщил глава социального ведомства Серик Шапкенов.
Он также отметил, что по поручению Главы государства гранты представителям регионов на развитие собственного дела будут увеличены с 200 до 400 МРП (с 612,6 тыс. до 1,2 млн тенге). Кроме того, намечено принять комплекс мер по усилению адресности и оценки бизнес-проектов, претендующих на финансирование.
По мнению экспертов, исключить проблему безработицы из специфики современной жизни, сотрясаемой бесконечными кризисами и глобальными рыночными переменными, практически невозможно. Предприятия открываются и закрываются. В турбулентные периоды целые отрасли вынуждены сбавлять обороты производства и высвобождать избыточные трудовые ресурсы.
В целом категорий безработных, как и причин их возникновения, множество, но всех объединяет одно – оторванность от сферы активной экономической деятельности, удрученность и неопределенность положения.
В казахстанской практике в целях недопущения роста безработицы принимаются всевозможные меры по регулированию рынка труда, снижению безработицы и обеспечению максимальной занятости на местах. Но этих мер, как видно сегодня, уже недостаточно для реального роста благосостояния казахстанцев.
Несомненно, высокий уровень занятости населения означает эффективность социально-экономической политики государства. И если в отраслях экономики создаются реальные рабочие места, растут профессионализм и благосостояние трудовых коллективов, оперирующих новыми технологиями и компетенциями, то такая экономика явно ориентирована на увеличение общественного продукта и удовлетворение материальных потребностей населения. В этой ситуации контрасты социального мира, очевидно, были бы менее резкими, чем сегодня, когда программные ориентиры сырьевой экономики устремлены к «журавлиным небесам», а на земле работать некому и негде.