Профессионализм, ответственность, добропорядочность – качества эффективного госслужащего

2074
Подготовила Юлия Магер

В Послании народу Касым-Жомарт Токаев отдельно выделил необходимость повышения компетенций госслужащих. Именно эту задачу решает Академия государственного управления при Президенте РК. О том, как развивалась данная структура, как менялись подходы к обучению госслужащих, как внедряется в культуру госуправления концепция «Адал азамат», нам рассказал ректор академии Ерлан Абил.

коллаж Павла Цедилина

– Ерлан Куанышулы, в этом году Академии государственного управления исполняется 30 лет. Как проходило ее становление и развитие?

– История становления и развития академии неразрывно связана с историей нашего государства. Она тесно переплетена с этапами социально-экономического и общественно-политичес­кого развития Казахстана.

В начальный период становления молодая республика остро нуждалась в кадрах, способных проводить политику государства по переходу с плановой на рыночную экономику. Требовались госслужащие с новыми компетенциями и знаниями. Для решения этой задачи 29 августа 1994 года Постановлением Президента РК была создана Национальная высшая школа государственного управления, которой организационно-методическую помощь оказывала французская Школа национального управления (École nationale d’Administration).

Одним из долгосрочных приоритетов Стратегии «Казахстан-2030» было определено строительство «профессионального государства, ограниченного до основных функций». Для этого предполагалось соз­дать компактное и профессиональное правительство, улучшить систему найма, подготовки и продвижения кадров. С этой целью в 1998 году были образованы Агентство РК по делам госслужбы и Академия государственной службы при Президенте РК путем слияния НВШГУ и Института переподготовки и повышения квалификации госслужащих при Правительстве.

Процесс становления академии начался с разработки новых учебных прог­рамм, пересмотра учебного процесса и переезда в новую столицу. Агентством в эти годы был принят ряд нормативно-правовых актов, направленных на совершенствование системы обучения госслужащих как в самой академии, так и в региональных центрах переподготовки и повышения квалификации.

В мае 2005 года в целях создания единой учебной, научной и организационно-методической базы для подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров госорганов в результате реорганизации Академии государственной службы, Судебной академии при Верховном суде РК и Дипломатической академии ЕНУ им. Л. Гумилева была создана Академия государственного управления при Президенте Рес­публики Казахстан. Это стало закономерным шагом, продиктованным необходимостью усиления кадрового потенциала исполнительной и судебной ветвей власти.

Являясь подведомственной организацией Агентства РК по делам государственной службы, академия вносит посильный вклад в повышение человеческого капитала в государственном аппарате. АГУ предлагает более 100 курсов повышения квалификации по компетенциям, отраженным в Типовых квалификационных требованиях. Мы реализуем восемь магистерских и три докторские образовательные прог­раммы.

– Какой вклад внесла академия в становление профессионального государственного аппарата в Казахстане?

– Сегодня академия является неотъем­лемым элементом системы государственного управления.

За 30 лет она подготовила более трех тысяч магистров и докторов в области государственного управления, политики, международных отношений и экономики. Ежегодно около 20 тысяч госслужащих проходят курсы и семинары, направленные на повышение профессиональных и личностных компетенций.

Специализированные курсы переподготовки проходят лица, принятые на государственную службу и впервые назначенные на руководящие должнос­ти. Осуществляется обучение и политических служащих по специальной программе «Руководитель новой формации», удовлетворяем запрос государственных органов по организации корпоративного обучения.

Помимо образовательных услуг академия вовлечена в реализацию проектов агентства по поиску и привлечению талантов на государственную службу – это Президентский молодежный кадровый резерв и Региональный кадровый резерв. 36 наших выпускников вошли в Президентский и 33 – в региональный резерв.

Выпускники АГУ занимают ключевые политические и административные долж­ности в различных структурах госаппарата. Это отчасти стало возможным благодаря внесению соответствующей нормы в Закон РК «О государственной службе», которая позволяет выпускникам академии, завершившим обучение в рамках государственного заказа с результатом обучения не ниже В+, занимать административные должности корпуса «Б» без проведения конкурса. В этом году именно таким образом на ответственные должности были назначены 23 наших выпускника.

Начиная с 2018 года мы сформировали сеть филиалов, которые находятся в областных центрах и двух городах республиканского значения. Учитывая специфику каждого региона, они могут адаптировать образовательные программы под запросы местных исполнительных органов.

Взаимодействие филиалов с местными сообществами и органами исполнительной власти позволяет проводить специализированные тренинги и семинары по актуальным вопросам региона.

Введение прямых выборов акимов в июле 2021 года стало значимым шагом в укреплении местного самоуправления и повышении демократизации общества. В Послании Президент Касым-Жомарт Токаев отметил важность перехода на новую систему проведения выборов акимов районов и городов областного значения. В связи с этим подготовка избранных акимов к эффективному исполнению их обязанностей приобретает ключевое значение.

Академия разработала специализированную образовательную программу, в которой, в частности, освещаются вопросы бюджетирования и налогового администрирования, управления жилищно-коммунальным хозяйством. Большое внимание уделяется также коммуникациям и работе с населением, реализации идеологической политики, современным трендам устойчивого регионального развития.

– Можно сказать, что практичес­ки каждый госслужащий в Казах­стане так или иначе прошел через академию?

– Да, можно сказать и так. Согласно Закону РК «О государственной службе», госслужащие обязаны не реже одного раза в три года повышать квалификацию.

В современном мире государственный служащий должен постоянно стремиться к получению новых знаний, совершенствовать навыки и заниматься саморазвитием. Внедрение дистанционных программ обу­чения и цифровых образовательных платформ сделало образовательный процесс более гибким и доступным для госслужащих. Академией также запущен телеграм-канал Lifelong Learning APA kz, предоставляющий открытый доступ к образовательным ресурсам и учебным материалам для саморазвития.

– Сегодня девиз академии «Мы учим управлять в меняющемся мире». Но меняется не только мир в целом. Внутри Казахстана также происходят масштабные реформы, реализуется концепция «слышащего государства». Какие навыки, компетенции требуются от государственных управленцев, госслужащих в этих условиях?

– Темпы изменений с каждым годом возрастают. Госслужащие должны быть гибкими и адаптивными к изменениям, уметь принимать эффективные управленческие решения. Для этого, кроме глубоких профессиональных знаний, необходимы развитые личные компетенции, например, проактивность, лидерство и коммуникативность.

Как отметил Президент в Послании, «все назначения, как правило, будут осуществляться с учетом профессиональных и моральных характеристик кандидатов, а также их эффективности на предыдущих должностях». На госслужбе особую значимость приобретают такие качества, как добропорядочность, честность, профессионализм и ответственность. Наша задача – культивировать и развивать их.

Государственные служащие обязаны знать и понимать специфику курируе­мого региона, отрасли или сферы. В профессиональные компетенции госслужащих мы относим знание нормативно-правовых актов, понимание стратегического и бюджетного планирования, организаторские способности, умение управлять проектами, принимать решение на основе больших данных и другие.

Кроме того, концепция «слышащего государства» формирует новую модель взаимодействия власти и общества. Как отметил Президент, прямое общение государственных служащих с гражданами стало нормой, и для обеспечения эффективности такого взаимодействия необходимо уметь правильно выстраивать коммуникацию. Государственные служащие должны уметь доходчиво и понятно разъяснять политику государства для различных аудиторий. Развитию этих навыков мы тоже уделяем внимание.

Большое значение придаем отбору тренеров и формированию профессорско-преподавательского состава. Процедуры отбора и найма сотрудников осуществляются максимально прозрачно и справедливо. В настоящее время в академии наряду с учеными преподают депутаты Парламента РК, руководители государственных органов и их структурных подразделений, общественные деятели и эксперты. Наше обучение организовано по уровням управления, адаптированным к специфике исполнительного, среднего и высшего звена.

– Как проходит обучение навыкам коммуникации?

– Невозможно научиться эффективно вести беседу или переговоры в теории. Поэтому тренинги проводятся в интер­активном формате с приглашением опытных медиатренеров и журналистов, которые на основе реальных ситуаций помогают слушателям отрабатывать навыки поведения на брифингах, интервью и встречах. В рамках сотрудничества с телеканалами, в том числе с региональными, организовываются выездные занятия.

При поддержке Агентства по делам государственной службы в академии создана медиастудия, где у госслужащих есть возможность развивать ораторское мастерство, осваивать технику публичных выступлений. Слушатели курсов могут просматривать запись отснятых материалов и выделять для себя необходимые навыки для дальнейшего развития.

Во время открытия медиастудии АГУ помощник Президента РК по вопросам внутренней политики и коммуникаций Руслан Желдибай и председатель АДГС Дархан Жазыкбай отметили важность укрепления доверия между государством и обществом через развитие коммуникативных навыков госслужащих.

– На заседаниях Национального курултая Президент выдвинул концепцию «Адал азамат» и обозначил пул общенациональных ценностей, в утверждении которых в обществе большая роль отводится в том числе государственному аппарату. Как эти идеи отражаются на образовательных программах академии?

– В своей деятельности мы руководствуемся общенациональными ценностями и культивируем этические принципы государственных служащих. Как один из учредителей Лиги академической честности, АГУ также руководствуется соответствующими принципами.

Необходимо не только говорить о пат­риотизме, справедливости и профессионализме, но и активно применять эти принципы на практике. Обучаясь в академии, государственные служащие погружаются в среду, где данные ценности соблюдаются. В таких условиях знания воспринимаются слушателями более естественно и органично. Отрадно, что после окончания обучения они распространяют их уже в своих организациях.

– В недавнем Послании Президент отметил, говоря в том числе о госслужащих, что каждое наше начинание должно исходить из созидательных устремлений, каждым своим действием мы должны вносить вклад в развитие страны. Видите ли вы понимание этой задачи, когда общаетесь со слушателями академии?

– На мой взгляд, государственный служащий должен твердо соответствовать миссии служения обществу. Он должен понимать специфику госслужбы как особой деятельности, ориентированной на развитие страны и повышение благосостояния граждан.

В академии в основном обучаются действующие государственные служащие, которые, пройдя этапы конкурсного отбора, приняли на себя ряд обязательств и ограничений. Могу сказать, что в своем большинстве наши госслужащие патриотичны, хорошо понимают собственные место и роль в системе государственного управления, готовы реализовывать сложные задачи.

– История академии – это история изменений и трансформаций. В каком направлении развивается АГУ сейчас?

– Если в начале пути академия была в основном образовательным учреждением, то с годами ее функция значительно расширилась.

Сегодня мы позиционируем себя не только как учреждение, предоставляющее образовательные услуги, но и как аналитический центр, где проводятся прикладные исследования по заказу госорганов. Мы стремимся развивать свою экспертность в вопросах совершенствования деятельности государственных органов.

По инициативе председателя АДГС в академии создан Институт прикладных исследований, который объединяет исследовательский и аналитический потенциал преподавателей и научных сотрудников, докторантов и магистрантов по пяти направлениям: государственные управление, политика и услуги, международные отношения, национальная и региональная экономика. В начале текущего года открыт Институт управления человеческими ресурсами, который сопровождает информационную систему eQyzmet, проводит в столице и в регионах тестирования, осуществляет HR-аналитику и работу по оценке компетенций, вырабатывает предложения по управлению талантами.

По запросам государственных органов мы оказываем консалтинговые услуги по внедрению проектного управления, антикоррупционного стандарта, сертификации HR-персонала, оптимизации и реинжинирингу бизнес-процессов и прочее.

АГУ также единственный в стране аккредитованный орган по подтверждению соответствия персонала национальным стандартам СТ РК ISO 21502-2022 «Управление проектами, программами и портфелями» и СТ РК ISO 30409-2018 «Управление человеческими ресурсами». Мы также имеем аккредитацию на обу­чение и подготовку к сертификации по британскому методу управления проек­тами PRINCE2.

Академией разработаны методические рекомендации для комплаенс-служб организаций квазигосударственного и частного секторов. Более чем 20 организациям мы оказали методическую поддержку по внедрению и прохождению аудита по международному стандарту ISO 37001. В ближайшее время планируем получить право по национальной сертификации антикоррупционного стандарта.

Работаем по развитию международного сотрудничества в области подготовки кадров. В 2023 году по решению Совета по аккредитации Европейской ассоциации по аккредитации в области государственного управления четыре магистерские программы академии («Государственное управление», «Экономика», «Государст­венная политика», «Международные отношения») были аккредитованы.

Мы намерены продолжить реализацию программ двудипломного образования с ведущими университетами и профессиональными школами. Укреп­ляя институциональные связи с образовательными и научными центрами в области госуправления, госслужбы и международных отношений, мы будем развивать академическую мобильность как преподавателей, так и обучающихся.

Для повышения эффективности деятельности академии с 2024 года реализуем проект Smart Academy, который направлен на полную цифровизацию академической и финансово-хозяйственной деятельности, автоматизацию и оптимизацию рабочих процессов.

Деятельность академии в среднесрочной перспективе будет сфокусирована на реализации Концепции развития государственной службы до 2029 года. Особое внимание будет уделено развитию HR на госслужбе, внедрению новых подходов к подготовке, переподготовке и повышению квалификации госслужащих, модернизации информационной системы eQyzmet и автоматизации кад­ровых вопросов.

 

Популярное

Все
Секс за золото: как живут женщины на нелегальных приисках Амазонки
МСХ РК: Ситуация в регионах по приемке и переработке сахарной свёклы на особом контроле
Усик победил Фьюри и сохранил звание абсолютного чемпиона
Свыше 1,2 тыс. единиц спецтехники убирают снег в Астане ночью
Казахстан примет юниорский чемпионат Азии по тяжелой атлетике
В Японии создали лекарство для роста новых зубов на месте утраченных
Аида Балаева: Реализация идеологической политики требует комплексного подхода
Мировые лидеры поздравляют президента и народ Казахстана с Днем Независимости
Итоги 2024 года Минэнерго: достижения и перспективы развития энергетической отрасли
XII кинофестиваль «Бастау» объявил победителей
Сколько выходных дадут казахстанцам в 2025 году
Известный блогер-полиглот стал послом туризма Казахстана
Денис Качеев: «Работа по укреплению независимости требует постоянного внимания и участия всего общества»
Работа над многотомником по истории Казахстана продолжается
Токаев поздравил казахстанцев с Днем Независимости
Прочные основы безопасности и развития страны
Тела 12 человек обнаружены в ресторане на горнолыжном курорте в Грузии
Время выбрало нас
Обсуждены перспективы ЕАЭС
Торжественный концерт, посвященный 95-летию Бибигуль Тулегеновой, прошёл в Астане
Искать точки соприкосновения, а не проводить разделительные линии
Столп национальной духовности
Казахстанцы: идентичность 33 года спустя
«Egemen Qazaqstan»: этапы большого пути
На благо страны
Россия – Казахстан: союз, востребованный жизнью и обращенный в будущее
«Южный вектор» открыт для бизнес-предложений
Махмуд Сабырхан нокаутом выиграл бой на ЧА по боксу
Президент подписал закон по вопросам реформирования жилищной политики
На собственной «резине»: от Нижнекамска до Караганды
Президент посетил концерт, посвященный творчеству поэта Шомишбая Сариева
Увидеть Мангистау и запомнить навсегда
Главную сверхспособность человека, которой нет у ИИ, назвали эксперты
Грустные думки аграрные
Премьер провел оперативное совещание по поручениям главы государства
Задачи прокуратуры – закон и порядок
Опыт Шымкентского водоканала изучают эксперты Всемирного банка
Производство шоколада может прекратиться
Автоочередь образовалась на казахстанско-российской границе
Лица старого Уральска
Дело о секс-рабстве девочки из Кызылорды: оглашен второй приговор
В Узбекистане погибла известная бьюти-блогер, выпав из окна
Прорыв в дорожной сфере
Трудов высокая оценка
В поликлинике Кызылорды необоснованно завышали стоимость медсправок

Читайте также

Казахстанцы: идентичность 33 года спустя
Без прошлого нет будущего
Бигельды Габдуллин: «Сегодня профессия литератора переживае…
Объекты археологии и архитектуры нужно сберечь

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]