Профессионализм, ответственность, добропорядочность – качества эффективного госслужащего

692
Подготовила Юлия Магер

В Послании народу Касым-Жомарт Токаев отдельно выделил необходимость повышения компетенций госслужащих. Именно эту задачу решает Академия государственного управления при Президенте РК. О том, как развивалась данная структура, как менялись подходы к обучению госслужащих, как внедряется в культуру госуправления концепция «Адал азамат», нам рассказал ректор академии Ерлан Абил.

коллаж Павла Цедилина

– Ерлан Куанышулы, в этом году Академии государственного управления исполняется 30 лет. Как проходило ее становление и развитие?

– История становления и развития академии неразрывно связана с историей нашего государства. Она тесно переплетена с этапами социально-экономического и общественно-политичес­кого развития Казахстана.

В начальный период становления молодая республика остро нуждалась в кадрах, способных проводить политику государства по переходу с плановой на рыночную экономику. Требовались госслужащие с новыми компетенциями и знаниями. Для решения этой задачи 29 августа 1994 года Постановлением Президента РК была создана Национальная высшая школа государственного управления, которой организационно-методическую помощь оказывала французская Школа национального управления (École nationale d’Administration).

Одним из долгосрочных приоритетов Стратегии «Казахстан-2030» было определено строительство «профессионального государства, ограниченного до основных функций». Для этого предполагалось соз­дать компактное и профессиональное правительство, улучшить систему найма, подготовки и продвижения кадров. С этой целью в 1998 году были образованы Агентство РК по делам госслужбы и Академия государственной службы при Президенте РК путем слияния НВШГУ и Института переподготовки и повышения квалификации госслужащих при Правительстве.

Процесс становления академии начался с разработки новых учебных прог­рамм, пересмотра учебного процесса и переезда в новую столицу. Агентством в эти годы был принят ряд нормативно-правовых актов, направленных на совершенствование системы обучения госслужащих как в самой академии, так и в региональных центрах переподготовки и повышения квалификации.

В мае 2005 года в целях создания единой учебной, научной и организационно-методической базы для подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров госорганов в результате реорганизации Академии государственной службы, Судебной академии при Верховном суде РК и Дипломатической академии ЕНУ им. Л. Гумилева была создана Академия государственного управления при Президенте Рес­публики Казахстан. Это стало закономерным шагом, продиктованным необходимостью усиления кадрового потенциала исполнительной и судебной ветвей власти.

Являясь подведомственной организацией Агентства РК по делам государственной службы, академия вносит посильный вклад в повышение человеческого капитала в государственном аппарате. АГУ предлагает более 100 курсов повышения квалификации по компетенциям, отраженным в Типовых квалификационных требованиях. Мы реализуем восемь магистерских и три докторские образовательные прог­раммы.

– Какой вклад внесла академия в становление профессионального государственного аппарата в Казахстане?

– Сегодня академия является неотъем­лемым элементом системы государственного управления.

За 30 лет она подготовила более трех тысяч магистров и докторов в области государственного управления, политики, международных отношений и экономики. Ежегодно около 20 тысяч госслужащих проходят курсы и семинары, направленные на повышение профессиональных и личностных компетенций.

Специализированные курсы переподготовки проходят лица, принятые на государственную службу и впервые назначенные на руководящие должнос­ти. Осуществляется обучение и политических служащих по специальной программе «Руководитель новой формации», удовлетворяем запрос государственных органов по организации корпоративного обучения.

Помимо образовательных услуг академия вовлечена в реализацию проектов агентства по поиску и привлечению талантов на государственную службу – это Президентский молодежный кадровый резерв и Региональный кадровый резерв. 36 наших выпускников вошли в Президентский и 33 – в региональный резерв.

Выпускники АГУ занимают ключевые политические и административные долж­ности в различных структурах госаппарата. Это отчасти стало возможным благодаря внесению соответствующей нормы в Закон РК «О государственной службе», которая позволяет выпускникам академии, завершившим обучение в рамках государственного заказа с результатом обучения не ниже В+, занимать административные должности корпуса «Б» без проведения конкурса. В этом году именно таким образом на ответственные должности были назначены 23 наших выпускника.

Начиная с 2018 года мы сформировали сеть филиалов, которые находятся в областных центрах и двух городах республиканского значения. Учитывая специфику каждого региона, они могут адаптировать образовательные программы под запросы местных исполнительных органов.

Взаимодействие филиалов с местными сообществами и органами исполнительной власти позволяет проводить специализированные тренинги и семинары по актуальным вопросам региона.

Введение прямых выборов акимов в июле 2021 года стало значимым шагом в укреплении местного самоуправления и повышении демократизации общества. В Послании Президент Касым-Жомарт Токаев отметил важность перехода на новую систему проведения выборов акимов районов и городов областного значения. В связи с этим подготовка избранных акимов к эффективному исполнению их обязанностей приобретает ключевое значение.

Академия разработала специализированную образовательную программу, в которой, в частности, освещаются вопросы бюджетирования и налогового администрирования, управления жилищно-коммунальным хозяйством. Большое внимание уделяется также коммуникациям и работе с населением, реализации идеологической политики, современным трендам устойчивого регионального развития.

– Можно сказать, что практичес­ки каждый госслужащий в Казах­стане так или иначе прошел через академию?

– Да, можно сказать и так. Согласно Закону РК «О государственной службе», госслужащие обязаны не реже одного раза в три года повышать квалификацию.

В современном мире государственный служащий должен постоянно стремиться к получению новых знаний, совершенствовать навыки и заниматься саморазвитием. Внедрение дистанционных программ обу­чения и цифровых образовательных платформ сделало образовательный процесс более гибким и доступным для госслужащих. Академией также запущен телеграм-канал Lifelong Learning APA kz, предоставляющий открытый доступ к образовательным ресурсам и учебным материалам для саморазвития.

– Сегодня девиз академии «Мы учим управлять в меняющемся мире». Но меняется не только мир в целом. Внутри Казахстана также происходят масштабные реформы, реализуется концепция «слышащего государства». Какие навыки, компетенции требуются от государственных управленцев, госслужащих в этих условиях?

– Темпы изменений с каждым годом возрастают. Госслужащие должны быть гибкими и адаптивными к изменениям, уметь принимать эффективные управленческие решения. Для этого, кроме глубоких профессиональных знаний, необходимы развитые личные компетенции, например, проактивность, лидерство и коммуникативность.

Как отметил Президент в Послании, «все назначения, как правило, будут осуществляться с учетом профессиональных и моральных характеристик кандидатов, а также их эффективности на предыдущих должностях». На госслужбе особую значимость приобретают такие качества, как добропорядочность, честность, профессионализм и ответственность. Наша задача – культивировать и развивать их.

Государственные служащие обязаны знать и понимать специфику курируе­мого региона, отрасли или сферы. В профессиональные компетенции госслужащих мы относим знание нормативно-правовых актов, понимание стратегического и бюджетного планирования, организаторские способности, умение управлять проектами, принимать решение на основе больших данных и другие.

Кроме того, концепция «слышащего государства» формирует новую модель взаимодействия власти и общества. Как отметил Президент, прямое общение государственных служащих с гражданами стало нормой, и для обеспечения эффективности такого взаимодействия необходимо уметь правильно выстраивать коммуникацию. Государственные служащие должны уметь доходчиво и понятно разъяснять политику государства для различных аудиторий. Развитию этих навыков мы тоже уделяем внимание.

Большое значение придаем отбору тренеров и формированию профессорско-преподавательского состава. Процедуры отбора и найма сотрудников осуществляются максимально прозрачно и справедливо. В настоящее время в академии наряду с учеными преподают депутаты Парламента РК, руководители государственных органов и их структурных подразделений, общественные деятели и эксперты. Наше обучение организовано по уровням управления, адаптированным к специфике исполнительного, среднего и высшего звена.

– Как проходит обучение навыкам коммуникации?

– Невозможно научиться эффективно вести беседу или переговоры в теории. Поэтому тренинги проводятся в интер­активном формате с приглашением опытных медиатренеров и журналистов, которые на основе реальных ситуаций помогают слушателям отрабатывать навыки поведения на брифингах, интервью и встречах. В рамках сотрудничества с телеканалами, в том числе с региональными, организовываются выездные занятия.

При поддержке Агентства по делам государственной службы в академии создана медиастудия, где у госслужащих есть возможность развивать ораторское мастерство, осваивать технику публичных выступлений. Слушатели курсов могут просматривать запись отснятых материалов и выделять для себя необходимые навыки для дальнейшего развития.

Во время открытия медиастудии АГУ помощник Президента РК по вопросам внутренней политики и коммуникаций Руслан Желдибай и председатель АДГС Дархан Жазыкбай отметили важность укрепления доверия между государством и обществом через развитие коммуникативных навыков госслужащих.

– На заседаниях Национального курултая Президент выдвинул концепцию «Адал азамат» и обозначил пул общенациональных ценностей, в утверждении которых в обществе большая роль отводится в том числе государственному аппарату. Как эти идеи отражаются на образовательных программах академии?

– В своей деятельности мы руководствуемся общенациональными ценностями и культивируем этические принципы государственных служащих. Как один из учредителей Лиги академической честности, АГУ также руководствуется соответствующими принципами.

Необходимо не только говорить о пат­риотизме, справедливости и профессионализме, но и активно применять эти принципы на практике. Обучаясь в академии, государственные служащие погружаются в среду, где данные ценности соблюдаются. В таких условиях знания воспринимаются слушателями более естественно и органично. Отрадно, что после окончания обучения они распространяют их уже в своих организациях.

– В недавнем Послании Президент отметил, говоря в том числе о госслужащих, что каждое наше начинание должно исходить из созидательных устремлений, каждым своим действием мы должны вносить вклад в развитие страны. Видите ли вы понимание этой задачи, когда общаетесь со слушателями академии?

– На мой взгляд, государственный служащий должен твердо соответствовать миссии служения обществу. Он должен понимать специфику госслужбы как особой деятельности, ориентированной на развитие страны и повышение благосостояния граждан.

В академии в основном обучаются действующие государственные служащие, которые, пройдя этапы конкурсного отбора, приняли на себя ряд обязательств и ограничений. Могу сказать, что в своем большинстве наши госслужащие патриотичны, хорошо понимают собственные место и роль в системе государственного управления, готовы реализовывать сложные задачи.

– История академии – это история изменений и трансформаций. В каком направлении развивается АГУ сейчас?

– Если в начале пути академия была в основном образовательным учреждением, то с годами ее функция значительно расширилась.

Сегодня мы позиционируем себя не только как учреждение, предоставляющее образовательные услуги, но и как аналитический центр, где проводятся прикладные исследования по заказу госорганов. Мы стремимся развивать свою экспертность в вопросах совершенствования деятельности государственных органов.

По инициативе председателя АДГС в академии создан Институт прикладных исследований, который объединяет исследовательский и аналитический потенциал преподавателей и научных сотрудников, докторантов и магистрантов по пяти направлениям: государственные управление, политика и услуги, международные отношения, национальная и региональная экономика. В начале текущего года открыт Институт управления человеческими ресурсами, который сопровождает информационную систему eQyzmet, проводит в столице и в регионах тестирования, осуществляет HR-аналитику и работу по оценке компетенций, вырабатывает предложения по управлению талантами.

По запросам государственных органов мы оказываем консалтинговые услуги по внедрению проектного управления, антикоррупционного стандарта, сертификации HR-персонала, оптимизации и реинжинирингу бизнес-процессов и прочее.

АГУ также единственный в стране аккредитованный орган по подтверждению соответствия персонала национальным стандартам СТ РК ISO 21502-2022 «Управление проектами, программами и портфелями» и СТ РК ISO 30409-2018 «Управление человеческими ресурсами». Мы также имеем аккредитацию на обу­чение и подготовку к сертификации по британскому методу управления проек­тами PRINCE2.

Академией разработаны методические рекомендации для комплаенс-служб организаций квазигосударственного и частного секторов. Более чем 20 организациям мы оказали методическую поддержку по внедрению и прохождению аудита по международному стандарту ISO 37001. В ближайшее время планируем получить право по национальной сертификации антикоррупционного стандарта.

Работаем по развитию международного сотрудничества в области подготовки кадров. В 2023 году по решению Совета по аккредитации Европейской ассоциации по аккредитации в области государственного управления четыре магистерские программы академии («Государственное управление», «Экономика», «Государст­венная политика», «Международные отношения») были аккредитованы.

Мы намерены продолжить реализацию программ двудипломного образования с ведущими университетами и профессиональными школами. Укреп­ляя институциональные связи с образовательными и научными центрами в области госуправления, госслужбы и международных отношений, мы будем развивать академическую мобильность как преподавателей, так и обучающихся.

Для повышения эффективности деятельности академии с 2024 года реализуем проект Smart Academy, который направлен на полную цифровизацию академической и финансово-хозяйственной деятельности, автоматизацию и оптимизацию рабочих процессов.

Деятельность академии в среднесрочной перспективе будет сфокусирована на реализации Концепции развития государственной службы до 2029 года. Особое внимание будет уделено развитию HR на госслужбе, внедрению новых подходов к подготовке, переподготовке и повышению квалификации госслужащих, модернизации информационной системы eQyzmet и автоматизации кад­ровых вопросов.

 

Популярное

Все
Завершился 22-й раунд переговоров по Сирии
Будем здесь учиться на хорошо и отлично
Увеличить объем подачи питьевой воды в Актау обещают до конца ноября
Дорогу и возможности – молодым
Будущее детей родители связывают с новой школой
Ни закупочных цен, ни субсидий
В Петропавловске состоялась международная выставка голубей
В Алматы прошел творческий вечер поэтессы и певицы Аксункар Акынбаба
Инновации и инклюзивность
Музыкальная машина времени
«Казаханимация» запустила серию международных мастер-классов
Урок мужества провели в Нацгвардии
Пришел в кино, а там...
Точки духовного притяжения
Легенда купеческой эпохи оживает в Петропавловске
Доля шутки
Музейный уголок
Молодое пополнение принимает присягу
Ироническая сказка для взрослых
Итоговая проверка
Казахской государственности – 12 веков, 12 столетий
Водителя арестовали из-за стикера на госномере в Жамбылской области
Второе рождение трассы
Продукцию из четырех областей везут на очередную ярмарку в Астану
Директоров школ и завучей в Караганде лишили доплаты
Метель и гололед прогнозируются в Казахстане до пятницы
Больничный теперь не подделаешь
До золота рукой подать
Фуры двинулись в обход мегаполиса
Нацбанк сообщил о переходе на международный стандарт ISO 20022
Мы будем привлекать инвестиции в туристическую отрасль ВКО для ее продвижения на международном уровне
Кто и как охотится за нашими детьми?
Димаш Кудайберген выступил в Елисейском дворце
Движение ограничили на трассе в Карагандинской области
Осмысливая «Средний коридор»
Казахстанский борец возглавил мировой рейтинг UWW
Шесть рейсов не могут вылететь из аэропорта Астаны
Строительство завода будет возобновлено
Макпал Жунусова пожаловалась на FlyArystan
Успешные педагоги вдохновляют на успех
Более 30 лет «пряничный домик» привлекает горожан и туристов в Семее
Отключения света и подачи воды стали обыденным явлением в Алматинской области
Реконструкция близится к завершению
Премий для госслужащих больше не будет
Пассажир в Шымкенте – «заяц» поневоле?
Обувная фабрика мощностью 200 тысяч пар в год появится в Шымкенте
Россельхознадзор нарушает условия Договора о ЕАЭС - депутат Ходжаназаров
Чеченка с казахской душой
Этот день изменил судьбу
Ставки по депозитам населения снижаются – аналитики
Какой должна быть новая концепция национальной истории
Восстановить утраченную популяцию куланов в Костанайской области пытаются ученые
Последняя в этом году сельскохозяйственная ярмарка проводится в Астане
В Казахстане утвердили нормы потребления тепловой энергии
Резкое похолодание ожидается в Казахстане в эти выходные
Засоряют Большой Алматинский канал
Президент прибыл с рабочим визитом в Казань
Редкие породы собак представили на международной выставке «Созвездии псовых» в Алматы
Шатры и юрты Великой степи
В Алматы будут выпускать лекарство от рака молочной железы

Читайте также

Мы будем привлекать инвестиции в туристическую отрасль ВКО …
Отзовутся ли прибылью полные закрома?
Конструктивное взаимодействие единомышленников
Сельчанам вместо кредитов нужно предоставлять фермы «под кл…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]