фото Абилсаида АТАБЕКОВА
Выставка посвящена центральной проблеме искусства республики последних десятилетий – национальной идентичности, определению творческой, этической, политической, культурологической позиций. Ее основная задача – представить современное состояние казахстанской арт-сцены. Как отмечают кураторы, экспозиция маркирует совершенно новую и только набирающую обороты тенденцию в российском арт-истеблишменте – интерес к искусству ближайших соседей, попытки заново выстроить контакты и зоны взаимодействия, рекуперировать «черные дыры» постсоветской психогеографии, представить новые, пока мало известные имена творческих деятелей.
Художники Казахстана сегодня устремляют свои помыслы к некоей ментальной воображаемой территории, где «исконно казахское» (кочевническое, степное, азиатское, мистическое) начинает изъясняться языком западного contemporary art. Такой сложнейший конгломерат разнонаправленных художественных тенденций и представлен московскому зрителю на выставке «Все кочевники».
Кураторы объединили в одном пространстве художников нескольких поколений: от «прародителей» отечественного contemporary art (основатели легендарной группировки «Кызыл-Трактор» Молдакул Нарымбетов, Абилсаид Атабеков, Георгий Трякин-Бухаров) и признанных классиков, с кем уже традиционно ассоциируется искусство Казахстана сегодня (Алмагуль Менлибаева, Сауле Сулейменова, Рашид Нурекеев и другие), до мастеров нового поколения («кызылтракторист» «нового созыва» Сырлыбек Бекботаев, Бахыт Бубиканова, Гульнур Мукажанова и другие). Свое название выставка получила благодаря работе Сергея Бердника «Все кочевники» (2003), представляющей специфический сплав художественных традиций. Именно о сплавах – глубинной национальной идентичности с глобалистскими веяниями, азиатского с европейским, кочевнического с постиндустриальным, ислама с язычеством, советской ментальности с капиталистическим укладом – и повествуют выбранные для экспозиции произведения.
Выставка продлится до 30 апреля.