С 1 марта общественный транспорт Шымкента работает без кондукторов. Но не всем это по нраву

6467
Любовь Доброта, Шымкент

Саботажем называют в управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог реакцию водителей автобусов на введение системы работы без кондукторов.

фото автора

С 1 марта общественный транспорт Шымкента работает по-новому. В салонах автобусов больше нет кондукторов, собирающих плату за проезд. К их деятельности было много претензий и жалоб как со стороны пассажиров, так и руководства департамента автомобильных дорог и общественного транспорта (ПТ и АД) городского акимата.

– Мы постоянно слышали, что кондукторы требовали оплату наличными, порой даже силой препятствовали попыткам граждан оплатить проезд через карту TOLEM, QR-кодом или посредством СМС, – говорит руководитель городского управления ПТ и АД Мухтар Коканбаев. – Много было сообщений и даже сюжетов в социальных сетях о том, как водители, работая на дублирующих маршрутах, устраи­вали драки между собой. Все это – следствие конкуренции за пассажира. На все шли ради того, чтобы больше заработать денег, и зачастую – в свой карман.

То, что значительная часть выручки утекала мимо кассы, стало ясно уже в самом начале реформирования системы организации пассажирских перевозок.

В первый же день работы без кондукторов выручка резко выросла. И это притом, что многие пассажиры ехали «зайцем»: кто-то решил сэкономить, воспользовавшись хаосом и неразберихой, а кто-то и хотел бы оплатить за проезд, но не понимал, как это сделать в условиях, когда автобус битком набит пассажирами, а валидаторы в салоне отключены, наклеек с QR-кодом нет или их недостаточно.

– Это была среда, середина недели, – рассказывает Мухтар Коканбаев. – Наблюдая за происходящим, мы переживали, что показатели транзакций резко упадут. Вечером в офисе оператора Электронной системы оплаты проезда (ЭСОП) TOLEM собрались руководители автопарков, транспортники, чтобы обсудить, как прошел первый день, какие обнажил проблемы.

И тут вдруг выяснилось, что пассажиропоток не просто не снизился, а даже увеличился по сравнению с предыдущим днем, 28 февраля. На целых 17%! Представляете? В денежном выражении это около пяти миллионов тенге!

Экономический эффект от перехода на безкондукторную систему оказался очевидным, как очевидно и то, почему ее внедрение откладывали в городе на протяжении долгого времени, находя для этого самые разные предлоги.

Результаты первого дня только подтвердили напрашивающееся само собой предположение о том, что отказ от кондукторов из месяца в месяц откладывался лишь потому, что явно кому-то не хотелось потерять денежный ручеек. Неконтролируемый и неучтенный.

В первый день работы без кондуктора было зафиксировано 360 тыс. транзакций, потом – 374 тыс., дальше – 380 тыс. Уже 7 марта этот показатель вплотную подобрался к 400 тыс. Рекорд! Но и он оказался побит 15 марта. В этот день 407 тыс. пассажиров официально оплатили свой проезд.

– Рост оплаты в целом по городу составил 24–27%, в некоторые дни он увеличивался на треть, – делает расклад Мухтар Коканбаев. – Небывалый рост отмечен в выходные дни – до 60%! Раньше суббота и воскресенье для автопарков считались провальными – резко снижалась оплата. Водители это объясняли отсутствием пассажиров. Но оказывается, в выходные дни вся выручка в основном шла в карман им и кондукторам. И мы прекрасно понимаем, почему не всем нравится отказ от кондукторов. Отсюда и тот саботаж, который порой чинят водители. Хочу, чтобы они скорее поняли, что возврата к былой схеме организации пассажирских перевозок больше не будет.

Мне, как человеку, активно пользующемуся услугами общественного транспорта, по душе такой настрой и решительность молодого руководителя. Он со своей командой старается навес­ти порядок в отрасли, несмотря на попытки части водителей, причем значительной, дискредитировать саму систему перевозок без кондукторов.

Водители пускаются на самые разные ухищрения, стремясь спровоцировать недовольство и возмущение нововведением со стороны пассажиров. В автобусах, к примеру, открывают только переднюю дверь, заставляя пассажиров буквально проталкиваться в салон и обратно.

Теперь уже водители, а не кондукторы просят каждого входящего пассажира оплатить проезд наличными, при этом не выдают положенные чеки. Если нет мелочи, предлагают перечис­лить оплату на личный номер телефона, привязанный к Kaspi, и с готовностью протягивают сдачу со ста тенге. Валидаторы в салонах нередко не работают, а наклеек с QR-кодом и СМС нет.

В час пик, когда в салоне автобуса пассажиров что селедок в бочке, такая ситуация выводит из себя даже самых уравновешенных. Складывается впечатление, что пассажиров просто вынуж­дают загодя готовить мелочь для быстрого расчета, чтобы не задерживать движение автобуса.

– Сейчас у водителей нет пресловутого плана, как это было раньше, – поясняет Мухтар Коканбаев. – В его обязанности не входит контроль оплаты проезда со стороны пассажиров. Для этого есть контролеры, которых набрали по конкурсу из числа бывших кондукторов. Сейчас они ведут разъяснительную работу, информируя, что, заходя в автобус, надо сразу же оплатить проезд, а не сидеть и ждать контролера. Есть уже и первые штрафы за безбилетный проезд – два МРП, или около семи тысяч тенге. Проводим рейды совместно с местной полицейской службой.

Мухтар Коканбаев особо обращает внимание на то, что водитель обязан соблюдать правила дорожного движения, обеспечивать безопасность перевозок и культуру поведения. И, конечно же, открывать все двери для входа и выхода пассажиров. И признает: пока есть факты, когда водители идут на нарушения, создавая толчею и неудобства. И все это ради противоправного дополнительного заработка.

Открытое игнорирование водителями правил перевозки в автопарках связывают с дефицитом кадров, который ощущается на протяжении ряда лет. Зная, что, даже будучи уволенным с одного автопарка, несложно устроиться на работу в соседний, те продолжают «рулить» на маршрутах, пытаясь установить свои правила, предполагающие хоть тоненький, но непрерывный ручеек «левой» наличности.

В управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог утверждают, что не намерены идти у них на поводу, и возврата к прежней системе перевозок не будет.

– Самое главное, чтобы водители осознали: автобусы без кондукторов в Шымкенте – это навсегда, – говорит Мухтар Коканбаев. – Тем более что уже с марта повышена заработная плата. Сбора наличными, как они привыкли, больше не будет однозначно. Мы также выставили требование оператору TOLEM, чтобы все салоны обеспечили наклейками с QR-кодом и СМС, которые обдирали сами же кондукторы, а теперь, видимо, водители, пытаясь переложить вину на пассажиров.

Чтобы прекратить подобную практику, коды изготовят на деревянных табличках и прикрутят к металлу шурупами – такие не отдерешь. Таблиц с QR-кодом должно быть с десяток на каждый автобус.

Кстати, по информации руководства одного из перевозчиков – транспортной компании «Радуга» – оплата проезда при помощи QR-кода превысила 50% от общего количества транзакций. При этом замечено, что сейчас зачастую водители отключают мобильный валидатор, чтобы не выдавать настойчивым пассажирам чек при оплате наличными.

Совершенно очевидно, что оператор TOLEM заинтересован в том, чтобы все валидаторы в автобусах находились в исправном состоянии, иначе это отразится на доходах, поскольку по договору компания получает определенный процент отчислений от каждой транзакции. Поэтому и ремонт проводится по заявке сразу же, а вот если такая заявка не поступает, то предусмотрены санкции в отношении автопарков.

Точно так же отсутствие в автобусе QR-кодов для оплаты может обернуться штрафом для перевозчиков. Руководство департамента пассажирского транспорта и автомобильных дорог предупредило все автопарки о неизбежном снижении суммы субсидий, намереваясь удерживать по сто тысяч тенге за каждый зафиксированный факт отсутствия QR-кодов.

В текущем году из городской казны на субсидирование общественного транспорта выделено 23 млрд тенге. Сумма колоссальная, учитывая, что бюджет города формируется в том числе и за счет трансфертов из республики. При таком положении дел совершенно недопустимо, чтобы ежедневно миллионы тенге оставались «в тени» и уводились от налогов.

В том, что пассажиры быстро адаптируются к нововведениям, сомнений нет. И в честности шымкентцев зря сомневались. За редким исключением все сразу же оплачивают проезд. Тех, кто мыслит себя «зайцем», неизбежно ждет встреча с контролерами, больше сотни которых в две смены работают по всему городу. Общеизвестно: наказание штрафами весьма действенно.

Осталось только дождаться, когда водители перестанут «рулить» и «заправлять», прекратят смотреть на каждого пассажира, как на потенциального безбилетника, переключившись на исполнение своих непосредственных функциональных обязанностей. И станут открывать навстречу пассажирам все двери, не провоцируя рукотворные заторы и толчею, скандалы и конфликты.

Популярное

Все
Начались масштабные работы по благоустройству Талдыкоргана
Объявлен обладатель «Золотой бутсы» сезона 2024-2025
Потепление до 35 градусов ожидается в Казахстане
Филиал Челябинского государственного университета откроют в Костанае
Казахстан – Саудовская Аравия: новые вехи сотрудничества
Астана примет высоких гостей – анонс мероприятий с Токаевым на этой неделе
Новая услуга стала доступной казахстанцам в eGov Mobile
Бои человекоподобных роботов провели в Китае
Аффинажный завод в Астане выдал 30-тысячный слиток дорогого металла
От слесаря до начальника в газовой отрасли
Срезан склон холма, жди оползня…
Дожди с грозами и ветром ожидают казахстанцев в эти выходные
Ферма, где роботы доят коров
Токаев принял нового акима Алматы
Бадрисафа Байтурсынова, разыскивая мужа, дважды обращалась к жене Максима Горького
Музей космонавтики откроют в Байконыре
Первый урожай дынь отправили из Туркестанской области в Россию
ORDA: триумф во Франкфурте-на-Майне
ChatGPT стал плательщиком НДС в Казахстане
Новая услуга появилась в приложении eGov Mobile
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
Служебные собаки Нацгвардии отличились на международной выставке
В Казахстане резко изменится погода
Три перекрестка временно закроют на ремонт в Астане
Дорога Атырау-Астрахань: завершающий этап
Железные дороги – национальное достояние и стратегический актив страны
Будущее – за цифровыми активами
Трассу Жезказган – Петропавловск начали капитально ремонтировать в СКО
Семья – духовный код нации
NASA подтвердило предсказание Стивена Хокинга о конце света
Блогеров арестовали в Астане за неудачную шутку в лифте
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
Жару сменят дожди в Казахстане
Аэропорт Уральска увеличивает количество рейсов
Свыше 4 тыс. военнослужащих приняли участие в военном параде в честь 80-летия Великой Победы
Три междугородних автобуса арестовали на трассе в Акмолинской области
Впервые в Атырауской области для борьбы с саранчой задействуют беспилотники
Авиакомпания Qazaq Air официально меняет название

Читайте также

"Примерь профессию полицейского!": фотозону открыли в Шымке…
Нацгвардия подарила детям особенный праздник
Партия «AMANAT» поздравила детей представителей рабочих про…
С начала года в РК выявлено 145 случаев буллинга детей

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]