
Практика работы органов прокуратуры Казахстана постоянно совершенствуется, развиваются новые направления надзорной деятельности. Это влечет за собой обновление законодательства и действующих нормативных правовых актов Генерального прокурора Республики Казахстан.
Деятельность прокуратуры многогранна и охватывает все важнейшие сферы правоотношений. Осуществляя высший надзор за точным и единообразным применением законов, органы прокуратуры стремятся наиболее полно реализовать свои правозащитные функции. Одним из приоритетов работы прокуроров всегда был и остается надзор за соблюдением конституционных прав и свобод граждан.
В наши дни идет непрекращающийся бурный процесс совершенствования законодательства, и его умелое применение способствует эффективному осуществлению правоохранительной функции прокуратуры, исходя из общих политических задач построения правового государства, обеспечения законности и защиты прав граждан. Одно из важнейших направлений деятельности органов прокуратуры – обеспечение реализации их прав на получение информации по вопросам рассмотрения обращений.
Важным источником получения информации служит саll-центр Генеральной прокуратуры, который оказывает содействие оперативному реагированию на нарушения конституционных прав граждан.
В настоящее время позвонить в саll-центр можно из любой точки страны со стационарного или мобильного телефона по бесплатному номеру 115 и подать обращения о нарушении конституционных прав. Вместе с тем обеспечен доступ к этому номеру и с сетей операторов мобильной (сотовой) связи, поэтому в саll-центр поступают звонки и с сотовых телефонов.
За истекший период 2016 года от физических лиц и представителей юридических лиц в саll-центр поступило свыше 49 тыс. звонков (в 2015-м – 42 тыс.).
Из числа поступивших звонков в 67% случаях абонентам требовалась информация справочного характера (о местонахождении и почтовых адресах государственных и правоохранительных органов, их телефонах доверия и так далее), 26% интересовал ход рассмотрения их обращений в органах прокуратуры, в 7% – о порядке оказания органами прокуратуры государственных услуг (апостилирование документов, выдача справок о реабилитации, архивных справок и другое).
Повышение качества обработки поступивших звонков способствует увеличению их количества, а также зарегистрированных обращений, входящих в компетенцию центра, о чем свидетельствует непрерывный рост звонков на протяжении 6 лет.
Согласно своей компетенции часть полученной информации (по 7 категориям жалоб) сall-центром регистрируется в Единой информационно-аналитической системе (ЕИАС «Қадағалау») с возможностью в дальнейшем при необходимости прослушать запись телефонного разговора оператора и заявителя. Это предусмотрено в случаях обжалования действий органов уголовного преследования, выразившихся в необоснованном отказе в регистрации заявления и сообщения об уголовном правонарушении, о розыске без вести пропавшего, незаконном доставлении, задержании и аресте. При нарушениях прав предпринимателей, в том числе связанных с незаконными проверками. А также нарушениях: трудовых прав граждан, в том числе связанных с невыплатой заработной платы; прав женщин, несовершеннолетних детей и об охране материнства; прав инвалидов. При фактах несоблюдения прав граждан на доступность и бесплатность медицинской помощи, оказываемой учреждениями здравоохранения. Такая возможность предусмотрена и по вопросам обжалования действий коррупционного характера сотрудников органов прокуратуры.
В целом по звонкам саll-центром в текущем году зарегистрировано 515 обращений (в 2015-м – 452), из них о нарушении трудовых прав граждан – 487 (433). Нужно отметить, что этой проблеме прокуроры уделяют особое внимание.
Например, в результате принятых органами прокуратуры Южно-Казахстанской области мер в марте 2016 года выплачена задолженность по заработной плате свыше тремстам работникам ТОО «Denaraxsaz corporation» и «Denaraxsaz Kazakhstan» на сумму 50 млн тенге.
Всего по результатам рассмотрения обращений, поступивших в саll-центр, органами прокуратуры обеспечена выплата задолженности по заработной плате на сумму свыше 152 млн тенге, что в 3 раза больше чем в прошлом году.
Сегодня люди чаще стали обращаться в саll-центр за защитой своих конституционных прав, что свидетельствует об их доверии и уверенности в том, что именно прокуроры смогут им реально помочь в восстановлении законности и справедливости.