Первый уровень – это прошлое, когда избрание Казахстана в члены Совбеза связано с состоявшимися уже событиями. Прежде всего это 42-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН, на которой в 1992 году Казахстан был представлен как независимое государство и полноправный юридический член международного сообщества.
Последовательная нить событий раскрыла значительный потенциал Казахстана как страны, способствовавшей развитию международных отношений и дипломатии на новом витке истории. Это инициативы Казахстана о созыве СВМДА, ЕАЭС, Новом Шелковом пути, Тюркском партнерстве. В этом же ряду – Съезд лидеров мировых и традиционных религий, участие в проекте Диалога цивилизаций.
То есть все те меры, которые способствовали выходу Казахстана из геополитической периферии в один из центров мировой политики и экономики. Четким показателем этого стало председательство Казахстана в ОБСЕ и Саммит ОБСЕ в Астане в 2010-м.
Говоря о сегодняшнем дне или втором хронологическом уровне, напомню, что Казахстан вступает в должность члена СБ ООН в сложный период. Впрочем, с момента обретения независимости для нашей страны не было простых испытаний. Однако те вызовы, с которыми сталкивается сегодня международное сообщество, следует назвать беспрецедентными. Поскольку происходит изменение геополитической структуры мира, когда изменяются не только альянсы, но и границы государств. Евросоюз оказался под угрозой: синдром Брекзита готов распространиться по всему его контуру.
Эти и другие опасности создают тотальную неустойчивость в мире, когда только коллективные меры могут способствовать нейтрализации множащихся угроз. Поэтому так важно вступление Казахстана как нового игрока, имеющего свое видение и новые инициативы.
Наконец, с точки зрения будущего, членство в СБ ООН означает для нас завершение большого цикла развития не только казахстанской дипломатии, но и политической системы нашей страны. Это комплексная политическая модернизация, успешные внешнеполитические инициативы. Это включение Казахстана в маховик мировой экономики: достижение уровней конкурентоспособности, инвестиционного притяжения, признание особой роли и миссии Первого Президента как Лидера нации.
Большой цикл становления Казахстана на мировой арене как состоявшегося государства завершился. Мы сформировали новое имя на мировом небосклоне – членство в Совете Безопасности ООН еще одно тому подтверждение.
Теперь мы стоим перед входом в новый цикл истории. Лидер нации сгенерировал проект будущего, основываясь на Стратегии «Казахстан-2050», Концепции вхождения в число 30 развитых стран мира, Пяти институциональных реформах и Плане нации «100 конкретных шагов. Современное государство для всех». Теоретически они означают вступление Казахстана в постиндустриальную эпоху. При этом у нас все меньше прав на ошибки и все больше требований к самим себе. Главное, что под будущее заложен надежный фундамент национальной идентичности.