Фестиваль нынешнего года, как всегда, стал праздником для киноманов, но подготовка к нему проходила не без сложностей. Бауыржан Шукенов, директор киноцентра «Арман», где традиционно проходит фестиваль кино, составляющего серьезную альтернативу американскому кинематографу, сообщил, что проведение фестиваля в последующем находится под большим сомнением. Затем, правда, сделал оговорку:
- Он находится не то что под угрозой, но неблокбастерное кино сейчас будет сложнее показывать, и не только в Казахстане. Чтобы функционировать, кинотеатр должен зарабатывать деньги, поэтому проведение любого фестиваля - это маленький подвиг. А сейчас и политическая ситуация в мире сложная, и прокатная история любой картины складывается непросто.
Рассказывая о том, почему он откликнулся на идею киноведа Гульнары Абикеевой и Жоэля Шапрона, представителя UniFrance (государственная организация, отвечающая за пропаганду франкоязычного кино во всем мире) проводить в Алматы фестиваль французского кино с последующим его выходом в прокат, директор киноцентра «Арман» сказал следующее:
- С каждым годом я все больше и больше убеждаюсь: кино этой страны, занимая третью по экспорту позицию после американского и индийского, является совершенно другим, чем фильмы двух последних. Рассказываемые в фильмах истории и поднимаемые там проблемы понятны и близки нашему зрителю. Но самое главное - французское кино хорошо и правильно организовано и в законодательном плане, и в плане государственного регулирования. И мне, как прокатчику, хотелось бы, чтобы мы при построении модели казахстанской киноиндустрии брали пример именно с Франции. Об отношении к кино в этой стране можно судить уже потому, что там есть 5 500 экранов, около тысячи из которых считаются артхаусными. А самое главное - это почти полмиллиарда евро, падающих в качестве налогов (11% с каждого проданного билета) на счет UniFrance. В последующем эти деньги возвращаются в кино. Через UniFrance, в частности, финансируется Каннский фестиваль.
Жоэль Шапрон, вице-директор UniFrance по Восточной Европе, консультант Каннского фестиваля, автор многих книг, рассказывающих о знаменитой французской модели, и, что важно, прекрасный знаток казахского и российского кино, подчеркнул:
- Мы продвигаем не коммерческое кино, а, тесно работая с прокатчиками, коммерчески продвигаем французское кино. С казахстанскими прокатчиками UniFrance не работает напрямую, они покупают французское кино у российских коллег. И тем не менее мы считаем, что должны обязательно работать и с представителями казахстанского проката. Фестиваль в Алматы для этого и придуман. Делается это в виде предпремьерных показов нашего кино для его дальнейшего продвижения в коммерческом прокате. Только через это кинематография любой страны становится известной. И наоборот: можно проводить сколько угодно фестивалей, но без проката этого не произойдет никогда.
Мы с Бауыржаном Шукеновым каждый год проверяем список фильмов, купленных у российских прокатчиков. И в зависимости от того, что они могут реально предложить, составляем список фильмов для казахстанских зрителей. В текущем году, как бы странно это ни прозвучало, мы даже и не выбирали картины по жанру, но вышло так, что в основном это комедии. Поскольку французское кино всегда было известно именно своими комедиям, и мы довольны этим случайным выбором. Они, на наш взгляд, больше всего отвечают вкусам кинозрителей.
Комментируя высказывание о том, что фестиваль нынешнего года состоялся не без сложностей, Бауыржан Шукенов сказал следующее:
- Последние два года в России начинают реально говорить о квотировании в пользу российского кино. Вполне возможно, что введут пошлины на все иностранное кино, которое считается не очень «интересным», то есть не блокбастерным. Это означает, что, возможно, и в Казахстане появятся проблемы с прокатом иностранного кино. С одной стороны, если российские прокатчики вынуждены будут платить довольно большие пошлины, то они наверняка будут покупать меньше картин. С другой - поскольку наш кинорынок тесно связан с тем, что происходит в России, то вполне возможно, что россияне попросят оплачивать эти пошлины и Казахстану.
По части кино Казахстан сейчас находится на третьем месте в СНГ после России и Украины, в республике уже сейчас имеется 220 кинозалов хорошего качества.
- А это уже настоящая кинотерритория, - говорит Жоэль Шапрон. - 220 кинозалов - это больше, чем в Болгарии или Румынии.
К сожалению, кинорынок независимого Казахстана все еще остается зависимым. В текущем году, например, организаторы фестиваля французского кино до последней секунды не знали, на какие кинокопии из России они могут рассчитывать. Если российские прокатчики меняли даты своих релизов или даты выпуска, то косвенно это касалось и фестиваля в Алматы.
Но вернемся к нашим взаимоотношениям с французским кинематографом. Кино этой страны приобретает все большую популярность в планетарном масштабе. В прошлом году за пределами государства-производителя состоялось 450 выходов французских фильмов.
- Это означает, что наших фильмов в мире ежедневно выходит больше одного раза в день, - отмечает Жоэль Шапрон. - Французские режиссеры и киноактеры ездят сейчас по всему миру. В нынешнем году очень хотел приехать в Алматы Лоран Тюэль, режиссер фильма «Тур де Шанс», но у него одновременно состоялся выпуск фильма в Бразилии. Зато в Алматы приехал Шарль Немес. Юбилейный фестиваль в Алматы открылся его замечательной комедией «Отель романтических свиданий».
Чтобы выйти на кинорынок самостоятельно, нужны большие деньги. Даже страны, которые считаются независимыми, оставались зависимыми именно в области кино и кинопроката. Я слежу за тем, что происходит в Прибалтике. Там практически никто не покупает на одну только Литву, Латвию или Эстонию. Там есть одна или две компании, которые покупают на всю Прибалтику. Совсем недавно словаки, хорваты и буквально в текущем году македонцы стали покупать напрямую французское кино, чего никогда не было в истории. Первой же страной бывшего СССР, которая решила самостоятельно покупать наше кино, была Украина. У Казахстана в лице Бауыржана Шукенова интересный, но сложный опыт. Все иностранное кино, что здесь показывается, идет через Москву, то есть технически Казахстан получает то, что было обработано в России, - местные лаборатории не справляются с теми фильмами, которые нужно дублировать.
- Мы сейчас стараемся стать максимально независимыми в плане репертуарного планирования, проката, дистрибьюции, - говорит Бауыржан Шукенов. - Процесс, начинающийся от покупки картины и заканчивающийся ее выходом на экран, осложнен тем, что нет никакой инфраструктуры, позволяющей пройти этот путь быстро и с наименьшими потерями. Но самое главное, если ты покупаешь кино, то обязательно нужно его продать. А кино - это такая вещь, которая продается очень долго. В плане возврата денег никто и не рассчитывает изначально на один только кинопрокат. Большая часть денег, включающая и затраты, и прибыль, к продюсерам и дистрибьюторам возвращается со вторичного кинорынка - телевидения, Интернета, DVD. Последним на семь-восемь лет дается разрешение на продажу фильма.
Вторичный кинорынок надо формировать не только тем, кто работает в этой индустрии, здесь требуется серьезное внимание со стороны государства. Что такое вообще государственное регулирование? Это прежде всего законы - антипиратский и об авторских правах. Оба этих закона у нас есть, не отработан лишь механизм их действия. Насколько быстро они заработают, настолько прогрессивной будет и отечественная киноиндустрия. И самое главное - сама кинопрокатная среда будет понимать, насколько это важно для развития нашего кинематографа. Не имея хотя бы 20% оборота от тех денег, которые крутятся в казахстанской киноиндустрии, мы, прокатчики, все время будем зависеть от чужих кинорынков, репертуара и других внешних факторов.
Жоэль Шапрон изъяснился еще более конкретно:
- Карьера любого фильма составляет примерно пять лет. Из 220 фильмов, которые Франция производит ежегодно, максимум десятая часть возвращает свои деньги одним кинопрокатом. Но это не значит - потерянные деньги. Благодаря вторичным рынкам они «отбиваются» в течение названного времени через прокат, эфирное телевидения, DVD и экспорт.
По словам Б. Шукенова, в Казахстане снимается достаточное количество картин, но из-за финансовых и технических проблем их очень сложно довести до экранов кинотеатров.
- Местное кино, может быть, пройдет несколько раз по телевидению, потом оно попадает на откуп пиратам, - говорит он. - Причин много, но самое главное, что мы никак не можем приучить своего зрителя ходить на отечественное кино. «На голливудское кино зритель ходит - и слава богу», - думает прокатчик. Ведь почему в качестве образца мы решили остановиться на французской киномодели? Потому что в этой стране поняли, что местное кино несет не просто серьезный культурный и социальный посыл, но это еще и дополнительные рабочие места. Поэтому, начиная с 1946 года, когда поддержка национального кинематографа была законодательно закреплена, прокат отечественных фильмов не просто зарегулирован - кинотеатры, которые делают ставку на свое кино, хорошо поощряются. Это привело к тому, что французское кино стало частью жизни не только самих французов, оно сегодня - главный конкурент американского кинематографа.
И последний штрих к разговору. За последние 18 лет во Франции коммерчески выпустили 12 казахстанских картин. В марте 2014 года во Франции вышло сразу два наших фильма - «Студент» Дарежана Омербаева и «Уроки гармонии» Эмира Байгазина.
- 12 фильмов за 18 лет - это, конечно, немного, особенно если учесть, что шесть из них - работы Дарежана Омербаева, - говорит Жоэль Шапрон. - Но ведь прокатчики всего мира всегда ищут фишку, сославшись на которую, можно продвинуть картину на экран, - снявшийся в главной роли знаменитый киноактер, участие в основных программах престижных кинофестивалей...
В каком-то смысле национальность фильма - это уже жанр. На немецкую комедию или чилийскую наверняка никто не пойдет, потому что никто в мире не знает комедийных актеров из Германии. Также и с казахстанским кино - о нем знают мало. Качество - это уже второй вопрос, прокатная судьба картины от него зависит не всегда. Прокатчикам нужно вложить огромные деньги, чтобы привлечь внимание потенциальных зрителей.
...В рамках фестивальной программы были показаны пять полнометражных картин: «Китайская головоломка», «Тур де шанс», «Любовь - это идеальное преступление», «Отель романтических свиданий», «Вулкан страстей». В широкий прокат в Казахстане они выйдут в конце апреля - начале мая. За исключением «Отеля романтических свиданий», ни одна из картин до этого не была в прокате в странах СНГ. Так что мы станем одними из первых мировых зрителей, которые посмотрят эти фильмы.
Галия ШИМЫРБАЕВА,
shimirbaeva@kazpravda.kz
коллаж Наталии ЛЯЛИКОВОЙ