Славный юбилей

1647
Уак Манбетеев

Сила объединяющего начала

2019-й был для старейшего музыкального театра страны юбилейным. Он войдет в историю как год больших гастролей, ярких премьер и безусловного признания зрителями Евразийского пространства высокого профессионального уровня театра.

Днем рождения театра принято считать 13 января 1934 года: именно тогда состоялось первое публичное исполнение музыкальной комедии «Айман – Шолпан» на либретто Мухтара Ауэзова. В состав произведения вошли народные песни и кюи. А первым композитором театра, положившим начало национальному оперному искусству Казахстана, стал Евгений Брусиловский. Его авторству принадлежат ставшие классикой оперы «Кыз Жибек», «Жалбыр», «Ер Таргын».

Спустя годы на сцене театра были поставлены оперы «Абай» Ахмета Жубанова и Латифа Хамиди, «Биржан и Сара» Мукана Тулебаева, «Камар Сулу» Еркегали Рахмадиева и «Айсулу» Сыдыха Мухамеджанова, пополнившие сокровищницу казахского музыкального искусства. Премьера первого национального балета «Калкаман и Мамыр» в постановке Василия Великанова состоя­лась в далеком 1938 году…

В канун празднования Дня Независимости на сцене театра состоялась еще одна масштабная по размаху и художественной наполненности постановка – балет «Легенды Великой степи».

Выбор спектакля не случаен, ­поскольку его основная концепция полностью совпадает с направ­лениями программы «Рухани жаңғыру». Речь идет о возвращении к своим истокам, обретении национальной идентичности, необходимости сберечь все лучшее, что создано нашими предками на протяжении столетий, о важности сохранения тех духовных скреп, которые в совокупности своей и сделали наш народ великим. Спектакль был поставлен по заказу Министерства культуры и спорта к 550-летию образования Казахского ханства.

Как вспоминает постановщик балета, народная артистка РК Гульжан Туткибаева, спектакль предстояло выпустить в очень короткие сроки.

– Но несмотря на это, наша ­постановочная группа в составе дирижера Ерболата Ахмедьярова­ и художников Софьи Тасмагамбетовой и Павла Драгунова с большим энтузиазмом взялась за проект, – говорит балетмейстер. – Основная проблема состояла в подборе музыкального материала. Мы решили взять музыку известных казахстанских композиторов и объединить ее в единую партитуру. Сделать это было, безусловно, сложно, но я считаю, что нам удалось справиться с задачей.

В спектакле были применены приемы символизма, поэтому зритель не увидит здесь конкретных исторических персонажей. Это было сделано намеренно, отмечает Гульжан Туткибаева, чтобы, не привязываясь к определенным личностям, получить больше свободы в прорисовке сюжетной линии. А она здесь развивается в двух направлениях: патриотическое начало, объединяющее народы в единое государство, и личная, любовная линия главного героя.

Возвращаясь к теме символизма, нельзя не отметить искусно вплетенный в канву сюжета персонаж – Дух Степи.

– Через него мы проводим главную идею, замысел спектакля: Дух Степи, Аруах – это собирательный образ наших предков, который оберегает нашу землю, направляет нашего героя, помогает ему осмыслить главное. Это своего рода сгусток той доброй энергии, объединившей в себе все самое лучшее и мудрое, что есть на казахской земле. Это, если хотите, образ Великой степи, символизирующий добро и мужество, – рассказывает Гульжан Туткибаева. – Эта балетная постановка глубоко патриотична, после каждого спектакля зритель выходит воодушевленным. А это ведь и есть основная цель и задача любой постановки – вызвать у зрителя ответные чувства. Поэтому посетить спектакль обязательно нужно, чтобы послушать великолепную музыку, вспомнить наших исторических героев и понять, насколько велика сила объединяющего начала: когда мы едины, нет ничего невозможного.

Капитализация успеха

КГАТОБ – репертуарный театр­ в его самом классическом понимании. За почти вековую историю существования в театре было поставлено свыше 300 произведений: казахских опер и балетов, шедевров русской, западноевропейской оперной классики. Современный репертуар театра представлен 60 лучшими спектак­лями, с которыми зритель может познакомиться в течение сезона.

– В перспективный план постановок включены восстановления аутентичных версий оперных и балетных спектаклей, которые с аншлагом шли на сцене театра и представляли казахскую культуру на различных декадах, в рамках крупных гастрольных программ и фестивалей СССР. Так, театр планирует возродить балеты Тимура Мынбаева «Фрески» и Арама Хачатуряна «Спартак» в хореографии талантливого казахстанского балетмейстера Заурбека Райбаева. Если говорить об операх, то это реконструкция национального наследия: «Абай» Ахмета Жубанова и Латифа Хамиди, «Биржан и Сара» Мукана Тулебаева и «Кыз Жибек» Евгения Брусиловского, – делится планами директор театра, заслуженный деятель РК Ая Калиева.

Юбилейный год для КГАТОБ им. Абая стал особенным по ряду причин. Именно в текущем году репертуарную «копилку» пополнил ряд премьер. Это любимая всеми поколениями опера П. Чайковского «Евгений Онегин», знаменитая фокинская «Шопениана» из цикла «Балеты Серебряного века» и два одноактных спектакля – «Открывая Баха» и «Болеро» в современной и дерзкой хореографии зарубежных балетмейстеров.

– С успехом прошел грандиозный фестиваль в честь 85-летия театра, на котором были представлены знаковые в его истории постановки «Абай», «Кармен», «Ромео и Джульетта» и, конечно же, «Лебединое озеро» с участием мастеров казахстанской и зарубежной сцены. И еще одна премьера ждет зрителей в декабре – это комедийная опера «Дон Паскуале» Доницетти с участием молодых, но уже звездных исполнителей, – рассказывает Ая Калиева.

Руководство театра делится и еще одной важной и радостной новостью юбилейного года: КГАТОБ­ им. Абая стал полноправным членом Ассоциации музыкальных театров России и международной ассоциации Opera Europe, что позволит ему значительно расширить географию творческой деятельности и взаимообогащаю­щего сотрудничества.

С первых дней основания ­КГАТОБ был культурным цент­ром страны, поэтому сегодня театр уделяет особое внимание просветительским и образовательным программам, интерес­ным современному зрителю, выполненным с учетом требований времени, технологий и маркетинговых подходов.

– В юбилейный год нами была принята новая концепция развития театра, направленная на капитализацию успеха, на обновление конкурентной энергии, повышение уровня узнаваемос­ти бренда, расширение спектра­ дея­тельности. Театр должен стать родным домом казахского искусства, в котором живет история ­нашей культуры и память о многих выдающихся артистах, дирижерах, режиссерах, балетмейстерах, художниках. Приходя в этот Дом, каждый алматинец и гость нашего города сможет сопри­коснуться с величием казахской оперы и найти созвучную своему внутреннему миру и предпочтениям постановку, – отмечает Ая Калиева.

Театр без границ

Говоря о современном конкурентном пространстве, Ая Калиева считает, что для театра сегодня очень важно сформировать свою аудиторию и постоянно расширять ее границы. Одним из ярких проектов этого направления стал «Открытый театр», в программе которого экс­курсии по театральному музею, загадочному и притягательному закулисью, автограф-сессии и завтраки с артистами, встречи перед спектаклем и Talk show, где слушатели могут познать тайны режиссуры и сценографии от ­постановочной группы.

– Нашел своего слушателя и ­театральный лекторий ARTE с его яркими концертами, лекциями, встречами и открытыми дискуссиями с известными критиками, музыковедами, экс­пертами в области оперного искусства, – продолжает директор. – Прекрасным дополнением репертуарной политики театра стали национальные, школьные и семейные абонементы, направленные на привлечение детей дошкольного, школьного возраста, студенческую и взрос­лую аудиторию.

Положительные отклики получила программа «Театр детям», где наряду с ранее существующими концертами «По дорогам сказки», «Музыкальная шкатулка» были введены такие проекты, как «Каникулы в театре», «Уроки в теат­ре», детский клуб «Камертон», программа которого позволяет понять мир профессионального театра, прикоснуться к технологии рождения спектакля. Все эти проекты направлены на продвижение музыкального национального и мирового наследия, стимулирование дискуссии о творчестве.

Сохранение исторического наследия

Еще на одном направлении деятельности театра хочется остановиться особо. Речь идет о проектах в рамках программы «Рухани жаңғыру», которые направлены на пропаганду и популяризацию казахстанского искусства в глобальном мире. При поддержке Министерства культуры и спорта ежегодно театр выезжает на гастроли. В юбилейный год коллектив с триум­фом выступил на лучших сценах Казах­стана – в театре Аstana Opera, Франции – в Страсбургском Конгресс-холле и Оперном театре города Йер, Великобритании – в Лондонском Колизее, Индии – в театре Национального центра исполнительских искусств.

– Казахстанские и зарубежные зрители высоко оценили мастерство наших артистов. Впервые за долгие годы о нашем театре стали писать в зарубежных изданиях. Так, в престижном европейском журнале Dance Europe в номинации New name to watch («Новое имя к просмотру») был отмечен одноактный балет «Открывая Баха» австралийского балетмейсте­ра Дэвида Джонатана, мировая премьера которого состоялась в апреле текущего года, – с гордос­тью рассказывает Ая Калиева.

Также сегодня театр уделяет большое внимание сохранению отечественного исторического­ наследия. КГАТОБ обладает уникальной нотной коллекцией, представленной редкими партитурами и подлинными авторскими клавирами всех опер и балетов казахстанских композиторов.

– По рукописям нашей библио­теки можно проследить всю исто­рию становления и развития национальной композиторской профессиональной школы. Театр приступил к созданию электронной копии библиотеки, которая в будущем будет преобразована в Центр изучения нотного материала и композиторского наследия Казахстана, – говорит директор театра.

Великому Абаю посвящается

Театр, носящий имя выдающегося казахского просветителя, философа, поэта Абая Кунанбаева, не мог остаться в стороне от двух знаменательных дат. В честь 75-летия со дня премьеры жемчужины казахского музыкального искусства оперы «Абай» и в канун 175-летия со дня рождения нашего великого предка КГАТОБ готовит уникальный проект «Абай-Gala». 24 декабря гостям театра будут представлены фотовыставка и ­экспозиция раритетных костюмов исторических постановок оперы «Абай».

А главный сюрприз им будет представлен на сцене КГАТОБ, где пройдет историческая постановка оперы «Абай» режиссера Курманбека Джандарбекова в редакции Байгали Досымжанова. Спектакль «Абай-Gala» позволит услышать известную оперу в исполнении ряда прославленных мэтров и молодых звезд казахстанской оперной сцены. Главные партии Абая, Ажар, Айдара, Жиренше, Сырттана, Азима, Карлыгаш, Кокбая и Меса прозвучат в исполнении Шахимардана Абилова, Нуржамал Усенбаевой, Беимбета Кожабаева, Мурата Шалабаева, Талгата Кузембаева, Нуржана Бажекенова, Венеры Алпысбаевой, Таира Тажи.

За 75 лет существования оперы «Абай» исполнителями главных партий были и являются выдаю­щиеся деятели казахстанского оперного искусства. Первым исполнителем роли Абая стал Ришат Абдуллин. Позже этот образ вопло­щали Ермек Серкебаев и Гафиз Есимов. На протяжении многих лет в партии Ажар блис­тали Куляш Байсеитова, Шабал Бейсекова, Роза Жаманова, а в партии Айдара – Байгали Досымжанов, Нариман Каражигитов и Алибек Днишев.

– Опера «Абай», созданная творческим союзом композиторов Ахмеда­ Жубанова и Латифа Хамиди­ на либретто Мухтара Ауэзова, ежегодно открывает наш театральный сезон. Как известно, премьера оперы состоялась 24 декабря 1944 года на сцене нашего театра накануне 100-летия со дня рождения великого поэта. Огромный успех оперы на родине продолжился триумфальным шествием по культурным столицам мира. Она с большим успехом была показана в Москве, Берлине, Дрездене, Париже, Афинах, Тбилиси. В следующем сезоне мы планируем показать ее на сцене лучших театров России, Турции, Китая и Франции, – говорит директор театра Ая Калиева.

Но и это еще не все. К празднованию 175-летия Абая Кунанбаева старейший музыкальный театр страны подготовил разноплановую программу: это и фестиваль «Абай әлемі», и Международный конкурс вокалистов оперы «Әнді сүйсен. Менше сүй», и концерты вокальной и инструментальной музыки, и постановка радиооперы Сыдыха Мухамеджанова «Абай и Айгерим». Завершит грандиозную акцию легендарная опера «Абай», в которой исполнителями главных партий выступят звезды из стран, входящих в международную организацию ТЮРКСОЙ.

– Казахский государственный академический театр оперы и балета имени Абая, отметивший в нынешнем году свое 85-летие, и сегодня представлен высокопрофессиональными творческими коллективами (симфонический оркестр, хор, балет) и солистами, многообразием театрального репертуара национальной и мировой оперной и балетной классики разных эпох, направлений, стилей и жанров, отражающих уникальный вклад музыкального исполнительского искусства Казахстана в мировую культуру, – заключила заслуженный деятель РК Ая Калиева.

Популярное

Все
Чем чревато обещание мгновенного успеха?
Память Рахимжана Кошкарбаева почтили в Астане
Акмолинец Альмукан Сембинов брал Варшаву и Берлин
В Тегеране помнят о погибших советских воинах
Фестиваль книги преобразовался в театрализованное шоу
Алькей Маргулан посвятил археологии всю жизнь
Семей: что показать туристам?
Лучших знатоков казахского языка определили среди гвардейцев
«Мир казахов» пришел к англичанам
Казахстан служит примером для стран, ищущих свой путь развития
Быть учителем непросто
История Галымжана Габдрешова воодушевляет
Возможности внедрения альтернативных форм голосования обсуждают эксперты
Сенаторы требуют демонополизации рынка сотовой связи
Мажилисмены призывают не прощать закладчиков наркотиков
Вклад АНК в построение Справедливого Казахстана обсудили в Павлодаре
Рыбакина с огромным трудом обыграла Путинцеву
Ленка Газгольдер
Степь цветет, радует глаз
Джигитам из Жамбылской области не было равных на XXIII чемпионате страны по кокпару
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Тест на прочность: держаться вместе!
Волонтерство – элемент национального характера
100 новых домов начали строить в СКО для пострадавших от паводков граждан
Токаев: Чистота городов и сёл Казахстана должна стать образом жизни
Шестую с начала года нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Казахстанским компаниям стало проще выигрывать конкурсы закупок субъектов естественных монополий
Большая вода: принимаются меры для стабилизации цен в пострадавших регионах
Волонтеры тоже нуждаются в заботе
Юные гости восхищаются пейзажами Алматинской области
Рыбакина уверенно обыграла итальянскую соперницу на супертурнире в Испании
Почему Александр Невский с Ордой не ссорился?
В Казахстане дешевеют яйца
На весенне-полевые работы аграриям требуется 1,5 трлн тенге
Долговечность строений зависит от качества стройматериалов
Навигация открылась на судоходных водных путях в Казахстане
Йеменские хуситы вновь атаковали суда в Красном море
Более 30 лет скрывавшийся от правосудия насильник задержан в Павлодаре
Король Карл возвращается к публичной деятельности
Вода уходит, села возвращаются к нормальной жизни
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Дефицит поливной воды ежегодно наблюдается в Кызылординской области

Читайте также

«Біз біргеміз!» – и в горе, и в радости
Всепобеждающая сила любви
После лечения бойцы снова рвались на фронт
Рассказать о главном через песни и танцы

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]