– На каких принципах базируется политика 31 канала?
– «Смотрим всей семьей!» – это не просто слова из секундной рекламы ТВ, но и наш девиз. Отмечу, что наш самый основной принцип – это ориентированность на зрителя и предоставление качественной продукции. Кто же наш зритель?
Если учесть, что в Казахстане на каждую семью приходится примерно по 1,7 телевизора и в течение дня пульт от него переходит из рук в руки, то наш зритель – это казахстанец в разных возрастных категориях. Ведь нередко под одной крышей проживают представители трех поколений. И мы стараемся учесть интересы того зрителя, который в этот час, в это время суток находится перед экраном. Придерживаясь такого прагматичного и продуманного подхода к формированию контента, мы создаем оптимальную сетку программ и кино. Следует отметить, что взвешенный прагматизм является важным компонентом при принятии всех решений в нашей компании.
Поэтому задачи, озвученные Главой государства в программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», близки нам и созвучны нашим принципам. Как отметил Президент Казахстана, прагматизм – это противоположность расточительности, кичливости. И именно умение жить рационально, с акцентом на достижение реальных целей, с акцентом на образование, здоровый образ жизни и профессиональный успех – это и есть прагматизм в поведении.
Мы обязательно учитываем традиции, сложившиеся в среднестатистической казахстанской семье. Так, хотя бы раз в день члены семьи собираются за одним столом, и обычно фоном звучит телевизор. Мы заботимся о том, чтобы даже при таком косвенном просматривании продукция канала дарила позитивные эмоции. К слову, нацеленность на оптимизм, жизнеутверждающие позиции выражены и в цветовом решении канала.
– Формировать контент так, чтобы он был востребован и интересен разным аудиториям, – дело непростое. Какие проблемы возникают в процессе и как Вы их решаете?
– Думаю, что результат любого дела зависит от слаженности действий всех участников процесса. Сегодня в команде 31 канала трудятся профессионалы, любящие свое дело. Каждый отвечает за свой участок работы, понимая, что от его усилий зависит качество конечного продукта, и старается выполнить задачу, достигнув блестящего результата. Следует отметить, что это и есть конкурентоспособность, которую Глава государства выделил в качестве важных качеств успешной нации, отметив, что именно способность нации предложить что-либо выигрышное по цене и качеству на региональных и глобальных рынках и определяет конкурентоспособность. И это не только материальный продукт, но и знания, услуги, интеллектуальные продукты, наконец, качество трудового ресурса.
Мы формируем сетку программ с учетом возрастных интересов нашей аудитории – казахстанской семьи. Несмотря на традиционно патриархальный уклад в казах-станских семьях, мы осознаем, что главным идеологом все же является женщина, мама семьи, в возрасте от 18 до 45 лет примерно. И мы стараемся завоевывать право быть всегда в приоритете, главным эфиром дома, «влюбив» маму в себя, свою продукцию.
Также мы понимаем, что социальный аспект всегда был и остается в приоритете. Поэтому почти каждый наш проект содержит социальный элемент.
Например, известный и полюбившийся многим проект «Келiндер бәйгесi». О чем он? Шоу, где соревнуются невесты? Не совсем. Это прежде всего воспитательный проект, проект-призыв. К чему мы призываем и чему учим? Быть прагматичными, отказываться от стереотипов и меняться. Не жить напоказ, а принимать решение, исходя из прикладности и пользы. Рассказать всем, что главное – не казаться, а быть.
Например, свадьба на 500 человек или скромный вечер в семейном кругу, а на средства, которые бы ушли на этот пир, приобретаются жилье, машина или открывается бизнес для молодой семьи. Что круче? Что нужней? Накормить толпу и пустить пыль в глаза или дать стартовый капитал новобрачным? Конечно, здравомыслящие родители выберут второй вариант. Ведь бытовые проблемы и неустроенность разбили не одну семью.
Другой проект – «Ма-Ма шоу». О чем он? Если в двух словах, лозунг проекта: «Быть мамой круто!» Легко и доступно мы рассказываем о самой важной роли женщины – быть мамой, светить и греть теплом сердца семью всегда. И не просто рассказываем, но и помогаем экономить время, тратить энергию разумно, делимся секретами, показываем жизненные лайфхаки. Проект запущен пока в экспериментальном режиме, но уже можно сказать, что передача весьма востребована.
– Один из громких проектов канала – I`m a singer Kazakhstan. Известное в мире шоу талантов в казахстанском формате обещает быть интересным…
– Да, это мощный проект, который будут транслировать в шести странах, его увидят свыше 250 миллионов зрителей. Стоит отметить, что впервые в истории казахстанского ТВ проект будут показывать телеканалы других стран. Отличие шоу в том, что у него не соревновательный формат. Это скорее мелодрама, где в новых, порой доселе неизведанных гранях раскрываются песня, автор и исполнитель.
– Какова на сегодня доля программ собственного производства на канале?
– Сегодня мы производим ровно 50% продукции, выпускаемой в эфир. Хотя всего несколько лет назад собственный продукт едва достигал 30%, и эфирное время заполнялось иностранной продукцией: сериалы, кино, передачи.
Сегодня мы снимаем свое кино. Представляем зрителям сериалы, собственные проекты, авторские передачи. Одной из первых ласточек был ситком «Базарбаевтар», произведенный в 2011 году. Короткометражные серии о жизни обычной казахской семьи пришлись по душе зрителю и занимали топовые места в рейтинге не один год. Это был наш первый подобный проект, говорить о прибыли даже не приходится, но в целом проект себя оправдал и дал нам бесценный опыт.
Сегодня зрителям уже полюбились многие наши сериалы: «Городские легенды», «Адасқандар», «Ай ти молодец», «Женатики» и другие. Сейчас же мы научились быть прибыльными. И можем говорить о том, что наша стратегическая цель достигнута. В 2011 году мы поставили себе задачу в течение 5 лет реализовать стратегию импортозамещения. Буквально 5 лет назад продукция 31 канала на 90% состояла из неказахстанской: Голливуд, Турция, Индия, Корея и другие страны, и только 10% было отечественным.
Сегодня же доля собственного производства составляет 50%. И их маржинальность, то есть прибыльность, уже превысила долю импортных. Этой отметки мы достигли в 2017 году.
– И конечно, традиционный вопрос о планах. Какие интересные проекты ожидают зрителей в новом телевизионном сезоне?
– Мы всегда заботимся об актуальности представляемой продукции. В новом сезоне зрителей ждут как традиционные проекты, так и новые. Как и раньше, в информационном блоке будет «Информбюро», где, помимо новостей, журналисты рассказывают о людях, попавших в сложную жизненную ситуацию, инициируют помощь и сами зачастую принимают прямое участие в судьбе героев своих репортажей.
Продолжатся шоу-программы «Келiндер бәйгесi» , «Женатики», кулинарное шоу «Готовим с Адель», юмористическая передача «Ризамын». Знаковым проектом сезона станет I`m a singer Kazakhstan – шоу талантов.
Но самое главное – «31 канал», как и прежде, будет трудиться для своего зрителя. Принимая во внимание и выражая свое согласие с задачами, очерченными в программной статье Главы государства, мы продолжим выпускать качественный контент, снимать интересные фильмы, дарить позитив.
Будем, как и всегда, открытыми новому, не забывая при этом о своих корнях, останемся прагматичными и конкурентоспособными, будем стремиться к новым знаниям и следовать теории эволюционного развития, завоевывая мир без революций, только эфиром.
Будем трудиться и вносить свой вклад для того, чтобы процесс модернизации сознания стал платформой, соединяющей горизонты прошлого, настоящего и будущего народа. И каждый казахстанец смог сконцентрироваться, изменить себя и через адаптацию к меняющимся условиям взял лучшее из того, что несет в себе новая эпоха.