В ходе продолжающейся правовой реформы идет активное обновление уголовно-процессуального законодательства Республики Казахстан. Насколько эффективно оно будет применяться, зависит в том числе и от того, какое значение будет придано судебному контролю на досудебных этапах уголовного судопроизводства, а также от порядка назначения служителей Фемиды, квалификационных требований к ним.
В целях ужесточения квалификационных требований к кандидатам в судьи предлагается пересмотреть возрастной ценз, увеличив его с 25 до 30 лет, ввести обязательные требования по наличию стажа работы в судебной системе не менее 5 лет, а также по владению государственным языком, пересмотреть квалификационный экзамен на предмет оценки правильного правоприменения норм.
При этом в квалификационных требованиях к кандидатам в судьи областного суда важно предусмотреть требование о наличии стажа не менее трех лет в районном суде. Кроме того, предлагается сделать стажировку в судах до одного года обязательной при назначении кандидата в судьи. В целях модернизации Института правосудия видится возможным его функционирование при Верховном суде РК.
Для разработки новых этических стандартов поведения судей предлагается ввести институт общественного контроля, обеспечить прозрачность деятельности судей. Ведь служители Фемиды должны иметь безупречную репутацию.
Принципу меритократии в судебной системе будет способствовать введение квалификационных требований по уровням судов. Испытательный срок для тех, кто впервые вступает в судейскую должность, предлагается вводить до их назначения, поскольку согласно Конституции суды состоят из постоянных судей.
В целях оптимизации количества судебных инстанций предлагается исключить надзорную коллегию. А для расширения полномочий следственных судей на стадии досудебного расследования целесообразно наделить их правом санкционирования всех следственных действий.
В целях сокращения обязательного участия прокурора в гражданском судопроизводстве важно исключить участие прокурора в нем по делам о восстановлении на работе, взыскании заработной платы, выселении гражданина из жилища без предоставления другого жилого помещения, возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью.
Для расширения сферы применения суда присяжных подсудность дел данным судом предлагается определять в зависимости от тяжести совершенного лицом того или иного деяния следственным судьей. Так, преступления, относящиеся к категории особо тяжких, тяжких, должны подлежать рассмотрению судом присяжных. Приговоры, вынесенные с их участием, не должны подлежать пересмотру.
Реализация этих и других предлагаемых мер позволит повысить качество отправления правосудия как одной из основополагающих, фундаментальных, конституционных гарантий защиты прав и свобод человека.