Талант и обаяние Айманова

2918
Алия Сыздыкова

Шакен Айманов не снимал в своих фильмах актеров, исходя из их принадлежности к жузам. Об этом рассказывается в документальной ленте Булата Нусимбекова «Шакен Айманов: человек и легенда».

фото Юрия Беккера

Первый опыт выступления на сцене Шакен Айманов получил в Семипалатинске, где учился в педтехникуме. Участвуя в художественной самодеятельности, часто выступал в городских клубах. Здесь его в 1933 году заметил заведующий секцией искусств Наркомпроса КазССР Габит Мус­репов. В Семипалатинск писатель приехал в поисках молодежи для пополнения труппы Казахского театра драмы.

Лучшие свои роли Айманов сыграл в театре. Шекспировские Петруччио и Отелло, Тихон в «Грозе» Островского, Сатин «На дне» Горького, Шарип в «Абае» по Ауэзову… В каждой роли проглядывала его непосредственная, доверчивая казахская душа. Так было, когда в 1943 году эвакуированные в Алма-Ату супруги Борис Бибиков и Ольга Пыжова поставили в Каздраме спектакль «Укрощение строптивой», где Шакен и Хадиша Букеева составили блистательный дуэт. Газеты тех лет писали: «Два часа сплошной радости и праздника».

Англичанин Лоуренс Оливье, один из лучших исполнителей роли Отелло, считал эту роль вершиной карьеры для актера. Шакену Айманову посчастливилось встретиться с великим трагиком в 1964 году, когда он был приглашен в составе советской делегации на празднование 400-летия Шекспира. Оливье попросил его прочитать что-нибудь на казахском языке. Шакен вышел в костюме и гриме в зал, полный режиссеров и актеров, ставивших и игравших Шекспира в подлиннике.

– Услышать Отелло в исполнении Шакена Айманова дорогого стоило, – вспоминал кинорежиссер Марлен Хуциев. – Он передал подлинность чувств героя, доказав тем самым, что язык искусства интернационален.

В кино Айманов пришел в 1937 году. Он зашел на съемочную площадку фильма об Амангельды Иманове из любопытства, да так и остался там. Режиссер Моисей Левин дал ему крохотную роль – сарбаза.

По мнению Марлена Хуциева, в кинематографе обязательно должно быть личностное начало. Именно это и увидел Ефим Дзиган в Айманове, приглашая на роль Джамбула в одноименной картине. Выбор был безошибочный: актер страстно желал сыграть поэта таким, каким знал его сам: в 1936 году во время декады казахского искусства в Москве молодой Айманов был у Джамбула переводчиком.

Он признавался: «После работы над фильмом «Джамбул», кино все больше и больше притягивало меня. А споры с режиссером о трактовке образа приводили к абсурдной мысли: «А что если самому попытаться поставить фильм? И хотя я поставил несколько спектаклей в театре и даже получил за «Абая» Госпремию, осмелиться на кинорежиссуру вот так вот сразу я не мог. Слишком сложной мне казалась тогда специфика кино. Но кинорежиссером я все же стал».

Первой его киноработой стал фильм «Поэма о любви» по сценарию Габита Мусрепова. Критики отмечали ее театральность, но этот фильм стал поворотным моментом в истории казахского кино, а Айманов стал первым отечественным кинорежиссером.

Но пройдет несколько лет и про «Наш милый доктор» уже никто не скажет, что это театральный фильм.

– Айманов был от природы одаренным человеком, обладающим чутьем на таланты, – говорил исполнитель главной роли в этой комедии Юрий Померанцев. – В чем был выигрыш «Нашего милого доктора»? Во-первых, он не брал для усиления, для кассы, для успеха актеров из Москвы и Ленин­града, а пригласил алматинскую молодежь, будущих великих. Я имею в виду Ермека Серкебаева и Бибигуль Тулегенову. Во-вторых, прелестная, полная обаяния и чудес Алма-Ата тех лет. Мне говорили, что уезжающие за границу алматинцы брали с собой пленку с фильмом «Наш милый доктор» как память о родине.

Сам Айманов в кино снимался мало. Он требовательно относился к тому, что играл. И все же Айманов-актер взял верх над Аймановым-режиссером.

В кинематографическом мире, пропитанном идеологией, жить было сложно, поэтому он старался высказывать некоторые свои мысли через фольклор. Будучи уже признанным актером и режиссером, он обратился к фильму «Алдар Косе», где сам же и играет главную роль.

Многие считают, что эта блис­тательная с точки зрения актерской работы картина о нем самом, о его желании быть понятым. Алдар Косе-Айманов – неунываю­щий острослов, но отнюдь не весельчак.

Почет, слава и награды его не обходили, но было и другое. Споры вокруг каждого его фильма, резкие статьи и острые фельетоны. Как художественный руководитель киностудии, Айманов отвечал за все, что выходило на экране. Чаще всего предлагались сырые, слабые сценарии. Их приходилось дописывать, дотягивать. Мощный партийный рупор того времени – газета «Известия» упрекала его: «Не за свое дело беретесь, товарищ. Два арбуза в одной руке не удержать».

– Айманов-актер был намного выше, интереснее Айманова-режиссера, – считает Олжас Сулейменов, пришедший в 1963 году на киностудию главным редактором сценарно-редакционной коллегии. – Но что было делать? Профессиональные кинорежиссеры со вгиковским образованием – Мажит Бегалин, Султан Ходжиков, Абдулла Карсакбаев – пока еще не создали своих шедевров.

В середине 60-х на экраны выходит его фильм «Земля отцов» – «Атамекен». История о старике и его внуке, которые решили похоронить прах погибшего воина на родине. Впервые на экране появился образ казахского аксакала со всеми присущими ему чертами, в том числе и религиозными. Айманов мог бы и сам сняться в этой роли. Но понимая, как режиссер, природу фактуры и типажности, пригласил Елубая Умурзакова.

В первом варианте сценария, написанного Олжасом Сулейменовым, впервые в казахском кино прозвучала тема депортации народов в годы сталинских репрессий. Цензура многие сцены из него вырезала, но главное – чувство любви к Родине – удалось сохранить.

Айманов снимал этот фильм со своим сыном – оператором Муратом Аймановым. Работа на съемочной площадке дала этим двум близким людям редкую возможность общения и совместного творчества.

Можно только удивляться, как Айманова хватало на все. Художест­венное руководство студией, режиссура в кино, театре, всесоюзные пленумы кинодеятелей, большая работа в Союзе кинематографистов республики, депутатские обязанности…

– Когда люди начинают говорить об авторитете Айманова, о широте его щедрой казахской души, у меня перед глазами встают две картины, – говорит кинорежиссер и сценарист Сламбек Тауекел. – Однажды я, студент – дипломник ВГИКа, вместе с Азербайжаном Мамбетовым попал в ресторан Союза театральных деятелей. И вдруг все, кто находился там, встали, со всех сторон неслось дружеское: «Шакен! Шакен!» Шакен Айманов подходил к каждому столику, чтобы поздороваться.

И второй раз тех же самых людей – Олега Ефремова, Михаила Ульянова, Олега Табакова и других знаменитостей – я увидел на церемонии прощания с Аймановым, когда его сбила машина. Все, кто видел его в те дни, вспоминали его слова: «Конец атамана» я сдал, теперь буду готовиться к «Абаю».

– Когда он появлялся в Москве, а это бывало довольно часто, мы встречались не только в Доме кино, но и в других местах, – рассказывает Андрей Кончаловский. – Обаяние, талант, магнетизм, харизма… Умный человек, он все время учился, не хотел почивать на лаврах, хотя был уже серьезным чиновником. Улыбчивый человек, он умел ладить с начальством. А еще он был талантливым артистом. Конечно же, ему завидовали, но и любили тоже. Он любил застолья, званые вечера, и сам тоже устраивал многолюдные празднества, как было принято в те времена.

В 1970-х Айманов снял двухсерийный приключенческий фильм «Конец атамана». Сценаристом был приглашен Андрей Кончаловский. На роль Чадьярова Айманов утвердил своего зятя – Асанали Ашимова.

– Приглашая меня на роль, Шакен Кенжетаевич думал не обо мне, а о себе, – утверждает актер. – Будь иначе, он снимал бы только актеров-родичей из Среднего жуза. Например, своего родного брата Каукена Кенжетаева. Во мне ему приглянулась внешняя фактура.

Последнюю его картину называют сегодня первым национальным экшном. Друг Айманова Григорий Чухрай, у которого имелась своя экспериментальная студия, предложил ему после просмотра специализироваться на детективах. Айманов ответил, что у него другие планы.

– Теперь я могу пойти и на съемки «Абая», – сказал он. – Актер у меня готов...

Не успел… Ему было всего 56.

Популярное

Все
Масштабные преобразования – основа устойчивого развития отрасли
Объявлен бой наркокурьерам
«Генный ключик» для джабе
Масштабируя передовой опыт
Свежий кумыс по старинным рецептам
Казахстан стал лучшим на Кубке мира World Boxing
Он дал новый голос казахскому кино
Сбежать не удалось
Всегда на шаг впереди угроз
Новой техникой пополнился машинный парк
Озеро Сайран обрело новую жизнь
Распоряжение Главы государства о назначении
Полигон твердых бытовых отходов остался без финансирования
Жители Жезказгана вынуждены употреблять питьевую воду пятого класса загрязненности
Распоряжени Главы государства о назначении
Указы Главы государства об освобождении от должности
Гонка за лидерами
Указы Главы государства о назначении
К каждому – свой подход
Временный приют или точка опоры?
Первого бесплатного юридического помощника на базе ИИ запустили в Казахстане
16 млрд тенге инвестирует Казахтелеком в цифровую инфраструктуру Акмолинской области
Лесной пожар бушует в пригороде Стамбула
Мощный лесной пожар разгорелся в Турции
Южнокорейский бизнес расширяет присутствие в Казахстане
Завод по переработке природного урана запущен в Сузаке
ЕС к 2040 году планирует сократить выбросы CO2 на 90%
Доступ закрыт: туристам запретили подниматься на скалу Жумбактас в Бурабае
Государства-члены СВМДА украсили штаб-квартиру в Астане культурными элементами Азии
Названы первые победители этапа Кубка Казахстана по таеквондо в Алматы
«Мағжан оқулары-2025» вновь собрал талантливую молодежь
Экс-главу «Казселезащиты» осудили на 12 лет
Астана закрепляет за собой статус регионального экологического лидера
Находящегося в международном розыске казахстанца арестовали в Грузии
День столицы: традиционный конкурс силачей «Толағай» пройдет в Астане
Глава государства провел заседание Совбеза
Сколько людей носят имя Астана в Казахстане
Резкий рост травматизма в результате ДТП зафиксировали в Казахстане
«Астана» не смогла уйти в отрыв
3,8 млрд тенге выделило Правительство на теплосети Павлодара и Экибастуза
День столицы: сколько дней отдохнут казахстанцы в начале июля
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
Новый завод открыли в Атырау
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
Алматинцев предупредили о неспокойной ночи
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
Закон Республики Казахстан
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
Главе государства показали пассажирский вагон казахстанского производства
Развитие химической отрасли в Жамбылской области набирает темпы
В Павлодаре выявлены грубые нарушения в работе филиала Национального центра экспертизы
В Актобе построен новый завод по производству агрохимикатов
В Улгили выпускают стекло жамбылской закалки
День полиции отмечают сегодня в Казахстане
Три молочно-товарные фермы построили в Костанайской области за год
На краю пропасти: как остановить человека от последнего шага
Очередной циклон надвигается на Казахстан
Сильные дожди сменят жару в Казахстане

Читайте также

Летописцы истории
Евразийская неделя арбитража
Пора подружиться с «капелькой»
Шелуха теперь не мусор, а сырье

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]