Додекаэдр и роботизированная рука
Италия, наверное, единственная страна, которая выставляет новинки попеременно. В первые дни после открытия ЭКСПО регион Кампанья демонстрировал в павильоне морскую турбину с горизонтальной осью GEM. «Воздушный змей» – так ласково назвали итальянцы этот агрегат для производства чистой энергии – использует медленно движущиеся потоки воды.
Следующим был регион Тоскана, который привез в Астану и оставил для ознакомления в павильоне до конца июня машину Dynamo. Она производит и накапливает электрическую и тепловую энергию за счет исключительного использования возобновляемых и свободных источников.
12-угольная машина (додекаэдр) одновременно использует энергетику недр, воды, воздуха, солнца и позволяет максимально эффективно обеспечить потребности, например, здания площадью около 1 200 кв. м энергетического класса «А» или ежедневные потребности в горячей воде 30 человек, или производства электроэнергии для системы охлаждения и освещения. Применение додекаэдра по сравнению с традиционной энергетической системой позволяет ежегодно сокращать эмиссию СО2 в атмосферу на 30 тонн!
И наконец, в данный момент «изюминкой» итальянского павильона является промышленный робот Fondazione Alessandro Volta Robot. Основные области его применения – погрузочно-разгрузочные работы, промышленная сборка, лазерная сварка, в том числе в средах с высокими тепловыми и механическими нагрузками, в потенциально взрывоопасной среде или в стерильно чистых помещениях. Однако специально для выставки эту роботизированную «руку» превратили в инструмент творчества. А именно – запрограммировали для выполнения всевозможных чертежей и рисунков.
Творчество чудо-мастера – эмблема ЭКСПО-2017 или картинки из жизни Алессандро Вольта – выполнены в черном цвете, но при перепрограммировании можно добиться и цветного решения.
Стоит отметить, что кроме вышеназванных разработок, в итальянском павильоне представлены 20 различных проектов, о которых рассказывают галлограммы ученых.
Электричество из ничего
Этот необычный экспонат в павильоне Финляндии и найти-то сложно без помощи гида. Как оказалось, замурован он в полу, под стеклом. А название у него ну совсем не технологичное – «Пингвин WELLO».
Правда, с милыми арктическими птицами он никак не связан. Концепция «Пингвина WELLO», которым предполагается оснащать морские суда, состоит в превращении кинетической энергии волн в электрическую, не нанося при этом вреда морской флоре и фауне.
– «Пингвин WELLO» – уникальная технология, которая позволяет вырабатывать кинетическую энергию из энергии волн, – рассказал гид павильона Финляндии. – Другие компании и страны тоже занимались такими разработками, но именно нашему государству удалось создать эффективный агрегат, в том числе и за счет необычной формы.
На выставке, конечно, представлен уменьшенный макет настоящего судна, но на размещенном рядом планшете можно рассмотреть все нюансы и принцип работы «пингвина». Примечательно, что установку не нужно погружать в воду. Она крепится на палубе и при ударах волн заставляет вращаться лопасти генератора. Далее выработанная электроэнергия идет по кабелям, расположенным уже под водой, и доставляется на электростанцию на берегу.
Изначально установку тестировали в Атлантическом океане, но сейчас ее широко используют и в других районах планеты. Несмотря на немалую стоимость, «Пингвин WELLO» быстро себя окупает, потому что, по сути, производит энергию из ничего.
Не сразу бросается в глаза и другой экспонат – он просто вертикально прикреплен к стене. Но это уже в павильоне Азербайджана. Здесь представлена четырехметровая часть лопасти ротора, длина которой на самом деле составляет... 44 метра. При этом высота ветрогенератора еще больше – 185 метров. Номинальная вырабатываемая мощность 2 350 кВт.
Изогнутый край высокотехнологичной лопасти, который также называется законцовкой, максимально увеличивает производимую ветрогенератором мощность и уменьшает шумовое загрязнение окружающей среды. Азербайджан, богатый энергоресурсами, имеет благоприятные климатические условия для использования энергии ветра. В республике уже действует ряд ветряных электростанций. В ближайшем будущем ожидается строительство крупнейшей из них мощностью 200 МВт. Ее предполагается разместить между островами в Каспийском море.
«Лидер» взламывает лед
Не имеют аналогов в мире проекты, представленные в российском павильоне. Их здесь немало. Например, интегрированный проект по добыче и сжижению природного газа; система управления солнечными батареями, мобильный комплекс очистки и обеззараживания хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод; суперконденсатор ТЭМП для северных районов с низкими температурами...
Помимо прочего, российский павильон – один из самых крупных и самых красивых. В центре экспозиции здесь находится полусфера со сменяющимися атмосферными и круговыми панорамами и инсталляция «Арктический город», выполненная в масштабе 1:100. Это участок Северного Ледовитого океана с настоящей арктической водой в окружении льдов.
По воде плывет управляемый макет атомного ледокола, открывающего водный путь танкеру с нефтью полярного шельфа. Современные российские суда позволяют круглый год осуществлять навигацию по Северному морскому пути, доставлять грузы в отдаленные районы Крайнего Севера, исследовать Арктику и Антарктиду.
Сегодняшние российские ледоколы способны ломать льды толщиной до 2,8 метра. А в Астане представлен проект находящегося в разработке ледокола «Лидер», который сможет пробивать лед толщиной более 4 метров!
Здесь же представлен буксир Севморфлота, доставляющий к причалу другую уникальную разработку российских ученых – плавучую атомную электростанцию. Она словно «зажигает» огни арктического вечернего города в момент пришвартовывания.
ПАТЭС «Академик Ломоносов» – первая в мире мобильная транспортабельная атомная электростанция малой мощности. Она может использоваться в отдаленных районах или в тех местах, куда доступ по суше затруднен. Стоить отметить, что в настоящее время Россия лидирует в мире в строительстве энергоблоков АЭС: в стадии реализации находятся 42 проекта в стране и за рубежом.
«Я буду долго гнать велосипед…»
И напоследок вновь поговорим о необычных средствах передвижения, представленных на ЭКСПО. Ведь именно они привлекают самое большое внимание посетителей, особенно мужчин.
Необычны они скорее не внешним видом, а «начинкой». Так, центральным экспонатом павильона Латвии является модель-макет водородно-электрического локомотива – это инновация в области грузовых перевозок. Особенность железнодорожной новинки в том, что при ее использовании нет вредных выбросов в окружающую среду. К тому же машина издает меньше шумов, чем другие ее «собратья».
Идея павильона Латвии «Энергия в нашей природе» имеет двойной смысл: природа – это среда, в которой мы живем и из которой черпаем энергию.
Кстати, первой в мире продавать авто с водородными двигателями стала Япония, о чем она и заявляет в своем павильоне на ЭКСПО. Также в качестве топлива для самолетов здесь предложено использовать… микроорганизмы, поглощающие углекислый газ.
В павильоне Франции представлены такие достижения в области экологичного транспорта, как концепт-кар Quartz, обладающий высокой технологичностью и эффективностью, складной электрический самокат e-Kick и электроскутер e-Vivacity.
Но, наверное, самым обсуждаемым транспортным экспонатом выставки в Астане является велосипед на солнечной батарее, представленный в павильоне Монако. Спонсором этой новинки стал легендарный велогонщик, генеральный менеджер велокоманды «Астана» Александр Винокуров.
Это разработка группы студентов технического лицея Монте-Карло. Они, кстати, лично приехали в Астану. Правда, не на своем велосипеде, как планировали изначально. Но не потому, что это невозможно в принципе, а лишь из-за нехватки времени.
Велосипед изготовлен из бамбука, весит чуть более четырех килограммов, на нем установлен 36-вольтовый электромотор, который питает солнечная панель, расположенная на специальной тележке сзади. Двухколесное средство передвижения способно развивать скорость до 37 километров в час.
Сами разработчики, правда, свою модель идеальной не считают – ездить с тележкой позади действительно не очень-то удобно, а потому сейчас заняты созданием другой модификации, в которой солнечная батарея будет крепиться непосредственно к велосипеду.