Технологии, способные изменить мир

1205
Асель Муканова
Додекаэдр и роботизированная рука

Италия, наверное, единственная страна, которая выставляет новинки попеременно. В первые дни после открытия ЭКСПО регион Кампанья демонстрировал в павильоне морскую турбину с горизонтальной осью GEM. «Воздушный змей» – так ласково назвали итальянцы этот агрегат для производства чистой энергии – использует медленно движущиеся потоки воды.

Следующим был регион Тоскана, который привез в Астану и оставил для ознакомления в павильоне до конца июня машину Dynamo. Она производит и накапливает электрическую и тепловую энергию за счет исключительного использования возобновляемых и свободных источников.

12-угольная машина (додекаэдр) одновременно использует энергетику недр, воды, воздуха, солнца и позволяет максимально эффективно обеспечить потребности, например, здания площадью около 1 200 кв. м энергетического класса «А» или еже­дневные потребности в горячей воде 30 человек, или производства электроэнергии для системы охлаждения и освещения. Применение додека­эдра по сравнению с традиционной энергетической системой позволяет ежегодно сокращать эмиссию СО2 в атмосферу на 30 тонн!

И наконец, в данный момент «изюминкой» итальянского павильона является промышленный робот Fondazione Alessandro Volta Robot. Основные области его применения – погрузочно-разгрузочные работы, промышленная сборка, лазерная сварка, в том числе в средах с высокими тепловыми и механическими нагрузками, в потенциально взрывоопасной среде или в стерильно чистых помещениях. Однако специально для выставки эту роботизированную «руку» превра­тили в инструмент творчества. А именно – запрограммировали для выполнения всевозможных чертежей и рисунков.

Творчество чудо-мастера – эмб­лема ЭКСПО-2017 или картинки из жизни Алессандро Вольта – выполнены в черном цвете, но при перепрограммировании можно добиться и цветного решения.

Стоит отметить, что кроме вышеназванных разработок, в итальянском павильоне представлены 20 различных проектов, о которых рассказывают галлограммы ученых.

Электричество из ничего

Этот необычный экспонат в павильоне Финляндии и найти-то сложно без помощи гида. Как оказалось, замурован он в полу, под стеклом. А название у него ну совсем не технологичное – «Пинг­вин WELLO».

Правда, с милыми арктическими птицами он никак не связан. Концепция «Пингвина WELLO», которым предполагается оснащать морские суда, состоит в превращении кинетической энергии волн в электрическую, не нанося при этом вреда морской флоре и фауне.

– «Пингвин WELLO» – уникальная технология, которая позволяет вырабатывать кинети­ческую энергию из энергии волн, – рассказал гид павильона Финляндии. – Другие компании и страны тоже занимались такими разработками, но именно нашему государству удалось создать эффективный агрегат, в том числе и за счет необычной формы.

На выставке, конечно, представлен уменьшенный макет настоящего судна, но на размещенном рядом планшете можно рассмот­реть все нюансы и принцип работы «пингвина». Примечательно, что установку не нужно погружать в воду. Она крепится на палубе и при ударах волн заставляет вращаться лопасти генератора. Далее выработанная электроэнергия идет по кабелям, расположенным уже под водой, и доставляется на электростанцию на берегу.

Изначально установку тес­тировали в Атлантическом океане, но сейчас ее широко используют и в других районах планеты. Несмотря на немалую стоимость, «Пингвин WELLO» быстро себя окупает, потому что, по сути, производит энергию из ничего.

Не сразу бросается в глаза и другой экспонат – он просто вертикально прикреплен к стене. Но это уже в павильоне Азербайджана. Здесь представлена четырехметровая часть лопасти ротора, длина которой на самом деле составляет... 44 метра. При этом высота ветрогенератора еще больше – 185 метров. Номинальная вырабатываемая мощность 2 350 кВт.

Изогнутый край высокотехнологичной лопасти, который также называется законцовкой, максимально увеличивает производимую ветрогенератором мощность и уменьшает шумовое загрязнение окружающей среды. Азербайджан, богатый энергоресурсами, имеет благоприятные климатические условия для использования энергии ветра. В республике уже действует ряд ветряных электростанций. В ближайшем будущем ожидается строи­тельство крупнейшей из них мощнос­тью 200 МВт. Ее предполагается разместить между островами в Каспийском море.



«Лидер» взламывает лед

Не имеют аналогов в мире проекты, представленные в российском павильоне. Их здесь немало. Например, интегрированный проект по добыче и сжижению природного газа; система управления солнечными батареями, мобильный комплекс очистки и обеззараживания хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод; суперконденсатор ТЭМП для северных районов с низкими температурами...

Помимо прочего, российский павильон – один из самых крупных и самых красивых. В центре экспозиции здесь находится полусфера со сменяющимися атмосферными и круговыми панорамами и инсталляция «Арк­тический город», выполненная в масштабе 1:100. Это участок Северного Ледовитого океана с настоящей арктической водой в окружении льдов.

По воде плывет управляемый макет атомного ледокола, открывающего водный путь танкеру с нефтью полярного шельфа. Современные российские суда позволяют круглый год осуществлять навигацию по Северному морскому пути, доставлять грузы в отдаленные районы Крайнего Севера, исследовать Арктику и Антарктиду.

Сегодняшние российские ледоколы способны ломать льды толщиной до 2,8 метра. А в Астане представлен проект находящегося в разработке ледокола «Лидер», который сможет пробивать лед толщиной более 4 метров!

Здесь же представлен буксир Севморфлота, доставляющий к причалу другую уникальную разработку российских ученых – плавучую атомную электростанцию. Она словно «зажигает» огни арктического вечернего города в момент пришвартовывания.

ПАТЭС «Академик Ломоносов» – первая в мире мобильная транс­портабельная атомная электростанция малой мощности. Она может использоваться в отдаленных районах или в тех местах, куда доступ по суше затруднен. Стоить отметить, что в настоящее время Россия лидирует в мире в строительстве энергоблоков АЭС: в стадии реа­лизации находятся 42 проекта в стране и за рубежом.

«Я буду долго гнать велосипед…»

И напоследок вновь поговорим о необычных средствах передвижения, представленных на ЭКСПО. Ведь именно они привлекают самое большое внимание посетителей, особенно мужчин.

Необычны они скорее не внешним видом, а «начинкой». Так, центральным экспонатом павильона Латвии является модель-макет водородно-электрического локомотива – это инновация в области грузовых перевозок. Особенность железнодорожной новинки в том, что при ее использовании нет вредных выбросов в окружающую среду. К тому же машина издает меньше шумов, чем другие ее «собратья».

Идея павильона Латвии «Энергия в нашей природе» имеет двойной смысл: природа – это среда, в которой мы живем и из которой черпаем энергию.

Кстати, первой в мире продавать авто с водородными двигателями стала Япония, о чем она и заявляет в своем павильо­не на ЭКСПО. Также в качестве топлива для самолетов здесь предложено использовать… мик­роорганизмы, поглощающие углекислый газ.

В павильоне Франции представлены такие достижения в области экологичного транс­порта, как концепт-кар Quartz, обладающий высокой технологичностью и эффективностью, складной электрический самокат e-Kick и электроскутер e-Vivacity.

Но, наверное, самым обсуждаемым транспортным экспонатом выставки в Астане является велосипед на солнечной батарее, представленный в павильоне Монако. Спонсором этой новинки стал легендарный велогонщик, генеральный менеджер велокоманды «Астана» Александр Винокуров.

Это разработка группы студентов технического лицея Монте-Карло. Они, кстати, лично при­ехали в Астану. Правда, не на своем велосипеде, как планировали изначально. Но не потому, что это невозможно в принципе, а лишь из-за нехватки времени.

Велосипед изготовлен из бамбука, весит чуть более четырех килограммов, на нем установлен 36-вольтовый электромотор, который питает солнечная панель, расположенная на специальной тележке сзади. Двухколесное средство передвижения способно развивать скорость до 37 километров в час.

Сами разработчики, правда, свою модель идеальной не считают – ездить с тележкой позади действительно не очень-то удобно, а потому сейчас заняты созданием другой модификации, в которой солнечная батарея будет крепиться непосредственно к велосипеду.

Популярное

Все
Чем чревато обещание мгновенного успеха?
Память Рахимжана Кошкарбаева почтили в Астане
Акмолинец Альмукан Сембинов брал Варшаву и Берлин
В Тегеране помнят о погибших советских воинах
Фестиваль книги преобразовался в театрализованное шоу
Алькей Маргулан посвятил археологии всю жизнь
Семей: что показать туристам?
«Мир казахов» пришел к англичанам
Лучших знатоков казахского языка определили среди гвардейцев
Казахстан служит примером для стран, ищущих свой путь развития
Ленка Газгольдер
Рыбакина с огромным трудом обыграла Путинцеву
Степь цветет, радует глаз
Быть учителем непросто
Стальные тулпары в степях Казахстана
«Простор» и воспитание базовых нравственных ценностей
Джигитам из Жамбылской области не было равных на XXIII чемпионате страны по кокпару
Вклад АНК в построение Справедливого Казахстана обсудили в Павлодаре
От Наполеона до Наполеона
Не прошедшая аяваску, или Дышите маткой
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Тест на прочность: держаться вместе!
Волонтерство – элемент национального характера
100 новых домов начали строить в СКО для пострадавших от паводков граждан
Шестую с начала года нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Токаев: Чистота городов и сёл Казахстана должна стать образом жизни
Казахстанским компаниям стало проще выигрывать конкурсы закупок субъектов естественных монополий
Большая вода: принимаются меры для стабилизации цен в пострадавших регионах
Волонтеры тоже нуждаются в заботе
Юные гости восхищаются пейзажами Алматинской области
Рыбакина уверенно обыграла итальянскую соперницу на супертурнире в Испании
Почему Александр Невский с Ордой не ссорился?
В Казахстане дешевеют яйца
На весенне-полевые работы аграриям требуется 1,5 трлн тенге
Долговечность строений зависит от качества стройматериалов
Навигация открылась на судоходных водных путях в Казахстане
Йеменские хуситы вновь атаковали суда в Красном море
Более 30 лет скрывавшийся от правосудия насильник задержан в Павлодаре
Король Карл возвращается к публичной деятельности
Вода уходит, села возвращаются к нормальной жизни
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Дефицит поливной воды ежегодно наблюдается в Кызылординской области

Читайте также

Всепобеждающая сила любви
После лечения бойцы снова рвались на фронт
Рассказать о главном через песни и танцы
«Простор» и воспитание базовых нравственных ценностей

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]