Тернистый путь на внешний рынок Свежий выпуск 20 сентября 2019 г. 10:34 506 Асель Муканова Экспорт – это реальностьПредприниматели, выходя на экспорт, решают корпоративную задачу по развитию бизнеса и в то же время важную государственную задачу по укреплению нацэкономики, развитию кадров, повышению поступлений налогов и в целом оздоровлению экономической модели. Развитие экспорта, тем более несырьевого, не только расширяет круг потребителей, увеличивая прибыль и раздвигая горизонты перспектив, но и повышает имидж страны и ее производителей. При этом важно, чтобы экспортируемые товары отличались высоким качеством и имели присущие только им уникальные свойства, поскольку предстоит конкурировать со многими другими, в том числе национальными брендами на чужом рынке.Успех российского экспорта на казахстанском рынке – а это действительно успех, ведь 40% импортируемых нами товаров родом именно из России, – вполне объясним. Две страны объединяет один из самых высоких уровней экономического взаимодействия на постсоветском пространстве. Договор о ЕАЭС создал нам условия для безбарьерной торговли. Российские товары зачастую выигрывают в цене и уж точно не уступают в качестве зарубежным аналогам. Да и казахстанцы во многом интуитивно предпочитают то же молоко или сыр из соседней России, нежели из дальнего зарубежья.Товарооборот с соседним государством растет с каждым годом. В 2018-м Российская Федерация поставила в Казахстан товаров по 98 позициям на общую сумму 13,2 млрд долл., и львиную долю занимают обработанные товары. Традиционно это вагоны, шины, лекарства, техника. Выросла потребность в ядерных реакторах, котлах, оборудовании. А вот молочной продукции, яиц и меда экспортировано меньше, чем раньше.В целом по итогам 2018 года несырьевой неэнергетический экспорт России составил порядка 150 млрд долл. Наибольший рост показали металлопродукция, товары химической промышленности, лесопромышленного комплекса. Аналитики зафиксировали, что в декабре 2018-го экспорт химических товаров достиг рекордного уровня за последние 6 лет (3 млрд долл.), продукции машиностроения показал второй результат после декабря 2017 года (5,2 млрд долл.).Лидирующие места промышленная продукция заняла и в списке топ-25 основных товаров несырьевого экспорта России за 2018 год – это, в частности, нелегированные стальные полуфабрикаты (8 млрд долл., рост на 32%), пиломатериалы (4,5 млрд долл., рост на 14%), удобрения (8,2 млрд долларов, рост на 14%). Основные экспортные рынки сбыта – страны СНГ, Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона.– Большая часть российского несырьевого экспорта приходится на промышленный сектор. Это говорит о том, что российская промышленность развивается, на ее продукты спрос на зарубежных рынках постоянно растет. К 2024 году объем несырьевого неэнергетического экспорта должен составить 250 миллиардов долларов. Это амбициозная задача, которая должна решаться не только за счет оказания непосредственно мер финансовой и нефинансовой поддержки предприятиям, но и их встраивания в международные кооперационные цепочки и проекты, – считает генеральный директор АО «Российский экспортный центр» Андрей Слепнев.Этот государственный институт создан соседями несколько лет назад с целью поддержки несырьевого экспорта и уже демонстрирует определенные успехи, проявляющиеся в повышении интереса малого и среднего бизнеса к экспортной деятельности. Сегодня РЭЦ представляет компании, которые нашли в себе силы, энергию, таланты и амбиции идти на внешние рынки, предлагать свою продукцию, продвигать себя и свою страну.Акселерационные программы РЭЦ направлены на то, чтобы адаптировать участников ко всем сложным процессам международной торговли, найти партнеров по бизнесу, заключить экспортные контракты и, самое важное, показать российским предприятиям, что экспорт – это реальность.– Одна из ценностей РЭЦ заключается именно в том, чтобы сделать то, что кажется бизнесу сложным в экспортной деятельности, простым и доступным, – говорит его руководитель.Поддержка из «одного окна»Далеко не всегда административные барьеры или недостаток денег являются проблемами для выхода на экспорт. Очень часто, особенно на стартовом уровне, проблема, что называется, в головах. Компании считают, что это дорого, сложно, что у них недостаточно хороший товар, не хватает компетенции. А зачастую даже и не задумываются о своем потенциале и перспективах.– Наша задача – показать им этот потенциал и разработать вместе с ними «дорожную карту», надежный план шагов для достижения успеха. Главное потом – не делать грубых ошибок по ходу пути, – говорит Андрей Слепнев.Порой достаточно преодолеть опаску чужого рынка и обучиться особенностям работы на нем. Есть традиционно сильные направления российского экспорта – металлы, химия, лес, и объемы здесь и так растут, это же касается машиностроения и сельского хозяйства. Но есть и новые быстрорастущие сегменты, например, анимация, комплектующие, косметика, парфюмерия, фармацевтика.И здесь нужна поддержка, повышение компетенции в экспортных операциях.Изучив международный опыт, в Российском экспортном центре перешли к акселерационным программам, разработали экспортный стандарт, который применяется пока в ряде регионов в пилотном режиме, но затем будет распространен по всей стране, чтобы любой экспортер получал необходимый уровень сервиса в отношении своих экспортных амбиций, где бы он ни находился.В нынешнем году РЭЦ подписал соглашение о сотрудничестве со Сбербанком и запустил совместный сервис для компаний-экспортеров. Смысл этого продукта – помочь компаниям, имеющим экспортный потенциал, дойти до первого контракта. Прежде всего проводится оценка экспортной готовности компании на базе международных методологий. Благодаря этому компания, производящая качественный продукт и готовая выйти на международный рынок, может посмотреть на себя объективно, в чем ее сильные и слабые стороны как экспортера.Затем благодаря своим ресурсам РЭЦ помогает сориентироваться на внешних рынках, провести маркетинговые исследования, понять, на какие рынки нужно выходить и как именно это сделать. Кроме этого, РЭЦ готов помочь в поиске партнеров и контрагентов, организуя участие в международных выставках. Завершающие шаги – сертификация, логистика, субсидирование по кредитам, привлекаемым на развитие экспортной деятельности, то есть предоставляется весь комплекс мер по принципу «одного окна».– Но самое главное заключается в том, что мы помогаем компании сформировать надежную программу экспортного развития и не упустить какие-то важные элементы, что иногда бывает, особенно с начинающими экспортерами, – говорит Андрей Слепнев. – Сейчас в России 45 тысяч компаний-экспортеров. Экспортный акселератор Сбербанка поможет увеличить их количество вдвое. В дальнейшем мы планируем заключать подобные соглашения с другими банками. «Made in Russia» – лучшие из лучшихВыход на внешние рынки становится одним из драйверов роста экономики. Однако, несмотря на успехи, в настоящий момент менее 1% российских предприятий занимаются экспортной деятельностью. Поэтому в верхах и задумались, что же нужно сделать, чтобы бизнес торговал глобально. Да, сложная ситуация на рынках, санкции, барьеры, но немало барьеров и в головах предпринимателей, они не верят в собственные силы.В РЭЦ признаются: прошлый год был для них важнейшим, закладывался дизайн национального проекта, было много дискуссий с бизнесом. Порядка 10 тыс. компаний прошли через центр. Достигнут новый рекорд по объему поддержанного экспорта – 16 млрд долл., это те поставки, которые бы не состоялись без поддержки РЭЦ.Комплекс мер нефинансовой поддержки РЭЦ включает в себя широчайший спектр работ: регистрация на внешних рынках интеллектуальной собственности российских производителей, сертификация продукции, поиск партнеров за рубежом и организация b2b встреч, маркетинговое продвижение товара, таможенное, логистическое, юридическое сопровождение, участие российских экспортеров в крупнейших международных выставках и форумах. Немаловажна и консультационная поддержка при выходе на мировые площадки электронной торговли и участии в международных тендерах.РЭЦ сегодня является связующим звеном между производителем и потенциальными клиентами и партнерами в других государствах. Организуя зарубежные бизнес-миссии, РЭЦ дополнительно расширяет возможности сотрудничества, а зарубежным бизнес-партнерам дает гарантию добросовестной репутации и финансовой надежности экспортеров.Более того, Группа РЭЦ готовит предложения по улучшению ведения предпринимательской деятельности в части экспорта и внешнеэкономической деятельности, регулярно взаимодействует с представителями делового и экспертного сообщества, способствует преодолению барьеров и снятию системных ограничений.Широкая география регионального присутствия делает услуги центра доступными для производителей со всей страны. А офисы в зарубежных странах и сотрудничество с торговыми представительствами РФ приближают его к предпринимателям по всему миру.Единая система поддержки экспорта предполагает наличие технической платформы, каковой стала программа «Made in Russia» с одноименным интернет-порталом. Именно здесь собраны сведения о 300 сертифицированных производителях РФ и их продукции. «Мы гарантируем, что бренды, производители и товары, добавленные в каталог, отвечают требованиям страны производства и международных стандартов», – говорится на сайте www.madeinrussia.com.Пройдемся по рубрикам каталога. Машиностроение – основа несырьевого неэнергетического экспорта. Данная отрасль входит в тройку лидеров и уступает лишь агропромышленному комплексу. Наукоемкое производство – одна из самых сильных сторон российской промышленности, подарившая миру первые атомные электростанции и ледоколы, искусственный спутник Земли, пилотируемые космические корабли.Среди разнообразия товаров этого сектора высоко востребован транспорт, к примеру, таких известных производителей, как КамАЗ, «Ростсельмаш», КЛААС и другие: автопром, железнодорожная и сельскохозяйственная техника и комплектующие, самолеты гражданской авиации. С каждым годом появляются новые лидеры потребительского выбора. Стабильно растет спрос на бытовую технику. Во все страны мира экспортируется мукомольное оборудование, продукция завода вендинговых автоматов, установки для сжижения газов, металлообрабатывающее оборудование, а также интерактивные 5D-аттракционы.Россия – крупный поставщик товаров химической промышленности. Именно эта отрасль входит в тройку основных доноров несырьевого экспорта страны, подкрепляя свои позиции стабильным развитием. Наиболее активными потребителями российской химической продукции являются страны СНГ (41%) и Европы (35%).Важное место среди продуктов отрасли занимают пластмассовые изделия. Большим спросом пользуются разнообразные товары, начиная от пленки и заканчивая посудой. Также соседи все больше экспортируют различные чистящие вещества. Мыло, шампунь, стиральный порошок – иностранный потребитель уже хорошо знаком с такими продуктами химической отрасли России.Фармацевтическая и медицинская отрасли промышленности входят в пятерку лидеров по объему среди приоритетных направлений для развития экспорта. Сегодня Россия производит огромное количество разнообразных медицинских товаров, включая технику, лекарственные препараты, изделия для проведения диагностики и многое другое.Экспорт одежды и аксессуаров, ювелирных изделий, товаров для дома и офиса за 2017 год составил 1,7 млрд долл. Широко известны по всему миру российские изделия из стекла и керамики, ювелирные изделия, музыкальные инструменты, детские товары, галантерея. Продвижение детских товаров и игрушек имеет высокий потенциал и связано в первую очередь с высокой узнаваемостью мультгероев из России. По некоторым оценкам, бренд «Маша и Медведь» по узнаваемости входит в мировой топ‑5, он очень популярен в Китае и на Ближнем Востоке.Благодаря росту объемов производства и расширению ассортимента товаров показатели экспорта строительных материалов из России растут с каждым годом. Изделия из асфальта, минеральные ваты, облицовочную плитку, огнеупорные кирпичи и блоки, стекловолокно и его производные импортируют в основном в страны СНГ (особенно Казахстан, Азербайджан, Узбекистан и Беларусь), Западной и Восточной Европы, а также Китай. Список стран-потребителей постоянно пополняется, в том числе за счет усилий Российского экспортного центра.Продолжают завоевывать международный рынок и российские сладости. Шоколад и конфеты продаются в 40 странах, а с недавних пор еще и в Австралии, Иране и Китае. Кроме того, Россия экспортирует значительное число консервированной продукции, в том числе овощей, мяса и рыбы.Практическое сотрудничествоВ своем недавнем Послании народу «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» Президент РК Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что предстоит решительно повысить эффективность господдержки компаний, работающих на экспорт.– Я говорю прежде всего о среднем бизнесе. Между тем у нас отсутствуют действенные меры государственной поддержки именно этого сегмента предпринимателей. Прежде всего в области сбыта продукции. Нужно поддержать наш МСБ, – сказал Глава государства, поручив Правительству в рамках Госпрограммы индустриально-инновационного развития разработать комплекс мер по поддержке высокопроизводительного среднего бизнеса, включая налоговое, финансовое, административное стимулирование.Кроме того, для поддержки экспорта несырьевой продукции предстоит рассмотреть вопрос применения более простых и быстрых процедур возврата НДС.Таким образом, развитие экспортного потенциала – актуальная задача и для нашей страны. И в этом смысле опыт Российского экспортного центра и программы «Made in Russia» стоит изучать и перенимать. Сотрудничество с РЭЦ было бы полезным и с точки зрения возможности совместного продвижения на зарубежные рынки.К слову, в январе нынешнего года в офисе РЭЦ в Москве состоялась серия встреч с представителями казахстанской делегации во главе с тогда еще первым вице-министром индустрии и инфраструктурного развития Романом Скляром. В состав делегации вошли представители АО «Казахстанский институт развития индустрии» и НПП «Атамекен».В настоящее время в Казахстане идут активные процессы по созданию собственного интегрированного института поддержки экспорта, в связи с чем основной фокус дискуссий был сосредоточен на успешных практиках и ключевых инструментах РЭЦ в рамках поддержки малых и крупных предприятий и выводу их продукции на внешние рынки. Роман Скляр тогда отметил, что опыт Российской Федерации по созданию единого института развития несырьевого экспорта по-настоящему востребован для Казахстана. Это связано с принятием в 2017 году Национальной экспортной стратегии, в рамках которой поставлена задача с этого года начать формирование централизованной системы экспортной поддержки.Специалисты РЭЦ рассказали коллегам из Казахстана об основных принципах и методологии работы, подходах в части организации аналитической поддержки экспортеров, поделились информацией о наиболее популярных услугах, форматах присутствия РЭЦ внутри страны и за рубежом. Казахстанские специалисты узнали о таких проектах, как акселерационные программы, добровольная сертификация «Made in Russia», демонстрационно-дегустационные павильоны продукции АПК за рубежом. По итогам встреч было принято решение продолжить взаимодействие по конкретным направлениям, как в части обмена опытом, так и в целях выхода на практическое сотрудничество.А когда готовился этот материал, стало известно, что распоряжением Премьер-министра РК утверждена Дорожная карта по продвижению экспорта несырьевых товаров и услуг. Особое внимание уделяется внутренним и внешним барьерам, устранение которых позволит сократить негативные факторы и последствия, с коими сталкиваются отечественные производители при продвижении своей продукции на внешние рынки. Дорожная карта, помимо реструктуризации мер господдержки и подходов в определении целевой группы, усовершенствования нормативных и правовых актов, снижения затратности производства и повышения конкурентоспособности, предполагает формирование единого института по вопросам развития отечественного экспорта.
03:00 Монография «Скрытые лики террора: история в документах и судьбах» демонстрирует новые подходы в изучении советской истории
27 апреля 2024 г. 14:20 Казахстанским компаниям стало проще выигрывать конкурсы закупок субъектов естественных монополий
13 апреля 2024 г. 12:00 Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»