
Не открою большой тайны, натурпродукт давно уступил место суррогату. Информационный повод для актуальной темы обозначил в нынешнем Послании народу Казахстана Глава государства Нурсултан Назарбаев, поставив задачу наладить производство трендового экологически чистого продукта.
Накануне захотелось обыкновенной горчицы. Пошел в магазин, продавец спрашивает: «Какую? Советскую или рыночную?» Юмора вначале не понял, а мне тем временем подают два тюбика, на одном название «Советская». Купил, попробовал, одобрил.
Ностальгией я не болею, успел переболеть, однако название, молодец товаропроизводитель, навеяло воспоминания. Выбор продуктов в советские времена был небольшим, но зато какие они были! Куриные яйца шли на обеденный стол прямо из-под наседки, картошка, овощи росли на приусадебном участке, хлеб пекла бабушка.
У соседей, имеющих корову, во времена Хрущева больше одной головы КРС держать запрещалось, покупали молоко, творог, сыворотку, на масло, сметану денег не хватало. Колбасу не видели, но и не страдали от ее дефицита. Мясо ели крайне редко, в магазинах его почти не продавали, а домашняя ферма сама еле сводила концы с концами, поэтому вынуждены были придерживаться вегетарианского образа жизни.
Не помню, чтобы в детстве или молодости болел желудок. Сегодня школьное да и домашнее питание обострили этот диагноз до максимума. С мезимом или фесталом уже знакомы первоклассники. Когда, господа, такое было? Подрастающее поколение – будущее страны – ест и пьет, что предлагают ему яркая реклама, красивые наклейки, упаковки. Обещая райское наслаждение, вся эта брендовая шелуха обманывает доверчивого потребителя на каждом шагу, медленно, но уверенно убивая наше здоровье.
Не так давно от знакомого предпринимателя услышал любопытное предложение: «Занимайся я производством пищевых продуктов, открыл бы фирменный магазин «Элита», на прилавках которого находился только натурпродукт...»
Хорошо знаю другого предпринимателя, более чем успешного. Он как раз занимается обеденным столом потребителя. Имеет магазины, цеха переработки, правда, придерживаясь противоположной продовольственной политики, как сам заявляет, ориентированной на спрос населения. Такая деталь – ежегодно его предприятие объявляет конкурс среди пищевиков-технологов с одним условием: сделать колбасу с наименьшим вложением мяса...
Пару лет назад победителем стал специалист, достигший абсолютного минимума – 27%. Столько по его рецепту закладывалось чистого мяса. В результате стоимость такого удешевленного продукта не превысила 800 тенге за килограмм. Народ, особенно пенсионеры, в очередь выстраивается, а что внутри колбасы – для него не важно, важен ценник.
И вот что интересно, однажды угостили меня колбасой из чистого мяса. Производят элитный продукт в одном из бывших колхозов на заказ. Уходит влет. Угостил внуков, не едят, нос воротят – запах не тот. В холодильнике колбаса «Докторская», эту только подавай. А в «Докторской», хвалятся друг другу технологи, сплошная шкура птицы, не считая остальных малоценных «запчастей».
С похожим фактом столкнулся год назад, находясь в командировке в Атбасарском районе Акмолинской области. Здешние мельничные комплексы выдавали на-гора лучшую в СНГ муку. Москва закупала ее тысячами тонн, постоянно шли заявки из Китая. А местные, вот парадокс, обходили этот ценный и качественный продукт стороной, покупая заморскую муку. Стоила она на 30 тенге дешевле, почему дешевле, потому что в нее добавлялся искусственный порошок.
Натурпродукту тягаться с химпродуктом можно, но это сложно. В России, например, городские жители все активней и настойчивей переезжают в сельскую глубинку, соскучившись по тому же натурпродукту, чистому воздуху и размеренному образу жизни. Переселенцы строят дачи, покупают крестьянские дома, разводят скот, сажают картошку, зарыбляют водоемы.
Два года назад, считаю, результат все того же процесса, резко возросла закупочная цена на молоко в Костанайской области. У соседей (акмолинцев и североказахстанцев) литр домашнего молока стоит 50–70 тенге, там цена доходит до 100–120 тенге. Ларчик открывается просто. Приграничную костанайскую домашнюю ферму облюбовали российские переработчики молока, меняя искусственный продукт на натуральный.
Здоровье дороже кошелька, начинает понимать продвинутый потребитель. Производитель, чувствуя конъюнктуру рынка, спешит сделать рокировку. Так что многое зависит от нас, какую пищу едим, такую нам и продают. В Казахстане, например, имеются все возможности стать лидером освоения натурального рынка, в чем убежден Президент.
Вот дословная цитата из его Послания: «Агропромышленный комплекс Казахстана имеет перспективное будущее. По многим позициям мы можем быть одними из крупнейших в мире производителей аграрной экспортной продукции. Особенно по производству экологически чистых продуктов питания».
Между прочим Европа также смотрит в нашу сторону, по горло насытившись искусственными завтраками, обедами и ужинами. Немцы, турки, датчане все чаще приезжают в ту же Акмолинскую область за урожаем – внимание! – весной, когда семена только начинают укладывать в почву.
С агропредприятиями заключаются договоры на поставку полевой продукции при условии, если на полях не будет применяться химия. Гостям хозяева возражают: «Зачем вам сорная растительность?» «Сорняки можем очистить, химию не очистить никогда», – отвечают они.
Лично я люблю овощи, фрукты, но уже три-четыре зимы у меня в меню их нет, причем нет принципиально. Они несъедобные, напичканы нитратами, полежат в холодильнике пару дней и превращаются в гнилую плесень.
Яблоки яблоками давно не пахнут, огурцы огурцами, зелень резиновая... Химия и здесь на первых ролях, однако есть и хороший опыт. Поселившиеся в северных областях оралманы взялись выращивать овощную продукцию с применением органики. За короткое лето (оказывается возможно) огородные мастера умудряются вырастить два урожая укропа, зеленого лука, чеснока, моркови, редиса, болгарского перца, баклажан, петрушки, кинзы...
Покупатель к ним сам домой приезжает, немного переплачивает, но зато знает – качество гарантированно. Хорошо производителю, хорошо потребителю. Что и требуется доказать.